Heavy mission
Кузовные работы
Кузов приподнимают (лифтуют) проставками на несколько сантиметров над рамой. Затем вырезают колесные арки, приклепывают или приваривают расширители, чтоб грязь из-под колес не летела в стекло. Вместо штатных бамперов устанавливают мощные стальные отбойники: такими можно протаранить дерево или вызволить "контактным методом" другой застрявший джип. Не менее прочными должны быть и подножки: часто застрявшую машину получается домкратить, цепляясь только за них. На триалах и рейдах нередки случаи опрокидывания машин, поэтому экипаж защищают каркасом безопасности. Причем на официальные чемпионаты допускают машины только с омологированными каркасами (а это удовольствие не из дешевых - порядка 500 долларов). Топливные баки переносят в салон и устанавливают вместо задних сидений: так они целее будут, да и геометрические параметры, опять же, улучшаются.
Ходовая часть
Чем больше диаметр колес - тем лучше проходимость. Ставят по максимуму - с наружным диаметром от 31 до 40 дюймов. Но крутить руль, да еще по ступицы в грязи, без усилителя будет весьма непросто... А еще рулевое управление неплохо бы оснастить демпфером. Экстремальная езда предполагает энергоемкую подвеску - устанавливают мощные пружины или рессоры и по два амортизатора на колесо. А если дополнительные проставки устанавливались под площадки рессор, то и штатные амортизаторы придется менять. Для повышения проходимости в задний или в оба моста устанавливают самоблокирующиеся дифференциалы. На УАЗ можно установить дисковые передние тормозные механизмы - они после луж быстрее высыхают.
Двигатель
Для преодоления бродов первым делом нужен шнорхель - "труба" для забора воздуха в двигатель с уровня крыши. На сапуны коробки передач и раздатки, равно как и дифференциалы мостов надевают герметичные трубки и выводят их как можно выше, чтобы внутрь не попала вода. Вентилятор радиатора с механическим приводом от двигателя заменяется электрическим с принудительным включением, а еще лучше двумя - так надежнее. Осталось упомянуть о герметизации системы зажигания машин с бензиновыми моторами. А вот форсированием двигателей практически никто не занимается: в трофи надежность важнее мощности.
Дополнительное оборудование
Тут уж кто во что горазд: ограничение лишь в финансовых возможностях. Необходимый минимум - надежные тросы с шаклами, лопата, топор и реечный домкрат "Хай-Джек". Желательно установить дополнительные фары и (в первую очередь касается УАЗов) удобные кресла водителя и штурмана. Остальное оснащение значительно дороже и его обычно нет на любительских машинах: это электрическая лебедка ($800-2000), бензопила (от 5000 руб.), "джипиэска" ($200-1000) и сенд-траки (5000 руб. за пару). Пожалуй, еще можно назвать и компрессор для подкачки шин: представляете, каково "вручную" поднимать в 35-дюймовых "лаптях" давление с 0,5 до 1,5 атмосфер после болота?
Подведем итоги. Вроде бы названо и не так много переделок, но стоит составить полную смету, как станет ясно, что затраты на постройку профессионального "трофического экипажа" запросто могут вдвое перекрыть стоимость "исходного материала". Правда, тех, кто "заболел" внедорожными покатушками всерьез, это уже не остановит...
Фото автора