В Крым через мост на арендованном Hyundai Solaris - рассказ читателя ЗР
До сих пор никак не утихнут споры по законности, легитимности, да и просто какой-либо необходимости делать Крымский полуостров субъектом Российской Федерации. И до недавнего времени я был в стане тех, кто не упускал случая выругаться в сторону принятого правительство решения в 2014-м.
Но Крым уже был наш, и все с воодушевлением рассказывали, как здорово теперь заживем, и НАТО может больше и не мечтать о базе в Севастополе, и мы теперь можем сколько угодно махать друг другу с разных берегов Черного моря чем хотим. Нужно ехать. Нужно улыбаться и махать.
Но одна только мысль о тошнотворной поездке куда-то там, на пароме, уповая на погоду, и на то, что именно тебе повезет и именно в этот день на юга поедет меньшее количество северян с проседью, в панамах, уродливых сетчатых майках и, боже упаси меня однажды такое на себя надеть, широких серых бриджах, с десятисантиметровым просветом волосатых ног до черных носков под запыленными темно-синими шлепанцами, купленными на барахолке по скидке, потому что их все равно хотели сжечь, меня страшно пугала. А представление того, что возможно в их окружении придется провести несколько суток на переполненной парковке в Порт Кавказе и вовсе вводило в ступор приближенный к первичной церебральной коме. Как и не хотелось смотреть на их полных женщин и измученных детишек, показывающих от скуки языки и корчащие рожи под палящим солнцем в нетонированных Ладах Грантах, без кондиционера. Потому что, несомненно, даже будь там кондиционер, глава семейства под страхом смерти бы его не включил, и не потому что он беспокоится о вредных для кубанских буренок выбросах, а потому что он экономит деньги. Ибо уже вышел за свой бюджет, купив на трассе мороженого сопливым чадам и теперь денег в притирку. На это путешествие я был пойти обязан, но отодвигал его так долго, насколько мог, собственно, как и написание этой статьи.
Да я бы и не поехал никуда. Если бы все СМИ не затрезвонили однажды, что Владимир Владимирович на Камазе давеча проехал по Крымскому мосту, и любой желающий на легковушке может последовать его примеру. Об этом не говорилось только разве что из холодильника. Я принял это за знак, и начал вынашивать идею поездки в Крым, причем непременно через мост, ибо промо-акция удалась, и я обязан был запечатлеть свой довольный фэйс на фоне его фирменных арок.
А планировать поездки - не мое. И в этом случае я не стал делать исключений. Однажды тупо купил билеты в Краснодар и, махнув серебристым крылом над ночной Москвой, вылетел из Внуково. Ну как вылетел, лоукостер Победа напомнил мне, что я жлоб, экономящий на авиаперелетах, и промурыжил меня с сотней ворчащих и причитающих пару часов в буферной зоне без объяснения причин. Потом нам сделали сорокаминутную обзорную экскурсию по взлетной полосе столичной воздушной гавани на автобусе, упрессовав нас, как ссыльных в столыпинском вагоне. И после уже позволили подняться на трап старенького Боинга. Который явно рассчитан исключительно на пассажиров с ампутированными конечностями: ни вытянуть ноги, ни откинуть спинку, ни расправить плечи, чтобы не вдавить одного соседа в иллюминатор, а другого не вытолкнуть в центральный проход. А чтобы я захлебнулся в собственных соплях, мне прямо в темечко, словно невидимым лучом, весь полет бил замораживающий воздух из кондиционера. Не могу сказать, что меня это бесило или раздражало, мозг отморозился настолько, что я и вспомнить толком не могу сам перелет. Впрочем, нет, кое о чем я думал: отвалятся ли мои обмороженные уши и нос при посадке. После было пару заходов на эту самую посадку в Пашковском, видимо, чтобы заставить креститься моего татуированного раскачанного соседа, и шасси все-таки коснулись земли. Шквал аплодисментов, местное время, спасибо за выбор самой бытроразвивающейся авиакомпании в России, бла-бла-бла, и все на выход.
Теплый прием
Если вы оказываетесь в чужом городе после двенадцати ночи, то ни один сайт с бронированием гостиниц вам не поможет. Вы, конечно, сможете снять номер через приложение, но только на будущую ночь, а вот заселиться здесь и сейчас у вас уже не выйдет. И вы будете тупить у входа в аэропорт слушая таксистов кавказской национальности, которые с удовольствием помогут вам решить любую вашу проблему, от ночлега до проституток с тяжелыми наркотиками.
У меня не было плана Б, но были друзья, живущие в этом городе-салате из казаков, черкесов и всех национальностей на Северном Кавказе, которых вы только можете вспомнить. Их количество на улицах ночной столицы Кубани поражало. Единственный вопрос, которым я задавался: а вообще, кто-нибудь остался в Адыгее, Дагестане, Армении, Карачаево-Черкессии или Ингушетии? Все же здесь.
