По-нашему, по-бразильски...
Впечатление такое, что разработчики ОСАГО понадергали из разных стран нюансы их "обязаловки" и завернули все это в нашу специфику. И теперь из этого ветхого кулька все торчит и высыпается.
Обратите внимание: даже в небольших европейских странах, сравнимых по размерам с нашими не самыми большими областями, имеются территориальные коэффициенты. Что ж, столицы и провинции везде имеются. В принципе, концепция закона во всех странах почти одинакова, различаются лишь способы формирования тарифов.
Возьмем Германию. Это самый любимый образец наших страховщиков. У немцев вообще нет обязательных тарифов - только их общая структура. Каждая страховая компания устанавливает свои, согласовав их с государством. Определяющих коэффициентов два - территориальный и мощностной. Автомобили разделены на 11 категорий в соответствии с мощностью двигателя. Например, Golf 1.4 и Golf 2.0 - совсем разные вещи.
В Великобритании стоимость страхового полиса также на совести страховщиков, но зависит от класса авто. При появлении новой модели комитет страховщиков быстренько определяет ее класс - и дело не спотыкается.
Систему "бонус-малус" (аварийные коэффициенты) наше правительство явно подсмотрело у французов (как когда-то систему SECAM). За первый год без аварий страхователь получает 5% скидку от стоимости полиса, за второй - еще пять, и так далее. Если 13 лет отъездить без аварий, то можно добиться бонуса в 50%! Все как у нас. Каждая авария французу прибавит 25% к базовому тарифу. Но если вина обоюдная, то и прибавка делится на двоих. Есть еще возможности "роста": если вдруг угораздило подбить кого-нибудь в подпитии, то страховая на следующий год прибавит сразу 150%. За побег с места ДТП - 200%... Жестоко, но справедливо. У нас же за два последних проступка страховая компания "впаяет" своему клиенту регрессный иск.
В последнее время много судачат насчет отмены Верховным судом повышающих коэффициентов для мощных авто (свыше 120 л.с.). Решение пока не действует, так как обжаловано Российским Союзом автостраховщиков. А все почему? В нашей стране мощностная накрутка смотрится как социальный налог: мол, чем мощнее машина, тем богаче владелец - нехай платит больше. А по конституции все равны - и банкир и медсестра! Страховщики же объясняют такое разделение просто: раз двигатель мощный, значит машина тяжелая и, соответственно, больший урон может нанести. Это правда, но не совсем. Банальный пример: "Волга" - полторы тонны, 120 л.с., и BMW 530 - те же тонны и 230 л.с. Где правда? Чтобы народные массы не роптали, оригинально поступили голландцы. У них тарифы зависят попросту от веса машины.
Некоторые страны, например Швеция, принимают в расчет годовой пробег машины, чем он меньше, тем и полис дешевле. Тоже правильно!
Вобрав в ОСАГО "самое-самое", и далеко не всегда хорошее, мы добавили щепотку своего. Это возможность покупки полиса с ограниченным сроком использования. Снизошли до "подснежников"! Пусть покупают страховку на полгода, умножив базовый тариф на 0.7. Гуманно. Только вот почему за половину услуги нужно платить 70%?
Страховая сумма в Европе не исчисляется тысячами долларов, как у нас. Это просто смешно. Даже десятками тысяч - очень недальновидно. Минимальное покрытие у них - 50 тысяч евро. Но мало кто им пользуется - все страхуют свою ответственность на 500 тысяч или вообще безлимитно. И это верно. Есть немало примеров, когда водитель наносил ущерб нескольким десяткам машин на сотни тысяч. И все это сходило с рук: страховая свои обязательства выполняет исправно.
Знаете, сколько стоит месячная "грин-карта" в Польшу для российских автотуристов? 240 рублей. А страховая сумма равна 600 тысячам евро!
Между прочим, европейское страхование дороже нашего на порядок. То есть дешевле 200 евро полис евроОСАГО не приобрести, а его средняя цена приближается к 400 (наш - 1904 руб.). Н-да, нам бы еще и их зарплаты...