"Мира" ощущение

"Мира" ощущение

Так и становятся суеверными. Мое посещение весеннего – заметьте, тринадцатого по счету – автосалона «Мир автомобиля» в Санкт-Петербурге не обошлось без курьеза. До сих пор доводилось прибывать на Московский вокзал, а тут поезд пришел к новенькому, недавно открывшемуся Ладожскому. Где я, а? – спросонья решил, что высадили в другом городе. А с платформы говорят... Уф, обошлось.

Однако приметам местного автомобильного рынка верить стоит. Осень, например, обещает быть урожайной. Выставка «Авто + Автомеханика» утянет расшитое лоскутами-новинками одеяло на себя, поскольку Москву представительства явно проигнорируют, а к ноябрю еще и подкопят парижских премьер.

Чем же радует весенний салон? Как обычно, настроением свежести. «Мир автомобиля» был и остается ареной дилеров, которые норовят похвалиться свежими всходами на почве питерского автобизнеса аккурат перед началом сезона. В тринадцатый раз фирма-устроитель ЗАО FARExpo привлекла более 300 участников. Появилось больше отечественных из числа производителей сопутствующей продукции.

Состав автомобильных экспонентов не сильно отличается от прошлогоднего. Бал правят те, кто начинал освоение территории с малого, а ныне объединил под своими флагами несколько брэндов. В первую группу входят дилеры General Motors, спецавтомобилей (бронированных на базе продукции GM), Subaru, калининградских грузовичков Kia, недавно присоединилась и марка Hymer. Вторая компания сплотила BMW, Land Rover, Mercedes-Benz, Renault и Toyota. Словно и не расходились с прошлой весны.

Наших, похоже, бьют. И это – первая примета: исконно отечественных автопроизводителей до обидного мало. То, что и так покупают – ВАЗы, Ижи, – выставлять, видимо, не считают нужным. Да и новинок у них нет. Роль питерской премьеры с удовольствием сыграл UAZ Hunter, привезенный дилером «Авто XXI». (Вот, кстати, иллюстрация новых жестких принципов завода в области планирования. Дилер не успел подать заявку на участие в общероссийской программе тест-драйвов – и не получил тестовые машины, расписанные огненными языками. И что же? Теперь проводит тест-драйвы по собственной инициативе. Приходится соответствовать и новой маркетинговой политике).

Hunter уже привлек сотню человек: карбюраторную версию брали для охоты и рыбалки, а инжекторную – для города. Интересно, как изменится динамика продаж, когда с карбюратором на заводе покончат? Может, вариантом для охоты на рыб станет версия с дизелем Andoria, но уже не по «карбюраторным» ценам.

Подходим к другому стенду. Местный прайс-лист: тропика, цунами, ниагара, дефиле, рапсодия и триумф – и все из отчественного «бюджета»... Это цвета «Оки» из Набережных Челнов – основной товар «Меркурия и К», дилера ЗМА. А не основной? Тоже «Ока», но из Серпухова. Ее завозят на площадки в меньших объемах, специально для тех, кто приценивается с точностью снайпера – до рубля.

Из нашего – все. Поэтому питерцам остается поддерживать иномарки российской сборки. Вот и вторая примета времени.

Подхожу на стенд «Бангора», дилера легковых автомобилей Kia – калининградских и корейских. Лидер продаж – модель Rio, на все автомобили очередь по три месяца. Magentis надо ждать месяц. Новинку, ретушированный мини-вэн Carnival – четыре месяца. Покупают его очень неплохо, 70% клиентов – корпоративщики. Принимают заказы и на корейский мини-вэн Carens меньших размеров, но их – мизер, Carnival выгоднее. Новинку прошлого года – представительский корейский Kia Opirus в Питере не продают до сих пор, предполагая, что энтузиазма «квазимерседес» не вызовет. Зато очень ждут более массовую модель Spectra из Ижевска: есть информация, что 527 еще не собранных машин уже распределены между продавцами. Одновременно занимаются реализацией автомобилей Uz-Daewoo и ТагАЗа. Тоже ожидание – седана Sonata из Таганрога.