Спас ситуацию каршеринг. Не будь я таким любителем поминутной аренды автомобилей, скорее всего, уехал бы на одном из ржавых ведер местных таксистов. Поддался бы на их уговоры ночлега в ближайшем борделе и проснулся бы в каком-нибудь отдаленном хуторе без одной почки. Но арендованная Шкода Фабиа повезла меня к моей подруге, живущей на другом конце Краснодара, любезно согласившейся приютить недотепу-путешественника.
Вообще, я люблю ночные города. Люблю видеть эти подвыпившие парочки парней и девушек, плывущих по затененным тротуарам. Курящих и копошащихся в телефоне одиночек в капюшоне. Или компании веселых ребят, решающих, где же продолжать пить, высыпавших из бара или ночного клуба и засыпающих друг друга пошлыми шутками, и создающих идиотские ситуации чаще ударов барабана в попсячей песне из хриплых колонок «повидавшей» в этой жизни крайне бюджетной Шкоды, которой я без особого удовольствия управлял.
Но ничего подобного на улицах летнего Краснодара я не увидел. На окраинах мою машину провожали взоры бродячих псов, а в центре творилось какое-то мракобесие с драками, нечеловеческими визгами и воплями, которые издавали местные джигиты. И мешающие проезду плетущиеся посреди дороги Лады Приоры, едва ли не трущиеся об асфальт выхлопными трубами такого размера, что туда поместились бы еще пара пассажиров и шкаф-купе. Миновав все несуществующие пробки, от которых меня окольными путями спас Яндекс.Навигатор (да храни боги интернета его душу!), к четырем утра я все-таки уткнулся в неудобную подушку на неудобном диване, с мыслями о том, что в принципе альтернатива проснуться без почки в близлежащем хуторе не так уж и плоха. По крайней мере под хлороформом можно было бы поспать комфортно даже на полу землянки. А не на этом диване с формой каноэ, не позволяющим тебе принять горизонтальное положение. Как бы я не переворачивался, мой таз оказывался на этаж ниже, а голова и пятки были где-то в районе Линии Кармана, и к этим прелестям добавлялось удовольствие ощущения впивающихся в твои ребра скрипучих пружин.
На смену душной ночи пришло сжигающее все, словно в гиене огненной, кубанское утро. И пусть я проспал все заведенные будильники, забыл поставить несчастный Айфон на зарядку, который, перегревшись под прямыми солнечными лучами, вырубился, я все-таки проснулся, оттого что мне в бронхи залили кипящий свинец, именно таковым был душный сквозняк из открытого окна.
Я, как вампир, боялся оказаться под солнечными лучами и отодвигал максимально долго свою вылазку на улицу, игнорируя все сообщения о том, что бронь потасканной малолитражки, стоящей во дворе, уже давно стоит денег.
Двигаясь обратно, я поразился, нет, на самом деле, это удивительно, как же все-таки работает Яндекс.Навигатор. Офис долгосрочной ренты автомобилей находился в районе Пашковского - именно там, откуда меня принесла нелегкая на маленькой печальной Фабии. И, видимо, чтобы искупить вину, сервис, который до этого повел меня дворами, а местами и сквозь коммунальные квартиры, в обратном направлении воткнул меня во все то, чего ночью не было, но я зачем-то объезжал.
Тачка взаймы
А кубанские арендаторы выкатили на меня удивленные шары, услышав что автомобиль мне нужен для поездки в Крым. Несмотря на то, что кто-то с их номера в мессенджере WhatsApp подробно обсудил все мои предпочтения. В итоге дороже, с хорошим залогом, я выехал на нежеланном, но свеженьком Хендай Солярисе 2017 года выпуска, который стал моим на три дня.
Вообще я не фанат корейских авто. Особенно бюджетных. Они жесткие, медлительные, собранные на скорую руку, да еще и в России. Уровень комфорта там приближен к поездке на телеге по улице, устланной брусчаткой, а внутренняя отделка и эргономика просто провальны, о которых и говорить не хочется.
Но этот Солярис оказался достаточно хорош! Черт побери, его 1,6-литровый двигатель без особого труда и шума помчал меня снова на другой конец Краснодара. Продуманная панель управления, человеческий автомат и хорошая управляемость вкупе с мягкой подвеской сделали свое дело, и из окна этой машины я даже начал импонировать краснодарским улочкам с бесконечным односторонним движением. Кондиционер не пытался обморозить до ампутации ступни, а музыка из моего плейлиста добавляла энтузиазма, предвкушая замечательную поездку в Крым. Хоть и с отставанием от всех временных границ заложенных мною прошлым вечером, но я ехал. И рядом ехала моя подруга, с легкостью подкинувшаяся на мое авантюрное путешествие в неизведанный «поколением некст» полуостров.
Ехать по Краснодарскому краю уныло. Дороги так себе, пейзажи тоже, череда населенных пунктов и, как следствие, ограничение скорости. Словом, тоска. В довесок ошалевшие водители со всех регионов страны, в панамах и на Грантах без тонировки, не сомкнувшие глаз прошлой ночью, так и норовили помять мой белый и почти новый корейский автомобиль.
