Держимся пока
Запад
Поток западного б/у за последнее время сильно обмелел. Ассортимент перевернулся с ног на голову. Почти нет привычных «сигар», «бочек», «гольфов» и «пассатов». Рынок заполнили малолитражки – Volkswagen Lupo, Seat Arosa, Honda Logo, Fiat Punto, Nissan Micra и так далее. Опять же они, пошлины: на маленькие моторы (меньше полутора литров) ставка почти не выросла.
Перегонщикам, особенно калининградцам, пришлось перестраиваться под новые условия. Но одними «малышами» рынок сыт не будет, нужно что-то новое, доселе невиданное. И нашлось. Перспективнее всего оказались автомобили, у которых нет отечественных аналогов. Стало выгодно «гонять» бэушные микроавтобусы, мини-вэны, маленькие грузовички, джипчики, прицепы, эвакуаторы. На площадках появились японские «кубики» и «вагончики», собранные в Европе. Западная часть России никогда таких машин даже не видала, а теперь в новых экономических условиях у них нашлись поклонники. Цены, конечно, кусаются – редкий приличный экземпляр стоит дешевле $8000–9000. А это уже цена новой корейской иномарки, собранной в России. Впрочем, кому что.
Не в нашу пользу сыграл и рост евро – и новые, и б/у поднялись в цене. Ясно одно: зеленый свет для сборочных производств. И еще один момент – в западной части нашей страны все большую популярность получают машины с правым рулем... Неспроста это.
Восток
Рынок бэушек из Японии тоже переживает повышение цен. В самом привлекательном для россиян сегменте – $7000–10 000 – автомобили подорожали в среднем на 20%.
А как же – виноваты потрясения на мировых валютных рынках: за год «наш» доллар подешевел к иене примерно на 18%. И долларовые цены на автомобили с Островов автоматически поднялись на эту величину. Подешевел доллар и к евро, в котором наше правительство начисляет таможенные платежи. Начислять-то начисляет, а расплачиваться с бюджетом во Владивостоке приходится по старинке – долларами. Отсюда и мораль: платить надо на 20% больше, чем год назад. Не все благополучно и в самой Японии: стагнация экономики заставила граждан страны жить поскромней. Многие отложили покупку нового автомобиля до лучших времен, и цены на вторичном рынке поползли вверх. Некоторые подросли на четверть. Подсуетилась и родная железная дорога: тарифы на транспортировку автомобиля из Владивостока в Москву увеличились примерно на $200, то есть на 20%.
Первое, чем смогли ответить на новые вызовы российские импортеры, – резкое снижение комиссионных. Успешнее всех – крупные поставщики. Все большее значение стало приобретать качество товара, покупатель стал разборчивее. Преимущество в этом вопросе на стороне импортеров с наработанными деловыми связями на Островах. Вместе с японскими партнерами они отслеживают ситуацию на аукционах и клюют только на самые выгодные предложения. Не менее важны и контакты во Владивостоке: таможенное оформление и отправка заказанного автомобиля по железной дороге может тянуться месяцами. Обязательное условие для нормальной работы сегодня – образование юридического лица, без которого растаможка выйдет дороже.
Итак, говоря гомеровским языком, нововведения мощным потоком пронеслись по авгиевым конюшням рынка подержанных машин, смывая случайных людей и многочисленных посредников. Покупатель тоже уверенно дрейфует в сторону поставщиков с хорошей репутацией. Утешение одно: купить подорожавшую япономарку без обмана стало проще и удобнее. Окультуриваемся помаленьку.