Не пенять!
– Что было для страховщиков в связи с ОСАГО самой большой проблемой?
– Ажиотажная паника и ее следствие – возбужденные очереди клиентов.
– С 1 июля к вам ринулись законопослушные и мнительные автовладельцы?
– Они тоже. Но главным образом – гонимые ГИБДД: те, кому надо было пройти техосмотр, поставить машину на учет и т.п. Продолжалось это месяца полтора. Очереди были настолько свирепые, что меня однажды не пустили в зал к моим сотрудникам: «Вы здесь не стояли!!!»
– Вы не предлагали клиентам попутно страховаться от увечья?
– (Смеется). До этого, слава Богу, не доходило, но отдельные случаи рукоприкладства были. Чтобы справиться с ситуацией, пришлось организовать «электронную очередь». Пришел, зарегистрировался – и не надо дышать никому в затылок: в нужный момент на табло появится персональное приглашение к освободившемуся окошку... Очереди резко сократились, когда пошли слухи, что ОСАГО отменят. И действительно его чуть было не заморозили на год – Госдума уже приняла в первом чтении такой закон. Но в ноябре президент сказал, что он его не подпишет, и вообще предложил прекратить все разговоры на эту тему.
– Кампанию против ОСАГО возглавляли депутаты, решившие перед выборами заработать у народа очки. И все же Закон об обязательном страховании не безупречен. Вам не кажется, что тарифы слишком высоки, особенно для инвалидов и пенсионеров?
– Инвалидам, получившим транспортное средство через органы социальной защиты, будет компенсироваться половина уплаченной страховой премии (это положение вступит в силу 1 июля 2004 года). Для малоимущих автовладельцев, в том числе пенсионеров, закон не предусматривает явных льгот, зато в статье 17 дает право местным органам власти устанавливать для них полные или частичные компенсации.
– Из местных бюджетов?
– Да. Так что не стоит руководителям в регионах пенять на зеркало, то есть на закон об ОСАГО. Если вы заботитесь о своих гражданах и желаете получить их поддержку – милости просим, все в ваших руках!
– Но хорошо бы и тарифы понизить, вы не находите?
– Об этом сейчас много разговоров, но после выборов 7 декабря они наверняка поутихнут. Тарифы-то взяты не с потолка – в их основе лежит статистика ГИБДД и «Скорой»! Было бы у нас на дорогах меньше аварий, были бы ниже и тарифы. Можно, конечно, и за 3 копейки страховать, но тогда мы ничего не сможем платить потерпевшим. И закон об ОСАГО перестанет работать, он будет нужен только гаишникам для взимания с водителей штрафов...
– Дает ли ОСАГО прибыль страховым компаниям – к примеру, вашей?
– Конкретно говорить пока рано, ведь не прошло и полугода, а договоры заключаются на год.
– Ну а ваша, опытного страховщика, личная оценка?
– Из каждых 100 договоров до 80 убыточные. Но в этом виде страхования речь о прибыли не шла изначально – мы надеемся, что, придя к нам за обязательным полисом, автовладельцы оценят и другие виды наших услуг.
– Купят спокойствие на другие случаи жизни?
– Вот именно. Но даже в лучшем для нас варианте, если ОСАГО окажется рентабельным, вся прибыль сверх 5 процентов должна по закону перечисляться в гарантийный фонд. Из него выплатят компенсацию потерпевшим, если виновник аварии скроется или окажется незастрахованным.
– Возникают ли при ОСАГО не предусмотренные законом ситуации?
– Постоянно, ведь невозможно все предусмотреть. Например, очень проблематично сейчас страховать машины старше 13–15 лет: в их регистрационных документах не указывали ни мощность двигателя, ни объем. Приходится обращаться к инструкции по эксплуатации автомобиля, если хозяин ее сохранил. С «Газелями» тоже проблема. В техпаспорте у них написано: категория В, тип транспортного средства – грузовой, а это два разных базовых тарифа. Как быть? Послали запрос в РСА – Российский союз автостраховщиков.
– На лобовых стеклах пока еще редко можно увидеть наклейку ОСАГО. Как вы думаете почему?
– Многие не спешат ее клеить: а вдруг придется менять лобовое стекло? Но это напрасная предосторожность: страховая компания выдаст дубликат, причем первый раз бесплатно.
– К январю, когда ГИБДД начнет штрафовать, поприклеивают.
– Штрафовать должны за отсутствие не подстекольного знака, а договора страхования. Хотя на практике возможно всякое, ведь у нас в России каждый сам себе парламент и генерал...
– Среди ваших клиентов много иностранцев. Как они восприняли ОСАГО?
– Все они имели полис добровольного страхования и были немало удивлены, что нужен еще и какой-то обязательный. У них страхование автогражданской ответственности так давно стало привычным, что никому даже в голову не приходит ездить незастрахованным.