Когда мимо замелькали ровные многокилометровые ряды виноградников, ехать стало интереснее. После по правую руку, напоминая гигантскую и грязную коричневую лужу, стало маячить Азовское море. И усыпанные красными маками поля.
А вот это уже неплохо. Хоть я не романтик и мне до цветочков дела никакого, я их даже женщинам дарил только тогда, когда меня тыкали носом в то, какой я бездушный и что от меня букетика не дождешься. Как по мне, веник он и есть веник, а разноцветный он и с лепестками или просто из сухих веток - по сути, это одно и то же, вопрос времени. Вообще, мир красоты странный и спорный. Нужно просто принимать все чаяния общества, особенно слабой и нуждающейся в бесконечных сюсюканьях второй половины человечества. Даже если ты никому ничем и не обязан.
Конечно, машина оказалась на этой пестрой полянке. И, немного съехав с прокатанной колеи, я почувствовал, как колеса провалились в песок.
Чтобы не портить впечатление спутницы от начала поездки, я просто заглушил двигатель и сделал пару-тройку ее фото с цветочками, и уже когда двери машины с грязными красными бутонами внутри захлопнулись, тяжело вздохнув, включил заднюю передачу - эврика! - автомобиль каким-то образом уверенно сам себя, словно барон Мюнхгаузен, вытащил из песчаного капкана. Я не знаю, как корейцы этого добились, а, может быть, мне подфартило на какую-то ограниченную серию с блокировкой передних колес, но я не задержался в песке ни на секунду с момента нажатия на педаль акселератора. И как любой мужик, когда ты доволен своей машиной, ты доволен всем вокруг. И, черт возьми, я стал доволен, как слон, даже не обращая внимания на пачкающий салон букетик вялых маков.
Впрочем, вскоре старая двуполосная дорога внезапно стала шире, чернее, с металлическими арками и блестящими, сияющими чистотой отбойниками по бокам. Это было словно предисловие перед хорошей книгой, или парадный вход в Большой театр, такая беззвучная барабанная дробь, готовящая тебя к тому, что вот-вот будет нечто. И за очередным плавным затяжным поворотом это нечто появилось. Говорите, что хотите, ворчите, скупитесь деньгами потраченными из казны или закопанными в Керченский пролив налогами, но этот мост хорош! Шуруя без сброса скорости, ты пропитываешься внутренним чувством удовольствия и, как не странно, величия. Конечно, не стоит фокусировать внимание на левой стороне - там глобальная стройка железнодорожных опор и ничего интересного. А вот справа много-много воды, это море, которое ты легко пересекаешь на машине. И поток автомобилей просто уносит тебя вперед, принуждает придавить педаль газа и лететь как можно быстрее вперед, скользя сквозь арки, разменивая километры и оставляя позади весь негатив, все злоключения и все опасения.
Мост закончился гораздо быстрее, чем наслаждение моментом. Просто пару залипаний по сторонам - и вэлкам, ты снова на суше. Крым стал гораздо ближе, чего не скажешь о жителях Керчи.
Этот мост просто разрезал город пополам, причем без какой-либо возможности встречи людей, живущих по разным краям города-порта. И если верить Ляпису Трубецкому, я в Керчи был и молчать больше не намерен. Вообще, заезжать в этот населенный пункт шло вразрез с моими планами. Но арендованный Солярис требовал топлива, и я не смел ему отказать. Да и вообще нужно отметить, что машина на автомате с невыключающимся кондиционером практически не жгла бензин. Выехав из Краснодара с неполным баком, у меня оставалось достаточно, чтобы проехать еще с сотню километров.
Свернув, следуя указателю на «мове», мы внезапно оказались в городе, который отброшен в 90-е. Первые же многоэтажки выглядят, мягко сказать, непрезентабельно, а честно сказать, прям паршиво.
Если у вас возникла необходимость быстрого изучения украинского языка, то вам просто необходимо в Керчь: все вывески, указатели, любые названия и рекламные щиты - сплошная кириллица «незалежной». Я и сам не заметил, как спустя пять минут страшно захотел «сало з горилкою», и вообще меня бесили «клятые москали», снующие туда-обратно на своих Грантах в панамах.
Заправившись на АЗС под названием «Ласкаво просимо!», было принято решение посетить крепость Керчь. Опять же, мне до этой крепости что до лампочки, машина просилась на трассу, подальше от разбитых керченских… направлений. Но друг моей подруги ведет блог про это культурное наследие, или пишет какую-то другую историческую бредятину, и я поддался, почему бы и нет.
