Экономика: ГосУтиль
Больше месяца в России действует программа Минпромторга по утилизации старых автомобилей. Только за март через сайт министерства было выписано более 33,5 тысячи свидетельств на утилизацию. Как уже сообщала ГЗР, программа дает возможность при сдаче в утиль авто старше 10 лет получить сертификат на скидку в 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля. Планируется утилизировать таким образом 200 тысяч старых авто. На 1 апреля уже осталось 166 729 из 200 000 шт. При этом по России подано уже около 150 тысяч заявок от желающих участвовать в программе. Еще пару месяцев, и лимит будет исчерпан.
Между тем, по расчетам Минпромторга, курирующего программу, она должна закончиться не ранее 1 ноября 2010 года. Предусмотрено, что затраты на эксперимент составят 11 млрд руб., в том числе 10 млрд – это предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств, 1 млрд – предоставление субсидий на возмещение затрат торговых организаций, возникших при перевозке старых машин на пункты утилизации.
Утилизационная программа грозит закончиться за 2 месяца
Возможно, будет принято какое-то политическое решение, так как 200 тысяч машин – это капля в море, рынок старых автомобилей в нашей стране оценивается примерно в 14 миллионов. Особенно на продлении эксперимента настаивают представители АВТОВАЗа. Еще бы! Программа утилизации позволила заводу впервые за полтора года снова выйти на уровень продаж 2008 года (на вазовскую продукцию приходится 72 процента заявок). К слову, эксперты полагают, что дальше доля машин АВТОВАЗа должна снизиться – на рынке начнут появляться новые предложения в нижнем ценовом сегменте.
Между прочим, идею продолжения акции по утилизации поддержали и представители завода Ford в России. Для них это тоже существенное подспорье. В Минпромторге пока молчат и не комментируют эти заявления, постепенно возмещая средства торговым организациям. Но для регулирования процесса, на всякий случай, Министерство уже запретило покупателям самостоятельную распечатку сертификатов – теперь это могут сделать только дилеры, которым разослан пароль к закрытой странице на интернетсайте министерства. Кстати, с получением этих электронных ключей были сложности у многих дилеров.
В регионах программа подзадержалась – пока определялись с площадками для утилизации, часы тикали, собиралась очередь. В итоге на открывшихся пунктах в первые дни автохлам прессовался без перерыва.
В общем, кажется, если бы не некоторые издержки (утилизация полнокомплектных машин, скромная сумма компенсации), эксперимент мог бы стать успешным и продолжиться уже на постоянной основе. Но не все так просто.
Взять хотя бы эту полнокомплектность. Авторы программы поясняют, что она необходима – мол, хозяин некомплектной машины, которая простояла долгое время во дворе, или уже купил себе новую, или не купит ее никогда (то есть эта программа не для него), а на практике комплектацию авто никто так уж строго не проверяет. Но разве не бывает наоборот: брошенное авто вполне на ходу, а хозяин давно купил новое. Или так: владелец разграбленной во дворе старушки никак не может скопить на нечто, способное передвигаться… К тому же, если машина полнокомплектна, но не на ходу, то доставка ее от дома до автоцентра (проездом через МРЭО) ложится на плечи автовладельца. А эвакуатор нынче не три копейки стоит, и значит скидка будет уже не 50 тысяч… Тот 1 миллиард рублей, что выделен государством по статье «накладные расходы», идет на компенсацию затрат переработчиков по транспортировке машин лишь от автоцентра. Другая деталь: по правилам сертификат действителен только в течение двух недель (сделано это, как поясняют, для того, чтобы обеспечить равномерный спрос на новые автомобили). Но вот машины на складе не оказалось – к наплыву клиентов многие не были готовы – и срок действия заветной бумажки истек. Что дальше? Советуют ждать звонка из салона о том, что машина на подходе, а только затем ехать за сертификатом.
Как сложится ситуация даже через месяц, сказать сложно. Пока некоторые салоны, торгующие дорогими машинами, предлагают покупателям вообще не связываться с госпрограммой: дилеру проще самому скинуть цены, но избавить и себя, и клиента от потери времени. Между тем в условиях падения продаж конкуренция производителей за «утилизационного» покупателя только начинается. Ведь купить по программе можно любой автомобиль, произведенный в России. А это и Toyota, и VW, и BMW… Модель и цена значения не имеют.
Кстати: налог платить не надо!
Госдума РФ очень вовремя успела принять поправки в Налоговый кодекс РФ, освобождающие граждан от налога на доходы физических лиц по суммам, полученным от государства за сданные на утилизацию автомобили. Иначе, получив сертификат на 50 тысяч рублей, его обладатель автоматом должен был бы уплатить соответствующий налог по ставке 13 процентов, то есть около 6,5 тысячи рублей.
Тем временем
В Великобритании завершилась антикризисная программа государственных дотаций на покупку новых автомобилей. «Программа полностью выполнила возложенные на нее задачи – стимулирование автомобильного сектора в период экономического спада и утилизацию старых автомобилей», – цитирует Associated Press заявление британского министра по делам бизнеса и предпринимательства Питера Мандельсона.
За последние 10 месяцев в рамках программы было приобретено более 20% (порядка 400 тыс.) новых автомобилей, зарегистрированных в Великобритании. Таким образом, каждый пятый автомобиль приобретался с использованием государственных дотаций.
Напомним, британская программа госдотаций начала действовать в мае 2009 года. В соответствии с ней владельцы автомобилей старше 10 лет могли получить до 2 тыс. фунтов стерлингов на покупку нового автомобиля взамен старого. На реализацию программы было выделено 500 млн фунтов стерлингов (750 млн долл.) бюджетных средств.