Вседорожники: Большие скачки
ВОЛЬТИЖИРОВКА
«Полный бак 95-го, пожалуйста», – попросил я заправщика и отправился к кассе. Через полминуты тот оказался рядом со мной: «Извините, но на пробке бака написано Diesel»… Давно я не попадал в такую дурацкую ситуацию – совершенно забыл, что на тест мы берем именно дизельную машину! Ключи от «Мохаве» получал в вечно шумном центре мегаполиса, заглушающем стрекот мотора. Двигатель не подавал специфических признаков и когда я оказался в салоне: ни шума, ни вибраций на руле или педалях. Догадаться, что это дизель, можно лишь по тахометру с красной зоной от 4500 об/мин. КИА великолепен с точки зрения эластичности. Автомобиль массой под две с половиной тонны играючи ускоряется хоть с 50, хоть со 100 км/ч и с оборотов, близких к холостым. Чуть медлительный 6-ступенчатый автомат не становится помехой для «шестерки» мощностью 250 л.с. При этом даже не гнушающийся обгонов водитель привозит средний расход топлива в 11,3 л на сотню. Казалось бы, кати себе на «Мохаве» хоть на край света и ни о чем не думай. Увы, не получится.
Чем быстрее вы едете и чем хуже покрытие, тем сильнее КИА раскачивается вверх-вниз, вызывая у пассажиров приступы морской болезни, а у водителя – опасения за «верность курсу». Кажется, еще немного, и корму просто переставит на очередном, безобидном на первый взгляд трамплине. Пневматическая подвеска позволяет регулировать дорожный просвет, но и она не спасет – опустить машину можно лишь для удобства погрузки. Как только вы разогнались, «Мохаве» поднимается в среднее, «нормальное» положение – и качка возобновляется.
«Хонда» почти сразу дает понять: это антипод КИА. «Пилот» – единственный в тесте обладатель традиционной пружинной подвески, зато настроена она весьма толково. Как точно подметил коллега, едешь на «Пилоте», словно на обычной компактной легковушке: ни намека на вибрации неподрессоренных масс, ни качки, свойственной «Мохаве», нет и в помине. «Хонда» охотно, но без нервозности откликается на мое желание сменить ряд и позволяет небрежно придерживать руль одной рукой, даже если под колесами снежная каша поверх продавленной колеи. Послушание рулю оборачивается неприятием посредственных дорог. «Хонда» стоически переносит ныряние в заполненные водой весенние кратеры, но после КИА кажется, что знакомую дорогу подменили: откуда здесь столько заплаток и швов?
И сердце «Пилота» тоже бьется совсем в ином ритме. Бензиновая «шестерка» не столь тяговита на низких оборотах, как дизель КИА. Зато разгон продолжается, даже когда стрелка тахометра уходит за 5000 об/мин. В моторе применена система переменного управления цилиндрами VCM. На невысокой крейсерской скорости и небольших нагрузках используются лишь три из шести цилиндров, поедете быстрее – заработают четыре из шести. Переключения незаметны физически, зато ощутимы для кошелька на АЗС.
Автомат «Хонды» при первом взгляде на селектор разочаровывает – ни тебе ручного режима, ни спортивного. Однако вскоре понимаешь: подобрать более удачный момент для переключения водитель вряд ли сможет. Ну а торможение двигателем или буксировку прицепа в гору обеспечат кнопка overdrive off и режимы, ограничивающие включение передач выше третьей, второй и первой.
Английская машина развенчивает сложенный было соперниками по тесту миф о том, что хорошая управляемость несовместима с комфортом. Казалось бы, высокий «Ленд-Ровер» с большим дорожным просветом априори не способен тягаться на серпантине с более приземистой и легкой «Хондой». «Дискавери» заметно кренится в поворотах, но при этом совсем не пугает водителя. Поедете быстрее – и руль обретет мужской характер. Порой машина даже излишне рьяно исполняет волю водителя, и тогда в дело готова вступить система стабилизации. Да еще как вступить! Пару раз она душила двигатель почти до полной остановки вседорожника. А на что этот скакун способен на трассе?
Здесь «Дискавери» в своей стихии. Он вальяжно летит, демонстрируя комфортную мягкость подвески в духе КИА и стабильность на курсе а-ля «Хонда». Вы не чувствуете раскачки, не боитесь щербатого загородного асфальта, абсолютно уверены в точности реакции машины при объезде препятствия.