А вот и нет! Если вы не знаете каких-то лазеек или у вас нет карманного телепорта, то вы никогда не найдете дорогу до этой крепости. И на то есть ряд причин. Навигатор в вашем смартфоне покажет вам то же самое, что вы крутили пятнадцать минут назад с моста в сторону Порт Кавказа. Пока вы глумились, читая надписи на украинском, местный мобильный оператор уже загнал вас в такой минус, что теперь, чтобы восстановить баланс, вам придется продать квартиру. Так что, если вы предварительно не скачали карты, не подключили роуминг, то фотографируйте и снимайте видео сколько душе угодно, ни для чего другого вам этот телефон на территории Крыма больше не понадобится. И найти крепость Керчь у вас больше никогда не получится, хоть исколесите всю округу в поисках нужного поворота, каждый раз вы будете упираться в великолепный мост, огороженный колючей проволокой, которому вы уже не очень-то и рады. А все попадающиеся вам на пути либо не местные, либо глухонемые. Избив колеса и проверив подвеску на прочность раз 800, волевым решением взрослого, состоявшегося и свободного мужчины каприз женщины был помножен на ноль и путешествие вглубь полуострова продолжилось. Благо выехать на трассу из этого города можно и без навигатора, задерживаться там даже на долю секунды, как бы ласково не просили, что-то не хотелось. Единственное, чему я действительно радовался, так это тому, что катила меня арендованная машина, которая с достоинством выдержала удары по всем упущенным мною выбоинам, а сколько их было, столько я и упустил. Пока торговал лицом в поисках нужного поворота к совершенно ненужной мне крепости.
Около двадцати километров вглубь Крыма от моста ведет просто шикарная дорога, но дальше она сужается, портится и для полного набора удовольствий вы упретесь в мертвую пробку размером с Подмосковье.
Злой рок непостижим, и в мгновение ока я оказался в окружении нетонированных Грант с отрытыми окнами. Мне показали язык и скривили рожу. А впереди из машины вышел покурить усатый мужик в панаме, сетчатой футболке и серых бриджах в черных носках и в шлепанцах.
Вообще, Hyundai Solaris уверенно держался, не давая слабинки. Как только я обнаруживал прерывистую и свободную встречную полосу, машина, хоть и не с самым приятным звуком двигателя, но раскручивала его до максимальных оборотов и рвала из-под себя, еще больше раздражая тех, кто тошнил в очереди и поправлял панамы. Я не смею себя оправдывать за подобное поведение на дороге. Мне как минимум отморозило мозг в самолете, а потом разжижило кубанским солнцем до состояния протухшего помидора. Так что, на это можно сделать небольшую скидку.
До Феодосии творится настоящий ад. Если по Краснодарскому краю ехать уныло, то по крымским степям это сущее наказание. Вокруг ровным счетом ничего, кроме строящейся рядом широкой магистрали: ни интернета в телефоне, ни связи там же, ни вообще ничего, что могло бы заинтересовать ваш взор более чем на семь секунд. Разве что экскаваторщик, прочищающий свои дыхательные пути, удивляющий всю пробку своими несомненно уникальными способностями засовывать палец в нос по самую фалангу. И, видимо, чтобы заскучавшие автолюбители сильно не отвлекались на его увлекательное занятие, и дабы заставить всех отвернуться, он просто съел, все, что только что из себя достал. Да, в этот момент я снова выкрутил руль вправо до упора и поскорее по обочине двинул от места разрушающего мою психику и нервную систему.
Худо-бедно преодолев пробку состоящую из колонн, угрюмых и потных, и подъехав к Феодосии (что-то там «Береговое»), до меня дошло, почему затор настолько огромен. Потому что люди видят моречко, плетутся в поисках парковочного места и бегут на песочек мочить в водичке ножки. И как только я это понял, я и понял, что тоже так хочу.
Попинав водоросли в грязной воде я почувствовал, что я натуральный… турист, тот самый - отечественный. Странно, что мне не захотелось купить панаму и надеть бриджи шириной с восточную Сибирь, а еще я понял, что скорее всего, все припарковавшие свои авто и перебегающие дорогу перед теми, кто тоже плетется в поисках парковочного места, когда-то испытали двухчасовую пытку обморожения головы направленным потоком кондиционера. Другого объяснения массового помешательства у меня не нашлось. Как и моего участия во всем этом насильственном безобразии.
Миновав Феодосию, море снова стало дальше, и поток уверенно помчался вперед. Спустя пару десятков километров после этого населенного пункта-стопора степи резко сменились нависающими на трассу густыми лесами и скальниками. Где-то за Старым Крымом, обгоняя очередной старый грузовик, мой взор упал на указатель на Судак, и я вспомнил, как разглядывая карты Яндекс-навигатора я хотел ехать в Ялту именно через этот населенный пункт, и не сбрасывая скорости свернул. Поразительно, на самом деле, по сравнению со своими сородичами из всего предыдущего модельного ряда, Солярис справился и практически не передавая нагрузку на руль, свалившуюся на передние колеса на присыпанном гравием старом асфальте машина словно вгрызлась в дорогу. И так же встала колом, когда мое появление оказалось слишком быстрым для одного из местных водителей. Он выскочил прямо передо мной со второстепенной дороги. Я-то остановился, а позади засвистела тормозами не одна машина, улетая на встречку и на обочину. Учитывая то, что водитель микроавтобуса и хам по совместительству оказался явно местным водителем, 1,6-литровый двигатель с обычным автоматом Соляриса в моменте на подъеме выложился полностью, но позволил мне почувствовать себя на коне, уделав нехорошего негодяя как стоячего. И восстановив справедливость, как и мое завышенное самолюбие.
