Автопром: Сбой в программе
ЧЕГО ЖДЕМ?
Это уже становится забавным. Концепцию обещали обнародовать к середине 2009 года. Лето минуло, и уже осенью первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что «в согласованном виде правительству такая программа (развития автопрома. – И.М.) будет представлена в первом квартале 2010 года». Спустя месяц следующая корректировка: «Мы должны в целом программу… принять в первом полугодии 2010 года». И вот в начале марта на заседании Правительства Концепцию наконец-то одобрили и приняли… «за основу». Как сообщил министр промышленности Виктор Христенко, документ еще предстоит в течение месяца уточнить и «оттехничить» (выражение министра), а затем утвердить.
Известны лишь некоторые цифры. С учетом финансов иностранных инвесторов, которых еще предстоит найти, в отрасль до 2020 года надо бы вложить от 1,2 до 1,8 трлн. руб. Но в ходе обсуждения в правительстве предполагаемый объем российских инвестиций в отрасль сократился почти на 50 млрд. рублей – с 630 до 584 млрд. Причем пик вложений должен прийтись на 2011–2012 годы – около 225 млрд. При этом чиновники рассматривают только один прогноз развития рынка – очень оптимистический. Если все сбудется, через 10 лет в России будут продавать 3,5–3,6 млн. легковых автомобилей ежегодно. Естественно, при условии, что никаких кризисов больше не случится, а нефти и газу предписано впредь лишь дорожать.
А ДЕНЕЖКИ – ВРОЗЬ
Из намеков чиновников и просочившейся информации можно было понять: задержку обнародования программы связывали с тем, что не могли определиться с источниками ее финансирования. Понятно, что собственных средств на развитие нет ни у одного традиционного российского производителя. А иностранцы не спешат в нынешних условиях дополнительно инвестировать в свои предприятия в РФ: есть завод, работает – и ладно. Так что неизвестно, намерены ли инвесторы вкладывать средства в наш автопром. «Если нет – не ждите и федеральной поддержки», – как отрезал г-н Шувалов.
Покуда желающих не видать, потому-то программу развития автопрома до 2020 года и переписывали несколько раз. Сначала ставку делали на «Опель», в совладельцы которого сватали Сбербанк РФ. Но все помнят, как в начале осени «Джи-Эм» отказался продавать марку консорциуму «Магна-Сбербанк», – концепцию пришлось срочно менять. Потом возложили все надежды на то, что вывезет альянс «АВТОВАЗ-Рено». Новую программу обещали представить уже в ноябре, когда в переговоры с французским партнером включился лично премьер-министр РФ В. Путин. Но французы уперлись: живых денег не дадим – только технологии. Примерно такая же ситуация и с новым альянсом «Соллерс-ФИАТ». Платформу для перспективной модели итальянцы вроде бы передают, а вот денежки ищите, мол, сами…
Так что все-таки прописано в новой программе? Даже в «недоработанном» виде это объемный документ (больше 100 страниц) с таблицами, графиками и диаграммами. В нем правильные слова о нынешнем состоянии российского автопрома, его проблемах, даже указаны цифры, сколько средств следует вложить в то или иное предприятие, чтобы наладить выпуск современной техники в таком-то количестве (что интересно, цифры выпуска той или иной модели указаны с точностью до тысяч штук!)... Но это все лишь пожелания. С уверенностью можно сказать только то, что высокие пошлины на ввоз иномарок останутся неизменными. По поводу таможенных пошлин министр промышленности и торговли Виктор Христенко ясно дал понять: «Да, мы считаем, что сделали все абсолютно правильно и вовремя. Особенно в отношении подержанных машин. Россия не должна быть свалкой для мирового автопрома».
МЫ НОВЫЙ АВТОПРОМ ПОСТРОИМ!
Размышления мои по поводу новой концепции (когда писал эти сроки, утвержденного ее текста еще не было) и возможностей ее реализовать, не скрою, полны пессимизма. Так ведь есть причины сомневаться – предыдущий опыт влиял на настроение. Вспомним, в отсутствие четкой программы автопром развивался, что называется, по пожарному принципу – от одного постановления до другого. Причем принимались они, как правило, тяжело и начинали работать со страшным скрипом. Единственной реальной мерой, оказавшей хоть какое-то влияние на рынок в прошлом году, стала госпрограмма льготного кредитования. Однако заработала она с опозданием на несколько месяцев, и то после того, как был расширен список автомобилей и упрощены условия для заемщиков. Но все равно выданных кредитов оказалось вдвое меньше, чем прогнозировало министерство. Другой правительственной программой, весьма амбициозно поданной, стала бесплатная перевозка по железной дороге отечественных автомобилей на Дальний Восток. Перевезли всего около 3 тыс. машин (хотели 100 тыс.).
Между тем, министр Виктор Христенко очень высоко оценил роль правительства и его министерства: «Если бы государство не предприняло мер, объемы производства авто и их продаж на российском рынке были бы в два раза меньше, чем сегодня». Но, как показывают цифры, за счет льготных госкредитов в прошлом году дополнительно продано всего 70 тыс. с небольшим из 1,4 млн. машин, то есть около 5%. Еще столько же – с учетом госзаказа. Но не 700 же тысяч, не 50%! В 2010 году правительственные планы оживления авторынка еще серьезнее. В первую очередь, за счет бонусов при утилизации старых автомобилей министерство рассчитывает продать дополнительно до 200 тыс. отечественных легковых машин (на это выделено 11 млрд. рублей). Еще около 100 тыс. покупателей должны бы взять льготные автокредиты (1 млрд. рублей). Плюс закупка автомобильной техники федеральными и региональными органами власти. В 2010 году на нее, по словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, из бюджета выделят 20 млрд. Пока это все.
Да, еще предполагается помочь деньгами Волжскому автозаводу и новому альянсу «Соллерс-ФИАТ» – выделить ему свыше 100 млрд. рублей. «В любом случае это не будет разбрасыванием средств с вертолета», – заявил Христенко. Очень хочется надеяться. Конечно же, правительственная концепция подъема отрасли нужна, только вот роль самого правительства как непосредственного участника ее реализации, считаю, должна быть ограничена. Государство может (и должно) стимулировать автомобильный рынок, в условиях кризиса помогать производителям (не безвозмездно), кредитовать перспективные, самые важные для автопрома проекты. Ну, еще финансировать разработку армейской автотехники. Всё! А вот стремление рулить всем и вся до добра не доведет.
«Если на государственном уровне не будут приняты решительные комплексные меры по стимулированию инновационного развития отрасли, отечественное автомобилестроение может полностью деградировать через 3–5 лет», – говорится в проекте Минпромторга. Готов подписаться под словами о решительных мерах, но только если это будет действительно помощь, а не навязывание чиновничьей воли как бы самостоятельным предприятиям.
Согласно новой Концепции развития автопрома, традиционные российские производители в 2010 году должны собрать свыше 2 млн. легковых автомобилей: 1,1 млн. – АВТОВАЗ, 500 тыс. – «Соллерс», 150 тыс. – ГАЗ и по 150 тыс. еще два «других автопроизводителя».