В нашем «Дискавери» установлен 2,7-литровый дизель, он слабее моторов оппонентов, поэтому честного сравнения не получится. Впрочем, комплекса неполноценности у владельца «диско» не возникнет. Управлять тягой удобно благодаря четкой ступеньке кик-дауна под правой ногой и максимуму крутящего момента, доступному уже с 1900 об/мин. Единственное, что хотелось бы подправить в ходовой части, – добавить «скорострельности» коробке при переходе на пониженные передачи.
С вольтижировкой – так называют акробатические упражнения на лошади, идущей галопом, – разобрались. Как машины покажут себя в борьбе с городскими препятствиями?
КОНКУР
«Мохаве» сразу же выдают особенные манеры: его «выезжали» явно в расчете на американский рынок. Интерьер без европейских дизайнерских изысков и японского полета фантазии, но, тем не менее, уютен и приятен эргономикой. Вы восседаете на мягком кожаном кресле с функцией памяти в окружении неплохого пластика и теплого светлого шпона. Под левой рукой кнопка регулировки педального узла по высоте. Перед глазами стильно исполненные приборы с «пятаком» маршрутного компьютера в центре спидометра. Не зря КИА назвала их Supervision – показания считываются прекрасно.
Приятно, что у него русифицированная навигация с понятным интерфейсом и хорошим знанием столичных дорог. Вбиваю знакомый адрес: КИА приводит меня к дому одним из самых коротких и быстрых маршрутов. Заехав во двор, обнаружил привычный автомобильный аншлаг. Не беда, маневрировать в тесноте довольно просто – выручает просматриваемый капот (с необычной подштамповкой) и парктроник плюс камера заднего вида. Жаль, изображение на зеркале мелковато и лишено линейки удаления до объекта – приходится парковаться по звуку зуммера. Пассажирам в «Мохаве» понравится не меньше, чем водителю. В машину удобно заходить: двери распахиваются на большой угол, проемы широки, а подножка солидна.
«Пилот» – это не профессия и не хобби, это диагноз. Его можно любить или ненавидеть, но не останешься равнодушным. После сдержанной классики КИА интерьер «Хонды» ошарашивает. Нарочито жесткий пластик, мудреная архитектура панели с нежно-голубой вставкой посередине, торчащий из консоли рычажок автомата… Когда волна удивления схлынет, вы, скорее всего, оцените «Пилот» по достоинству. Нам очень понравилось водительское сиденье – цепкое и вместе с тем комфортное. Наглядная комбинация приборов, «нарисованная» с изрядной долей фантазии. По части обзорности «Хонда» похожа на КИА – умеренно толстые передние стойки почти не мешают, через большое стекло пятой двери дорожную обстановку тоже чувствуешь неплохо.
Но есть к чему придраться: чтобы научиться уверенно ходить по меню аудиосистемы, понадобится не пять минут. Русифицировать его «Хонда» не удосужилась. Еще один повод для досады – нет навигационной системы. Все-таки к хорошему привыкаешь быстро…
Для американцев автомобиль – второй дом. Если вы ищете по-настоящему вместительный и функциональный, то простите «Пилоту» его недочеты. Салон машины просторный, как хайвей! И куда ни брось взгляд, везде полочки, кармашки, тайнички. Попадать в «Хонду» удобнее, чем в КИА, благодаря более низкому полу. Путешественникам за водителем раздолье: удобно даже троим укутанным в зимнее взрослым.
«Дискавери» кое в чем схож с «Пилотом» – он тоже играет на контрастах и склонен к максимализму. Высокая посадка и низкая линия остекления создают ощущение простора... но кому-то будет не хватать чувства защищенности. Преобладание прямых линий в очертаниях кузова и в интерьере – решение элегантное, однако с налетом аристократической строгости, которую одобрят не все. Впрочем, это уже вкусовщина и субъективизм.
Но есть и бесспорные вещи. Из позитивных – удобное сиденье с регулируемой боковой поддержкой, отличная обзорность. Ситуацию впереди оцениваешь, глядя поверх крыш, соседей видишь через большие, почти квадратные зеркала. Парковку облегчают аж пять камер кругового обзора, главное – протирай их почаще.