Вы когда-нибудь бывали на серпантине Лазурного Берега Франции? Живописные скалы, голубое море с песчаным пляжем, маленькие уютные рыбацкие деревушки, ярко-зеленые виноградники. Я, кстати, ни разу не был там. И говорю сейчас именно про Крым, про дорогу через Коктебель, Судак и Алушту к Ялте.
Я не скажу, что это самое живописное, что я видел в своей жизни, но и не припомню более живописной дороги. Без преувеличения, я получал огромное эстетическое удовольствие и наслаждение при виде сменяющих или перемешивающихся друг с другом пляжей, скал, виноградников, хвойных лесов, гор и долин с бухтами.
Вот я теперь хочу пить только крымские вина. Говорите что хотите про кубанские игривые, что пояс там такой же как где-то там же, и черный пояс по виноделию у кубанских винокуров, и сорта там лучше, и экология, что угодно. Я купился на то, как выглядят виноградники в Крыму, они прекрасны. И теперь, когда-либо, если я возьму в руки бутылку крымского вина у меня перед глазами встанут эти сочные кустарники, накрывающие долины в скалах салатовым ковром, смотрящие на голубую гладь Черного моря.
Я сто раз пожалел, что не взял с собой палатку, и если однажды меня и понесет снова в Крым, то непременно я поставлю свой натяжной домик на берегу моря и с удовольствием проведу там ночь, слушая шум волн, тянущий мягкий песок раз за разом.
Россия еще не испортила Крым, успейте этим насладиться.
Я помню время, когда можно было так же разбить палатку на берегу по пути к Сочи, даже на самом подъезде к центральному району самого протяженного в мире курорта. Сейчас же дикарям на черноморском побережье столицы Олимпийских игр не место. И это нечестно. Сочи стал до пошлости пафосным курортом, с новым обликом и именем. Но старыми проблемами. Ялту и прекрасную дорогу к этому городу это неминуемо ждет, приватизация, закрытие и монетизация пляжей, кемпинги за шлагбаумами и кафешки на каждом спуске к пляжу. Все будет, дайте немного времени, ушлые капиталисты долго ждать не заставят. Конечно, страшно хочется, чтобы с Крымом пришло разделение потоков отдыхающих: в Сочи те, кто поедет из аэропорта на такси в дьюти-фри на Российско-Абхазскую границу за безакцизным виски со скидкой, а после в ночные клубы прямо на берегу моря в центре Адлера, а в Крыму где-то под Алуштой будут бренчать на гитаре у костра под звездным небом. Но мы так не умеем.
Но это я размечтался, прощая слабой шумоизоляции звенящую резину по старому асфальтовому покрытию и иногда долгий разгон по серпантину на обгонах ста двадцати лошадкам под капотом, думая о том, что можно и купить где-нибудь здесь, домик утопающий в виноградниках и встретить однажды старость, глядя на малиновый закат и аккуратно укладывая грози в корзину…
Но приводят в реальность внезапно бегущие над широкой дорогой троллейбусные провода. Этот непонятный всегда мне вид транспорта. Электрическая вилка-переросток с колесами, постоянно теряющая связь с внешним энергоносителем и отчаянно тянущая за веревки женщина-водитель в замасленом бежевом платке на голове, каждые пятнадцать километров отчаянно пытающаяся вернуть их на место, чтобы продолжить движение с бухтящими пассажирами, тоже недоумевающими, какого черта она снова сели в эту бесовскую машину без выхлопов. Отчетливые щелчки, брыкания электрического двигателя и клевый набор скорости, как единственный плюс этого рогатого корыта. Но только не здесь. Само представление путешествия из Ялты в Симферополь на троллейбусе, глазея на великолепные бухты с высоты в огромные окна, прощает все остальные погрешности никчемной техники. Было все-таки СССР что-то необыкновенное. Вообще, удивительно, как они принимали решение о запуске ветки в полсотни километров. Вот паром из Порт Кавказа в Керчь - тот еще отстой, рассчитанный на моральное и физическое уничтожение ни в чем не повинных граждан, поддающихся тупому стадному чувству каждое лето. А троллейбус из Ялты в Симферополь - великолепное утирающее нос энтузиазмом любому скептику решение, которое работает на радость людям, и спустя пятьдесят лет я открыл от удивления и восхищения рот. Что сам, как троллейбус, следуя за проводами пролетел мимо гостиницы Еллоу Субмарин, распахнувшей для меня двери и парковочное место для арендованного Соляриса в Массандре.
Вообще, я догадывался о грядущих проблемах с наличкой на полуострове, еще в момент брони номера через Букинг. Когда отельер официально прислал мне письмо на электронку с просьбой отправить залог на его кредитку. Тогда я свел скулы и сделал это.
