Без карты и компаса
Несколько международных консорциумов заботятся о своевременном пополнении информации о дорожной сети и придорожной инфраструктуре на электронных картах. Современные автомобильные навигационные системы способны получать по УКВ (в формате RDS) и отображать информацию о пробках или средней скорости движения на автомагистралях. Благодаря стремительному техническому прогрессу европейцы, японцы и американцы имеют возможность заставить навигатор проложить маршрут в объезд платных дорог, по самому короткому маршруту или по самому быстрому. Современные устройства запрограммированы таким образом, что приемник сам заблаговременно предупредит хозяина о приближении нужного поворота, подскажет ближайший магазин или бензоколонку. Комфорт стопроцентный. Но нам - увы – недоступный!
В России гражданская спутниковая навигация развита слабо. Главное препятствие на пути к ее широкому распространению не столько высокая цена оборудования, сколько отсутствие официальных карт крупного масштаба. Россиянин, купивший GPS-приемник, обнаружит на экране прибора картинку, до боли знакомую по пачке «Беломора»: вместо дорог одни направления, а города с населением меньше 100 тысяч проигнорированы. Польза от такого прибора разве что туристу или охотнику. К сожалению, подробные карты местности в России по-прежнему засекречены из стратегических соображений. Энтузиасты спутниковой навигации, столкнувшись с такой проблемой, справляются сами: сканируют и переводят бумажные карты в электронный вид, привязывают их к местности и записывают в память GPS-приемников – долгая, кропотливая работа. Еще один барьер для роста популярности автомобильных навигационных систем в России – законодательный запрет на привязку объектов к местности. Между тем без точных координат развязок, АЗС и строений невозможно проложить маршрут. Сегодня в недрах российского картографического сообщества зреют изменения, которые дадут мощный толчок развитию гражданской навигации.
На восточном фронте грядут перемены
Итак, лед стронулся: Федеральная служба геодезии и картографии начала реализацию программы создания цифровых карт, предназначенных для открытого пользования. Разумеется, секретные заводы на картах обозначены не будут, и об этом позаботится Военно-топографическое управление Генштаба. Перед тем, как выпустить карты в продажу, их еще раз «зачистит» региональная инспекция геодезического надзора. Сегодня готовы карты Московской, Рязанской, Ярославской, Костромской и Смоленской областей, Республик Мордовия и Чечня масштаба 1:25000. Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Ставропольский и Краснодарский края продаются в меньшем масштабе: 1:50000. Тем временем российские партнеры производителя навигаторов Garmin и Роскартография активно работают над созданием электронных карт для GPS-приемников Garmin. Уже можно купить карты некоторых регионов в этом формате. Как сообщил Валерий Скрылев, представитель компании «Навиком» - российского дистрибьютора Garmin – на следующем этапе карты обогатятся дополнительной информацией: о бензоколонках, кафе, автосервисах. Тогда же появится и такая важная функция, как маршрутизация. Так российские продавцы оборудования Garmin рассчитывают подхлестнуть свои продажи. Разумеется, в первую очередь благодаря автомобилистам. Если с расчетом самого короткого пути проблем уже не возникнет, то информацию о самом скором пути пока придется подождать. Собрать такой объем данных о средней скорости движения автотранспорта в масштабах всей страны в обозримом будущем нереально. Пока такая информация существует только по некоторым московским магистралям.
GPS-оборудование для автомобилиста
Принцип работы GPS-приемников одинаков, все приемники в состоянии вычислить координаты, основываясь на сигналах от спутников. Главное различие между ними – в функциональных возможностях. Стоимость самого дешевого приемника около 4000 руб. Автомобилисту такой не подойдет: ведь просто знать свои координаты ему мало. Не все навигаторы воспринимают сигнал спутника из салона, поэтому наличие разъема для выносной антенны приветствуется. Не выходить же каждый раз из машины! Еще одна необходимая функция – это возможность загрузки карт. Она предполагает наличие достаточного объема внутренней памяти или разъема для подключения картриджа внешней памяти. Разумеется, размер экрана должен превышать размер спичечного коробка, чтобы на нем можно было что-либо разглядеть. Например, модель Street Pilot III Plus умеет рассчитывать время в пути и на стоянке, запоминать максимальную и среднюю скорость и, конечно же, питается от бортовой сети. Street Pilot 2610 помимо широкого набора функций оснащен большим цветным дисплеем. Отличный выбор для автомобилиста, если тот готов раскошелиться на 30 тысяч руб.