По соседству, у дилера Hyundai «Восток-Авто», можно взглянуть на корейскую Sonata. За новостями с ТагАЗа следят и здесь: предполагается, что машина прибудет в мае и возьмет старт с $17 000. И еще один, так скажем, псевдостарт. На другом конце зала скромная экспозиция дилера «Скарт», торгующего российскими KIA/Hyundai и Uz-Daewoo. В прайс-листе последней строчкой идет единственный в городе Daewoo Lacetti, пробник из корейской разведпартии, подготовительная работа к появлению узбекских машин. Напомню, цены корейских Lacetti высоки – эта стоит $26 500. Но сам автомобиль очень привлекательный.

«Мирские» дела дилера GM «Лауры»? Первым делом Chevy Niva! На нее все еще очередь страждущих, две трети – за базовыми комплектациями. За первый квартал нынешнего года «Лаура» продала в два раз больше машин, чем за тот же период прошлого, причем 40% покупателей берут кредит. Дело в том, что с поставками Niva и ее запчастей проблем стало меньше. Возникла другая «проблема» – с завода пришло указание отныне заправлять модель только 95-м бензином. Рядом с оригиналом – бронированная вариация отделения «Лаура-САМ». Сурьезно! Основная защита по третьему классу (от «Калаша»), а крыша – по второму (от ТТ). Большего не нужно, да и с таким-то навесом мотор поднапрягся. Chevy Niva потяжелела на 380 кг и обзавелась новыми пружинами и газовыми амортизаторами. Потяжелела и цена – $22 000–24000. Что ж, больше из полу- и псевдороссийских прицениться не к чему.

Выбора нет, пошли по иномарки... Ой, что я говорю, здесь-то как раз есть что выбрать. Но уже за совсем другие деньги.

Перевожу взгляд от броневика Niva на соседний Chevrolet. Глаза ненадолго высовываются из орбит, пытаясь разом охватить огромный пикап Avalanche, который неофициально поставляют на заказ за $65 000. Автомобиль построен на базе Suburban. Собственно, это почти он и есть, только на лицо ужаснее (в смысле впечатления), универсальнее внутри. Трансмиссия полноприводная, мотор V8. Фирменное обозначение – Ultimate Utility Vehicle, ультимативный, предельный! Но далеко не новый. Новинок нам, новинок!

А вот купе BMW 645Ci от «Аксель-Моторс» по цене около 100 000 евро. Модель была замечена мной на Невском уже с номерами – кто знает, тот нашел. Второй же по посещаемости иномаркой стал Renault Megane Sedan, и в сравнении с BMW это предмет массового выбора. Наши предположения о перспективности версии подтвердились: в первый же день дилер «Автопрайм» раздал 2000 прайс-листов!

Напротив – VW Golf V от «Нева–Автоком» с открытым капотом, а под ним... Не может быть! На моторе выштамповка FSI. Но ведь официально к нам поставляют только «обычный» бензиновый 1.6 и два дизеля? Так и есть. Окончательного решения по массовым поставкам FSI еще не принято, двигатели продолжают испытывать. Официально питерцам предложили и «испанский VW» – Seat. Дочерний дилер компании «Русь-Авто», специалиста по Audi, празднует день рождения, их салон открылся... во время салона. В планах реализовать около сотни автомобилей в год.

Наконец, самый яркий стенд – Honda. Центровое место ежегодно столбит дилер «Ральф-Арт дивижн». Сюда зазывает Civic Type R с символикой российского кубка «Honda Civic». Представлен рестайлинговый мини-вэн Stream, намного более выразительный, нежели предшественник. Как встретит «маску» рынок?

...И меркнет свет, и молкнут звуки. И тянутся к выходу посетители. Оглядываюсь. На самом деле ситуация не столь «северно-столичная», как может показаться. По всем приметам «Мир автомобиля» наглядно отражает тенденции первого полугодия. Иномарки на фоне перманентномассовых продаж наших перманентных авто, проигрывая по объемам реализации, тем не менее напирают на подсознание (а те, что собраны в России, – на кошельки, еще интенсивнее). Евро-ценники меняют на долларовые. И объемы продаж увеличиваются: по итогам первого квартала у 17 из основных присутствующих в стране инофирм есть прирост реализации. Другое дело – значительная ее часть приходится на Санкт-Петербург. Здесь расшатать позиции отечественного автопрома в умах среднего класса легче, чем по России в целом. Миры автомобилей, они, знаете ли, разнятся... Верят ли питерцы, что приметы – хорошие? Кажется, да.

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в