По привычке, не взяв с собой наличные я собрался найти банкомат. Но, не задача, банкоматов, как и самих отделений основных Российских банков типа Сбера и ВТБ на полуострове нет в принципе. И кто бы, что бы, сколько бы и как бы не говорил, санкции доставляют проклятых хлопот. Вы не купите сувенир в палатке. Вам придется поискать кофейню с терминалом. А в итоге придется расстанетесь с кровнми просто так, чтобы снять нал и купить проклятый магнитик. А пока вы будете ехать в поисках левого банкомата с обдирающей вас комиссией, вы обратите внимание, что мировых поставщиков топлива тоже нет! И заправите машину, рассчитывая на удачу, в местной бензоколонке с информацией о жалобах на украинском языке. Может, конечно, Крым уже и не Украина, но, черт возьми, это пока что и не Россия. Потому что в России, когда я иду в ночной супермаркет за печенюшками, все вокруг тоже покупают печенюшки. А в Ялте продавщица прогоняла через сканер у пяти человек передо мной звенящую тару крепкого алкоголя, и ровно столько же стояло за мной, вынося с собой половину спиртного отдела. Я даже на секунду почувствовал себя неудачником или зашитым трезвенником с лимонадом посреди хмельного гуляния на октоберфесте. Это невыносимо грустно.
Куда обиднее, быть еще и свободным человеком, но какого-то черта по-джентльменски берущим десяток яиц и еще какой-то полезной дряни по списку, чтобы подруга приготовила ужин в номере-студии, в которой меня для сна снова ждал проклятый диван! И кто только придумал, что мужик в случае чего должен спать на диване? До этого я был в гостях, и справедливо, что мне постель никто не предоставил, но, черт побери, теперь в гостях оба, если разобраться и копнуть глубже, то она у меня в гостях, я плачу за номер (так-то ее квартира в столице огурцов и помидоров тоже была съемной), но диван застелен для меня, а я должен принимать это как должное. Нет такого числа, которым можно выразить ту цифру моих сожалений, что номер был оплачен на две ночи. А на просьбу получить раскладушку, мужчина в камуфляжном костюме из будки ресепшна крайне удивленно напомнил, что в номере, если что, есть диван. Страшно захотелось найти местных таксистов, которые бы под предлогом поездки в бордель накачали бы меня хлороформом и у счастливого уснувшего меня, где-нибудь за Алупкой (как бы иронично не звучало), вырезали бы почку.
Никаких раскладушек, банкоматов и сотовой связи, зато есть мост.
Чтобы отодвинуть встречу с проклятым диваном как можно дальше я предложил прогуляться по набережной Ялты.
Друзья, в Ялте шикарная широченная набережная, по которой хочется гулять и гулять. Живая музыка, светящиеся одуванчики и настроение праздника давящее тысячетонным прессом со всех сторон. А еще запах морской воды с шумом накатывающих волн - сплошная романтика.
Поколение «пепси», к которому я себя уверенно отношу, привыкло к фастфуду, и путешествуя в экзотические места автоматически подразумевает питание в ресторанах быстрого питания типа KFS или Макдоналдс. Привет от санкций, ничего подобного из мировых сетей вы так же не найдете. Крым пришел в Россию, большие компании объявили необоснованный бойкот и вышли из туристического рынка полуострова, терпя убытки, но поддерживая давление запада.
Но я все-таки в этот вечер выпил кофе из Автокафе - бюджетной копии Макдоналдса, с наггетсами и не таким сырным соусом, какого хотелось. Вообще много было чего не такого, какого хотелось. Взять хотя бы сон на проклятом диване. Который постоянно нарушали бегающие детишки под окнами. Которым какого-то черта не спалось до двух ночи. Как и их родителям, дорвавшимся до алкоголя. Который можно покупать в Крыму круглые сутки.
Еще до будильника разбудил выжигающий сквозь веки глаза солнечный луч. Пробившийся между складками жалюзи, без вида на море, а на последствия посиделки пьяных соседей. Хотя предоплату я давал за номер с видом на море, а в ночи при заселении уже просто было не видно, море там, внутренний двор или городская помойка.
Съев пересоленную яичницу на завтрак, я водрузился в арендованный в Краснодаре Хендай Солярис, который понес меня и мою спутницу в этом путешествии за Алупку (как же мне нравится это сочетание).
Следующим пунктом назначения было Ласточкино Гнездо. Но, уже утром, с ярко-голубым небом, в окружении хвои переливающейся с какими-то сочно-желтыми кустарниками ты перестаешь следить за дорогой. Ведь это не извилистая козья тропа между Судаком и Алуштой, а широкая свободная трасса. И если вы как и я ненавидите душный воздух юга, сжигающий легкие как концентрированный хлор, нужно переступить через себя и все-таки открыть окна. Запах хвои великолепен. И это не «утро в лесу после дождя», как обычно написано на освежителях воздуха или средствах для мытья унитаза. Этот запах шумящего ветвями хвойного леса мягкий и приятный, словно окутывающий вас в пушистый плед доброго праздника. Гарантирую, если бы ме дали мандарин, я бы точно позвал Деда Мороза!