А вот усаживаться в машину неудобно, если только посредством пневмоподвески не опустишь ее в самое низкое, парковочное положение. Не видать задним пассажирам «Дискавери» и раздолья «Пилота». Зато к их услугам шикарная мультимедийная система с мониторами в подголовниках.
Что же, теперь последнее испытание – скачки по пересеченной местности.
БАЙГА
В конном спорте байга – внезачетная дисциплина. Но наш случай особенный. Для начала осмотрим испытуемых. КИА – обладатель настоящей рамы, однако настораживают большие свесы. Трансмиссия «корейца» с электронноуправляемой муфтой, которая предоставляет выбор между задним приводом и полным с жесткой связью по осям. Можно активировать автоматический режим, тогда передок будет подключаться автоматически при пробуксовке задних колес. Пневмоподвеска позволяет поднять заднюю часть «Мохаве» на 40 мм.
Что пассажирам во благо, то проходимости во вред. Отсутствие туннеля на полу «Пилота» означает, что карданный вал не спрятан в днище, а значит, есть риск повредить его. Вдобавок «Хонда» сразу настораживает малыми углами съезда и въезда. Полный привод собственной разработки – с межколесной электромагнитной муфтой и режимом VTM 4 Lock, имитирующим межосевую блокировку.
«Ленд-Ровер» нетерпеливо бьет копытом в сторонке. В его активе блокируемые межосевой и задний межколесный дифференциалы, а также система Terrain Response, которая активирует один из пяти режимов. И конечно, есть понижающая передача. Все происходящее с трансмиссией транслируется на монитор. У «Ленд-Ровера» полностью пневматическая подвеска; в максимально высоком положении кузова мы намерили 255 мм просвета.
Итак, первым едет КИА. Понижающая передача включена, и «Мохаве» уверенно пополз по глубокому рыхляку. Ползет до тех пор, пока не начинает собирать бампером сугроб или не попадает в ловушку диагонального вывешивания. Но еще раньше слышу скрежет порогов о снег – так и попортить красоту недолго.
Не удалось продемонстрировать высший пилотаж и «Хонде». Машина быстро принялась скрести днищем и грозит потерять обвес, хотя более длинноходная подвеска позволяет «Пилоту» дольше сопротивляться «диагонали».
Дамы и господа, его величество «Ленд-Ровер»! «Не пытайтесь преодолеть брод глубиной более 700 мм», – предупреждает инструкция. «Дискавери» легко пробирается в те снега, куда КИА и «Хонде» путь заказан. Система Terrain Response сама регулирует высоту подвески, по мере необходимости блокирует дифференциалы, подбирает настройки педали газа в зависимости от типа покрытия. Покорив гору, «Дискавери» легко съезжает вниз при помощи системы спуска с холма – водитель имеет возможность выбрать скорость кнопками круиз-контроля на консоли.
Итак, наши забеги позади. «Хонда» подойдет тем, кто ищет просторный, быстрый универсал с отличными ездовыми повадками. КИА пленит уютом и консерватизмом салона, мягкостью хода. Ну а «Ленд-Ровер» – совсем другой мир. Мир шика и свободы, которую дарит солидный арсенал для борьбы с пересеченной местностью. На какую лошадь готовы поставить вы?
ТРЕТИЙ – ЛИШНИЙ?
Действительно ли наши подопытные способны, если что, перевезти семерых, а иной раз и восьмерых? Долго спорили, кто из нас станет тем самым «перцентилем», по которому мы оценим удобство третьего ряда, – пробираться сюда непросто во всех машинах. Приоритеты сложили исходя из двух факторов – собственно простора (точнее, тесноты) галерки и удобства трансформации. Сиденье «Пилота» раскладывается после воздействия на единственную ручку, и места для коленей здесь больше, чем у оппонентов, к тому же именно «Хонда» действительно вмещает восьмерых. Хорошо продуман раскладной механизм и у КИА, но тут гораздо теснее в коленях. Скоротать полчаса в «Ленд-Ровере» получится не хуже, чем в «Хонде», но сиденье английской машины раскладывается в два приема, а пробираться назад неудобно – мешает средний пассажирский диван.
И хотя все авто порадовали возможностью усадить назад не только детей, но и взрослых, оптимальное решение третьего ряда найдено, по нашему мнению, японскими инженерами.
Благодарим загородный отель «Кантри Резорт» за помощь в организации съемки.