А может, и не свечи?
Некоторые клиенты автомастерских, в том случае, если двигатель не заводится с наступлением зимы, во всем склонны винить только систему предварительного нагрева свечей. Им без разницы, когда, в каком состоянии - холодном или горячем, двигатель заводится плохо или вообще перестает это делать. "Виноваты свечи (блок управления, таймер и так далее), и точка. Давайте делать!" Однако при ближайшем рассмотрении...
Появился как-то у ворот нашей мастерской Nissan с двигателем LD20-2.
- Что случилось?
- Да свечи, наверное! - уверенно заявил клиент, - утром заводится нормально, а днем, например, если заскочить на минутку в магазин и заглушить, снова завести не удается!
Клиент, похоже, считал себя продвинутым специалистом. - Реле номер один накала свечей включается и тут же выключается обратно. А когда я «бросил» на свечи «плюс» от аккумулятора - завелся сразу же!
Ну что тут сказать... Как объяснить и доказать, что причина, возможно, лежит гораздо глубже (и дороже по исполнению) - в топливном насосе высокого давления? В ТНВД топливо из внутренней полости с помощью специального подкачивающего насоса (как правило, роторного типа - не путать с помпой ручной подкачки) нагнетается в подплунжерное пространство. Излишки через редукционный клапан возвращаются назад в полость насоса. После остановки горячего двигателя (а ТНВД, расположенный на блоке, нагрет не менее, чем двигатель) топливо через изношенную плунжерную пару и пропускающий редукционный клапан вытекает из-под плунжерного пространства. Способствует этому процессу и образование паров, создающих паровую пробку. При попытке пуска такого мотора подкачивающий насос не в состоянии сразу заполнить все пустоты (не забудем, что он развивает и меньшее давление: горячая солярка имеет более низкую вязкость). Плунжерная пара «голодает» и дает меньшее количество топлива. Двигатель пытается завестись на обедненной смеси. Пока ТНВД не выйдет на рабочий режим, запуск двигателя весьма проблематичен.
Но при чем здесь свечи накала? Просто перегретая (включенная принудительно) свеча помогает двигателю завестись в этом нештатном режиме. Она маскирует дефект, но, увы, за счет снижения собственного ресурса.
Был у нас автомобиль, который "на горячую" требовал для заводки 10 секунд работы стартера. При подаче принудительного питания на свечи удалось сократить это время до 3-4 секунд. Но "на холодную" он заводился «взрывом» и сразу же! Другими словами, эти 3-4 секунды ТНВД не давал топлива вообще, затем 6-7 секунд давал уменьшенное количество топлива и только после этого выходил на нормальный режим. Поливая его холодной водой (удаляя паровые пробки и несколько понижая температуру топлива), удавалось значительно сократить время запуска без прогрева свечей. Но окончательно вылечили автомобиль только заменой плунжерной пары и приведением в порядок остального железа в ТНВД.
Кстати, такой дефект присущ многим дизелям фирмы Nissan (RD20, RD28 и другие). Возможно, причина кроется в особенностях расположения ТНВД на блоке двигателя. В любом случае принудительный нагрев свечей рекомендовать нельзя ни при каких обстоятельствах из-за значительного снижения их ресурса.
Мы по-разному пытались объяснить человеку причину неисправности его автомобиля. И даже сделали «наглядную заводку» - хорошенько прогрели двигатель, налили в пластиковую бутылку из расчета «50 на 50» дизельного топлива и моторного масла и пустили шланг из бутылки прямо на вход ТНВД. Завелся практически сразу же!
Ан нет. Трудный оказался человек: смотрел на нас недоверчиво, не говорил, но думал, наверное: «Ребятки меня хотят раскрутить...» На ремонт мы никого силком не затаскиваем. Не хочет верить - есть и другие мастерские. Правильно?
Уехал. И забыли уже мы о нем, таком недоверчивом... Нарисовался где-то через месяц. Пешком пришел. Долго ходил кругами, не решался подойти. Потом все-таки решился:
- Вы не возьмете в ремонт мой автобус?
Южно-Сахалинск