Опьяненный запахом и шелестом сосен и елей по обеим сторонам дороги, сменяющимися живописными бухтами, да еще и разбалованный отсутствием камер и сотрудников дорожно-постовой службы я мчал на всех парах. Которые только можно было выдавить из 120-сильного двигателя корейского седана. А запутать в клочья потоками вихрей горячего воздуха из окон волосы блондинки, заставившей вас спать на диване дважды за последние 36 часов - и вовсе прекрасно. И я увлекся, уехав от поворота к Ласточкиному Гнезду на пару десятков километров в сторону Молдавии. Но новенький Солярис прощает. Разворот по сплошной, раскрученный до предела двигатель и открытые окна дарят удовольствие, полета по серпантину среди белых скал на лоне играющего лучами моря. Ровно до момента спуска к замку над обрывом. Привыкнув к скорости начинаешь собирать выбоины на петляющей узкой и резкой дороге, ударяя по подвеске так, что невольно прислушиваешься к звону в ушах. Который толи от пробитых амортизаторов, толи от смещенных шейных позвонков. Но за очередным тещиным языком вас ждет прекрасное творение инженерного гения, особняк на скале впечатляет.
Спуск к нему сродни конной прогулке. Ты представляешь себя на черном жеребце статным гусаром, а сам трясешься как испорченное желе в седле коричневой кобылы, дергая за поводья раздраженной брыкающейся лошади. Так и там, ты видишь себя рыцарем у сводов замка, но спустя полторы тысячи ступеней и вскарабкавшись по полированным камням на выступ, ты выглядишь как испорченный лимон, обливаясь собственным потом, утопая в нем и поднимая уровень воды в Черном море на несколько сантиметров.
Но замок все-таки прекрасен, в него совершенно не хочется заходить, это лишнее, он как скульптура, на которую хочется смотреть и даваться диву восхитительной задумке проектировщика, однажды создавшего сей шедевр инженерной мысли. Которая словно летела над всеми местными бухтами и виноградниками, песчаными пляжами и лесами, взгромоздившись на белой скале и превратившись в крепость, пленяющую взор.
А потом ты прешься вверх полторы тысячи ступеней в 120-градусное пекло, проклиная то мгновение, когда решился на спуск.
А дальше снова Хендай уверенно несет до самого Севастополя, оставляя в зеркале заднего вида пыльные Гранты и их панамочных пассажиров. Которые, наверняка провели ночь в палатке на берегу, а не на неудобном дешевом диване созданным исключительно для пыток.
Белый город обрусел. А может и всегда был Россией, здесь привычные камеры на перекрестках, пробка на въезде, указатели на русском и особенная крымская ухоженность. Севастополь стоит того, чтобы ехать к нему. Чтобы ехать по нему. Город с историей, город гордящийся своим прошлым. Но банкоматов всех российских банков, как и во всем Крыму, там так же не существует в принципе. И, возможно, именно сжалившись над горе-туристами, попавшими на бабло при обналичивании своих денежек, цены более чем демократичные. Посудите сами. Обзорная экскурсия за двоих по всей гавани Севастополя обошлась в 700 рублей. В Сочи с вас содрали бы в два раза больше только за то, что на ваше плечо посадили пьяную мартышку. А если вы водитель Гранты в панаме, с сопливыми детьми с уже заклинившими скривленными лицами от корченья рож и полной супругой в парео, наводящей ужас на округу своими формами, то можете сэкономить и на этом, и прокатиться через залив на морском трамвайчике.
Боевые корабли, подлодки, верфь и утопающий в зелени и резных колоннах город, украшенный куполами и прекрасными памятниками на земле и в воде - все это можно увидеть с кормы. Невозможно не влюбиться в этот с исключительным вкусом оформленный оплот великой державы.
После увиденного обычный капучино в местной кофейне показался не иначе, как нектар. Но это я это про свой капучино. Подруга с запутанными волосами выбрала флэт со всевозможными сиропами и фисташками нашинкованными как тонкие чипсины. Которые совершенно не позволяли сделать и глотка этого приторномерзкого пойла через соломинку, затыкая ее непробиваемым клапаном. Уверяю вас, еще немного, и я бы стал свидетелем, как человек женского пола и светлыми волосами втянул бы в в себя свое же лицо, вместо невкусного кофе, не отбери я трубочку.
На обратном пути культурно-исторического просвещения новенький Солярис привез нас к Херсонес. И если бы я умел подготавливаться к путешествиям, то обязательно в моем рюкзаке было бы пару бутербродов и чай в термосе с пледом, чтобы упасть в тени яблонь и наслаждаться великолепной жизнью, которой я живу, в великолепном месте, в замечательной компании. Но в рюкзаке этого не было. Как и самого рюкзака.
Херсонес настолько древний, что, думаю, даже римляне считали его доисторическим селением. Потому что, судя по табличкам, когда там заселились греки - тектонические плиты составляли один единственный континент Земли. И первая рыба вышла на сушу именно здесь, чтобы посмотреть, что же эти греки тут понастроили.
