Ура! Заработало!
- Ремень! - изрек Огурец. Прижимаюсь к обочине, глушу мотор. Та-ак, что там под капотом? Странно... ремешок на месте. Целехонький. Самым наглым образом красуется на шкивах, натянут - только не звенит. Вот те на! Так. Спокойно. Без паники.- Огурец, а ну, проверь предохранитель! Целый? Точно?! Что ж теперь - на галстуке ехать?
- Не суетись, галстук от нас никуда не денется. Что мы, не сообразим, в чем дело? Или мы не мужики? Давай по порядку. Значит, ехали мы пешком, радиатор потоком воздуха не охлаждался. Мотор стал греться, а вентилятор не включился. И - напряжение упало. Значит, что?
- А при чем тут напряжение-то?
- Ну, не знаю. Может, регулятор накрылся.
- Вряд ли. Две поломки враз не бывает. Тут связь надо искать.
- А когда на газ жмешь - лампочка генератора гаснет?
- Гаснет... Значит, просто нагрузка большая на генератор. Что-то ток кушает без меры.
И тут до нас дошло. До обоих. Коротнул. Как поднялась температура, датчик сработал, релюшка подцепила мотор к цепи - и напряжение упало! Дальше - дело техники. Сдернули разъемы с датчика температуры на радиаторе и закоротили их. Только реле щелкает - вентилятор молчит (Если б зажужжал - значит, датчик сломался. Менять его - дело грязное, надо тосол сливать. На дороге - никак нельзя. Зато можно ехать прямо с закороченными контактами). Содрали разъем с вентилятора, соорудили контрольную лампу из телефонного зарядника - напряжение подается. Точно, мотор загнулся, теперь уж сомнений нет.
- Значит так, Огурец. Выходов у нас три. Первый: попробовать починить на месте. Второй: включить печку на полную и ехать потихоньку. Авось доберемся. Третий - буксир. Его мы, конечно, отметаем.
- Давай крыльчатку снимем - посмотрим. Не справимся - так с печкой поедем.
Отвинтили диффузор, отцепили моторчик. Скинули заднюю крышку. Вот оно! Щетка перекосилась и заблокировала ротор - моторчик потому и не мог провернуться. Поправили. А как на место вставить? Щеток четыре, да все на пружинках - выскакивают. Пальцами не удержать - места не хватает. Ну, это не беда! Распотрошили бумаги, посдергивали скрепки. Согнули их пассатижами в форме буквы "П". Получился неплохой зажим, щетку держит. Собрали, для проверки снова закоротили контакты датчика. Вентилятор ка-ак взвоет! Чуть из рук не вырвался. Ура.
Остаток пути ехали гордые собой и всю дорогу обсуждали, что б американец в такой ситуации делал. Наверное, вызвал бы американских "ангелов", потерял бы кучу веремени и денег. А мы за полчаса справились. Ну, русские же.
Примечание автослесаря. Отказ вентилятора системы охлаждения (в народе - "карлсона") - одна из самых типичных поломок. Ребята действовали совершенно правильно. При поломке крыльчатки порядок действий примерно такой:
- проверить предохранитель;
- проверить датчик температуры радиатора (Конечно, это жаргонное словечко. По науке этот термодатчик называется "биметаллический термовыключатель ТМ108". Его называют и "датчик включения вентилятора", что хоть и неправильно, но в среде гаражых умельцев прижилось накрепко). Сделать это проще всего, отсоединив идущие к нему провода и закоротив их между собой. Удобно воспользоваться обыкновенным ножевым предохранителем - его ножки как раз подходят к разъемам проводов. Если вентилятор включится - можете так и ехать, вреда двигателю не будет. Испорченный датчик поменять можно и самостоятельно, только не забудьте запастись антифризом - его придется сливать;
- если вентилятор не заработал, проверьте напряжение на его разъеме. Если 12В присутствует - неисправен вентилятор, если напряжения нет - скорей всего сгорело реле. В качестве временной замены ему подойдет любое реле из монтажного блока. Скажем, включения дальнего света фар;
- если неисправность устранить не удалось, включите "печку" на полную мощность и поезжайте в сервис. Если двигатель не нагружать, такого охлаждения будет достаточно, ведь обычная эффективность отопителя 25-30% от радиатора охлаждения.