Ускакали деревянные лошадки...

Ускакали деревянные лошадки...

Пароходики бумажные уплыли.

Жаль, фото не передает, насколько теплые и завораживающие эти штуки! Так и манят бросить свой офисный апломб, лечь животом на коврик и, брумкая губами, возить машинку по полу. Да хоть просто в руке повертеть – уже удовольствие.

Понятно, что история фоминцевского искусства тоже началась в детстве. Кто из нас в школе не выпиливал (лепил, клеил, выжигал и т.д.)? А у Саши выходило на редкость ловко и аккуратно. И именно машинки, с подробностями. Вырос, полюбил настоящую технику – пошел работать на ВАЗ испытателем. То, да не то... Заскучала душа железо тренировать. Саша бросил ВАЗ и начал работать с любимыми модельками. Не зря говорят: хобби – оно и есть настоящее призвание. Так зачем ломаться?

Вот стоит ольховый чурбак. На спиле розовый, даже красноватый. Структура хорошо видна. Ольха – любимое дерево у Александра: она мягкая, податливая и красивая. Что из этого куска выйдет – лимузин? А может, снегоход, мотоцикл... Надо еще посмотреть, погладить дерево, подумать. Готовые кареты Александр покрывает матовым нитролаком. Берет аэрограф – и дерево только чуть темнеет, но не блестит.

Сначала работал один, самодельными инструментами. Что тут нужно: электромоторчик, к нему планшайбу, наждачную бумагу наклеить – и можно сидеть хоть до утра, наслаждаться. Бормашинка тоже в ход шла. Чертежи Александр делал по фотографиям и рисункам: то, что по ним не видно, додумывал сам. Потому его модели нельзя назвать копиями. Часть деталей приходилось специально искажать – чтобы выделить какие-то узлы, какие-то убрать. Это ведь скульптура, то есть художественное видение... Иногда мастер принципиально вытачивает копию. Для спортивного интереса. Делал модель мотоцикла с коляской – поставил даже пружины на вилку! Взял бамбук, расщепил его, распарил в кипятке, навил на стержень и высушил. Пружина работала! Учтите, все модели в масштабе 1:16...

Однажды его деревянные творения увидел родственник Владимир (тоже вазовец). Посмотрев, чем и на чем создаются шедевры, он просто пошел в специализированный магазин Bosch и купил для Саши все необходимое. А потом подумал и ушел с ВАЗа – для того, чтобы создать семейное предприятие. Опыт инженера позволяет Володе точно составлять чертежи моделей, а еще он отвечает за раскрутку марки, поиск клиентов и реализацию изготовленных моделей. Дело Fomincev&Fomincev идет, модели заказывают музеи, частные коллекционеры и даже организаторы выставок.

Александру больше по душе старинная техника, но порой любопытно сделать и современную модель. А с годами копилась мысль создать что-то неординарное. Конец 1999 года подкинул идею...

«Лучший автомобиль ХХ века». Профессиональное жюри из 32 стран сначала отобрало 200 автомобилей, затем это количество ужалось вдвое, а потом до одного Ford-T. Фоминцевы решились: сделаем коллекцию «100 лучших автомобилей ХХ века». Начали с Ford-T. Следующий – VW Beetle. Первый прошел легко и красиво. А со вторым Александр намучился! Подготовительная работа шла 11 месяцев, потом еще более трех доводил, дотачивал, дошкуривал детали – каждый день! Одних передних крыльев наточил шесть пар... Чуть ошибся – назад дороги нет: ничего не приклеишь, не зашпаклюешь, не закрасишь. Давай заново...

Первым готового «Жука» увидел Андрей Кончаловский: мастерством восхитился, а отдельные элементы машины подверг суровой критике. Критику мастера восприняли конструктивно, все поправили. И поняли: вдвоем с идеей не справиться. Составить 100 чертежей, сечений, шаблонов двоим невозможно. Сложные поверхности автомобилей требуют компьютерных расчетов. А это значит, надо привлекать новых людей, и, как подсчитали, человек восемнадцать. Фоминцевы бросили клич потенциальным заказчикам – музеям, частным лицам, фирмам: давайте работать сообща, кто берется стать инвестором – тому и первая коллекция из 100 машин. Себестоимость модели определили в $1000. Чтобы не работать «за так», решили сделать две коллекции – вторая будет распродана или разыграна. Лотерейная идея показалась более реальной, и под этот проект создан специальный web-сайт http://www.project100.narod.ru: ста везунчикам дорогая ольховая модель достанется всего за $50.

Прекрасная мысль. Так что если вы неравнодушны к деревянным миниатюрам или любите собирать редкие коллекции – загляните, полюбуйтесь. Только учтите – монитор не в состоянии передать... Ну вы поняли.

Подпишитесь на «За рулем» в