Чаво он моргает?
Завидев в зеркале заднего вида автомобиль с синей мигалкой, законопослушный гражданин посторонится – охота была связываться с этими операми и шишками... Если они включили иллюминацию по праву, а ты не уступишь – можно запросто лишиться свободы колесных передвижений на три месяца. И никакой суд не поможет – помешал делу государственной важности, поимке преступника, и все тут!
Но, если честно, иллюминацией по праву пользуются не всегда. Периодически ГАИ проводит спецрейды, норовя выловить хулиганов, однако меньше их почему-то не становится. Видимо, им о рейдах известно заранее. Замечено, что чаще маячками злоупотребляют владельцы «флаговых» (особых) номеров, например депутаты Госдумы. Большинству из них спецсигнал отнюдь не положен, но ведь как хочется! К тому же не каждый инспектор остановит, а если и остановит – нехай, штраф всего-то 300 рублей.
МВД долго терпело такое безобразие. И вот министр Борис Грызлов заявил: «Надо за незаконное использование спецсигналов ввести уголовную ответственность. Что ж это такое? – реально в нашей стране машин с мигалками гораздо больше разрешенного числа».
Орудие как таковое
Основной спецсигнал вкупе с сиреной (устройство для подачи звукового сигнала с основной частотой, изменяющейся в пределах от 150 до 2000 Гц) – это проблесковый маячок синего цвета. Для привлечения пущего внимания используют «крякалки» и стробоскопические лампы в фарах. Без разрешения весь этот цирк незаконен.
Согласно Правилам автомобили, оснащенные синими проблесковыми маячками, имеют право отступать от любых норм ПДД и в оговоренных случаях пользоваться приоритетом. Но никак не всегда.
Оруженосцы
Простой вопрос: кому официально разрешено ездить с мигалками? В голову сразу лезут доблестная милиция, «скорая помощь», пожарные, МЧС; кто-то вспомнит государственных инкассаторов, прокуратуру и так далее. Ну да, ну да, все верно.
Однако список гораздо более внушительный: от различных министерств и спецслужб до медицинского центра управления делами президента и концерна «Росэнергоатом». И каждому ведомству положено определенное количество мигалок. Например, Генпрокуратуре – 10 штук, а ФСБ – 90. Больше нельзя.
Есть еще колоссальный список конкретных должностей, которым без спецсигналов ну никак невозможно. Начнем по порядку, от самой верхушки. С кортежем президента и так все понятно. Руководитель и заместители почти любой структуры, имеющей в своем названии слова «...президента РФ», тоже получают разрешение на спецсигнал. Отступить от правил могут все руководители министерств и ведомств, приравненных к ним (ФСБ, ГТК, Банк России). В Федеральном собрании (Госдума и Совет Федерации) спецсигналы есть только у начальства – председателя, его заместителей, руководителей фракций и депутатских групп. «Простые» депутаты, коим положен бесплатный проезд в общественном транспорте, отдыхают.
Третья (судебная) ветвь власти тоже не прочь увильнуть от потока: председатели и заместители председателя Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов тоже принадлежат проблесковой элите.
Идем дальше. Естественно – главное лицо любого региона, представители президента в федеральных округах. Потом, натурально, их заместители и главные федеральные инспекторы.
И еще восемь специфических обладателей: председатель правления Пенсионного фонда, руководители Газпрома, РАО ЕЭС и Росэнергоатома, президент Российской академии наук, начальник Генерального штаба и председатели Счетной палаты, Центризбиркома и Гостехкомиссии.
Где куют?
Официально разрешение на спецсигналы, как и на спецномера, выдает целая комиссия из 12 человек, состоящая из высших чинов МВД, ГАИ, ФСБ, ФСО, а также представителей аппарата президента.
Имея связи с «оборотнями в погонах», можно приобрести талон с разрешением за несколько тысяч долларов. Сами спецсигналы вообще продаются свободно. Почему бы денежному дяде не поставить музыкальный пропуск на свой лимузин?
...а народ, может, занят!
Да, согласно пункту 3.2 ПДД: «При приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для беспрепятственного проезда», но также следует помнить, что «водители оперативных и специальных транспортных средств могут воспользоваться приоритетом, лишь убедившись, что подаваемые ими сигналы восприняты другими участниками движения и им уступают дорогу».
Не убедились? Стойте дальше, убеждайтесь.