Среди колонн не хватало только оливковых деревьев, но замена была найдена мгновенно - алыча. Которая оказалась кислой настолько, что я на мгновение почувствовал родственные связи с корчащими рожи сопляками в Ладах Грантах, скорее всего еще не добравшихся до поворота на Балаклаву на тот момент.
И этот день был прекрасен, как прекрасен летний Крым. Вообще, я совершенно не люблю море, я тот чудак, который покупает дорогую горнолыжную амуницию и меняет сноуборды каждый сезон, а потом летит сломя голову по склону раскачивая горы долбящими басами в наушниках. Вот что я люблю. А купание в воде, словно состоящей из пота, которая к тому же бьет тебя каждые десять секунд и пытается отравить, пока ты из нее не выберешься на пляж липкий как слизень. И это то, что не люблю. По этому не смотря на просьбы спуска и купания в моречке подруги, Солярис уверенно мчал нас обратно, неминуемо приближая меня к ненавистному дивану в Массандре.
Зайдя в номер я пустил скупую мужскую слезу глядя на этот инструмент для пыток, а мое заявление, что сегодня не моя очередь спать на диване было принято за шутку. Вторая вечерняя прогулка по ялтинской набережной, опять же, исключительно ради максимального отдаления момента повторной встречи с диваном. И мою белоснежную майку-поло просто изуродовала орда мошкары, лезущая везде и всюду. Это было сродни кары небесной. За все грехи курортного города, находящегося на противоположном берегу Черного моря, тля, убивающая удовольствие всем от всего. Люди корчились, выбрасывали рожки мороженого, старались лишний раз не открывать ни рта, ни глаз, но зачем-то продолжали гулять. Думаю, просто в номере их всех ждал диван для сна, или для его отсутствия.
Правда, у нас в этот вечер были гамбургеры в кабинке фуникулера. А это как минимум мило. Единственный минус сего мероприятия - сама кабинка, которая годится разве что для поднятия в гору щенка одинокого ручного шпица, страдающего врожденной дистрофией. Любому другому разумному существу там тесно настолько, что перелет в кресле в салоне самолетов Победы покажется шикарным по своей комфортности. Да и вид с обзорной площадки, по совместительству - ресторане, крайне спорный, чтобы отдавать за это деньги.
И да, было и крымское вино, купленное с особым удовольствием после одиннадцати вечера. Пару бокалов которого уронили меня на ненавистный диван после насыщенного путешествия по полуострову, напичкавшему мой внутренний мир естественной и созданной красотой настолько, что места для для других мыслей и дел больше не нашлось.
Забыв про телефон и про необходимость ставить будильники, не смотря на несколько переломанных ребер от сна на предмете интерьера, созданного для того, чтобы человек сидел и смотрел телевизор со странным набором каналов, я проспал. Спутница в принципе никуда не торопилась.
Но условия моего договора аренды были настолько жесткими и принципиальными, что мне кажется, если я не вернул бы Солярис до девяти вечера, он превратился бы в тыкву, а моя подруга в мышь.
По этому обратно машина полетела еще быстрее. Во-первых, я уже знал дорогу. Во-вторых, я догадывался, что Феодосия встретит меня пробкой размером с Млечный путь. В-третьих, я слегка устал отдыхать и на самом деле хотел обратно в серую и торопящуюся Москву. Больше я хотел только фото на фоне модных арок Крымского моста.
Но машина все-таки еще разок припарковалась прямо на песчаном пляже. И больше «для галочки» я плюхнулся в соленую воду, щекочущую мой торс водорослями. Для полного набора впечатлений осталось только попробовать необыкновенную розовую крымскую соль прямо из высохшего водоема. И это я сделал. Поняв, что только что добровольно наелся грязи, с чувством исполнения всех возможных долгов отправился в сторону Краснодара, нарушая все установленные федеральным законом скоростные ограничения. Нет, ну, спиртное же после одиннадцати вечера покупал, о каких правилах может идти дальше речь…
Заправившись до полного бака еще разок Крымским топливом по какой-то причине дороже на несколько рублей, чем во всей остальной стране, на подозрительной частной заправке, Хендай спустя несколько часов приятно шумел по новенькому асфальту Крымского моста. И раз уж все скоростные ограничения нарушены, а местами и разметка, да и алкашка после одиннадцати куплена, почему бы и не остановиться вопреки всему на мосту и не сделать памятную фотографию? Сделано.
Жизнь состоит из моментов, которые всегда пытается что-то омрачить, например скрипучий и наверняка во время сна пытающийся тебя убить диван или анти-комфортные сиденья в самолете. Но в целом, можно наслаждаться прекрасным, не обращая внимания на мелочи, вроде загнанного в минус счета мобильного телефона на сумму больше, чем внешний долг Белоруссии, или дешевой обивки салона арендованного вами новенького Хендая Соляриса, прослужившего три дня верой и правдой в спартанских условиях. В остальном все в Крыму было дёшево и прекрасно. Поешьте мороженого, выпейте вина и растянитесь на золотом песчаном пляже. Впереди бархатный сезон.
Чувствуйте себя как дома, Крым же наш.