Альтернативное направление в GPS-навигации – это самый дешевый приемник, подключенный к компьютеру. При таком варианте параметры самого приемника перестают быть существенными – ему остается только вычислять координаты, а остальным займется компьютер. Увы, возить с собой компьютер, даже если это ноутбук, захочет не всякий. Однако это решение становится элегантным, если использовать карманный персональный компьютер (КПК). Компания Garmin предложила готовое решение – это iQue 3600. Система представляет из себя КПК под управлением операционной системы PalmOS со встроенным GPS-приемником. В память компьютера можно занести карту Москвы и Московской области или другого региона, которая будет отображаться на цветном экране. Стандартные программы позволяют просматривать информацию о пройденном расстоянии, средней и максимальной скорости – в общем, делает все то, что умеет любой приличный GPS-навигатор. Например, голосом подсказывает куда ехать. У нас в стране такой прибор стоит около 20 тысяч рублей. Ряд российских компаний предлагают похожие комплекты, состоящие из КПК, подключаемого GPS-приемника и карт. Система «Сатурн» стоит от 25 тысяч руб., «Пилот-Навигатор» - от 28 тысяч руб., «Ариадна» – от 31 тысячи. Эти системы очень похожи. Главным преимуществом такого решения является универсальность: КПК, входящий в состав комплекта, можно поменять на другой. В случае с iQue это невозможно. «Пилот-Навигатор», «Ариадна» и «Сатурн» используют внешние GPS-приемники, подключаемые кабелем. У iQue антенна встроенная, но она вполне справляется и внутри салона. Основной аргумент в пользу iQue – доступность с конца года карт всей территории России.
Можно попробовать изготовить такую систему самому. Для этого надо подобрать КПК и купить антенну. Подходящий карманный компьютер с цветным экраном будет стоить от 6000 руб., а GPS-антенна – около 1500 тыс. Российские разработчики программного обеспечения создали ряд картографических программ для спутниковой навигации и электронные карты. Они уже вовсю продаются и стоят в среднем за 1200-1300 руб. Главное – не требовать от такой самоделки слишком многого: недорогой КПК будет «подтормаживать», дешевая антенна терять сигнал, а программы иногда «зависать».
Как это было
Спутниковая навигационная система NAVISTAR-GPS или просто GPS (Global Positioning System, Глобальная система определения координат) была создана США для нужд Министерства обороны. Первый спутник был запущен на орбиту в феврале 1978 года, и сегодня их число составляет 24. Спутники объединены в общую сеть с наземными станциями слежения. Первое время система была доступна гражданским пользователям в ограниченном режиме: правительство США специально вводили погрешность, снижавшую точность определения координат до нескольких десятков метров. Это ограничение было снято совсем недавно. GPS-приемник, используя сигнал нескольких спутников, рассчитывает расстояние до каждого из них, сопоставляет информацию и вычисляет координаты. Для определения широты и долготы необходимо получить сигналы с трех спутников, а для определения высоты над уровнем моря – с четырех. Срок службы спутников составляет около 10 лет, поэтому группировку необходимо регулярно пополнять.
Аналогичная система спутниковой навигации (ГЛОНАСС) существует и в России. Первый спутник этой системы был запущен в 1982 году, а в 1993 году ГЛОНАСС была сдана в эксплуатацию. Отечественная система отличается от GPS более высокой точностью и защищенностью. К сожалению, сегодня ГЛОНАСС не досчитывается нескольких спутников необходимых для нормальной, бесперебойной работы. Россия планирует полностью восстановить работоспособность системы к 2006 году. Между тем европейцы решили обзавестись независимой от США системой спутниковой навигации, которая будет называться Galileo. Ее запуск намечен на 2008 год. «Росавиакосмос» не исключает объединения в будущем Galileo и ГЛОНАСС в единую систему и даже ведет на эту тему переговоры.
Кому это надо
Идеи спутниковой навигации очень пришлись по душе транспортным компаниям: для них важно контролировать транспортные потоки, следить, чтобы водители не занимались халтурой и не отклонялись от маршрута. Эти системы, известные как трекинговые, включают в себя «черный ящик», в котором сохраняется информация о маршруте, скорости и простое в пути. Неплохо пошли навигаторы и в сфере общественного транспорта. В Великобритании, например, пассажиры могут узнать, сколько осталось ждать автобуса при помощи SMS. С автолюбителями все вроде и так ясно: никто не станет отказываться от такого подспорья, как спутниковый навигатор.
Некоторые идут дальше и превращают спутниковую навигацию в хобби. Владельцы внедорожников регулярно собираются, чтобы посоревноваться в искусстве GPS-ориентирования. Перед стартом участники получают список с координатами контрольных точек, которые им предстоит объехать. Побеждает тот, кто первым отметится в нужных местах. Несколько лет назад к нам с Запада пришло другое модное развлечение, в котором не бывает победивших или проигравших – это «геокешинг» - поиск замаскированных «тайников». По выходным мужчины и женщины берут свои GPS-приемники, садятся в машины и едут за город искать «схроны» или создавать новые. Точные координаты, примерное описание «тайника» и его содержимого можно найти в интернете на специальной страничке. Обычно в "секретный" водонепроницаемый контейнер кладут блокнотики, карандаши и другие безделушки. Разыскав «тайник», следует забрать себе его содержимое, а обратно положить что-то равноценное. Вечером можно похвастаться успехами, похвалить создателя за удачный выбор места.