Бестселлеры: Вторая жизнь
Как быстро бежит время… Кажется, еще вчера за яркими дебютантами Mazda3 и Opel Astra поколения H выстраивались очереди в салонах дилеров. А теперь их место в шоу-румах занимает свежая поросль, машины последней генерации. Но любимцев публики рано сдавать на свалку истории, они начинают новую жизнь в качестве весьма привлекательного second-hand. Не секрет, что автомобили гольф-класса всегда были в фаворе у прагматичных европейцев, которые при покупке чуть ли не в первую очередь смотрят на стоимость содержания. Попробуем последовать их примеру и прикинем, насколько высокой окажется цена владения подержанным бестселлером. А для пущей интриги вместе с энергичным самураем и удачливым «немцем» выпустим на гольф-поле «корейца» новой волны с изюминкой в характере и названии – KIA Cee’d.
В целом
Продажи KIA Cee’d стартовали в 2006 году. Этот «кореец» изначально создавался для завоевания Старого Света, и выпуск его наладили в центре Европы, на новом заводе KIA Motors в словацком Жилине. Автомобиль угодил целевой аудитории: у cee’d аккуратная внешность без восточных «специй», вполне европейские ездовые повадки, высокий уровень пассивной защиты, подтвержденный пятью звездами Euro NCAP, просторный по меркам класса салон.
С мая 2007 года производством KIA Cee’d в России занимается калининградский «Автотор». Помимо 5-дверного хэтчбека в кузовной гамме также трехдверка pro_cee’d и универсал cee’d sw. Pro_cee’d отличают более длинный и низкий кузов, иная форма переднего бампера с увеличенными воздухозаборниками, выштамповки по бокам кузова. Он может быть приправлен спортивным пакетом, включающим более жесткую подвеску, 17-дюймовые диски.
Построенная на удачной платформе Ford Focus II, Mazda3 превзошла большинство одноклассников в драйверских дисциплинах. Дебют машины прошлого поколения состоялся в 2004 году.
Спортивным имиджем и броской внешностью равно наделены седан и 5-дверный хэтчбек. Салон «трешки» не назовешь просторным, и вместительность багажного отсека средняя (у хэтчбека 300, а у седана 420 л). Все искупают отточенная управляемость и живой характер Mazda3.
В 2006 году автомобиль претерпел рестайлинг, косметические процедуры затронули переднюю панель, решетку радиатора, бамперы, оптику. Более качественными стали отделочные материалы, улучшилась шумоизоляция, которую прежде не костил только ленивый. С появлением более дорогой и рафинированной сменщицы интерес к машине первого поколения на вторичном рынке не угас – у первенца своя армия преданных поклонников…
Продажи Opel Astra предпоследней генерации H начались в 2004 году. Автомобиль стал бестселлером в Европе, включая Россию. О его звездном статусе косвенно свидетельствует тот факт, что эта Astra продолжит конвейерную жизнь и после появления модели нового поколения.
В обширной кузовной гамме – дебютировавший первым 5-дверный хэтчбек, универсал, трехдверка, седан с удлиненной колесной базой (его выпуск наладили на польском заводе GM), а также горячий Astra OPC и экзотичный для наших краев кабриолет с жесткой крышей TwinTop.
После рестайлинга в конце 2006 года машина посвежела за счет легкого макияжа фар и бампера. В активе этого законодателя гольф-моды точный и туговатый руль, собранная подвеска, эластичные моторы, качественная отделка салона, список всевозможных опций на несколько страниц. Выразительная внешность добавила Astra очков в споре с извечным соперником – правильным, но скучноватым VW Golf.
Комплектация
Формально у KIA Cee’d два варианта оснащения, начальный LX и более продвинутый EX. На деле градаций больше, поскольку каждая версия может быть доукомплектована фиксированными наборами опций.
Автомобиль достойно экипирован уже в базовом исполнении 1.4 LX: на борту шесть подушек, ABS, маршрутный компьютер, кондиционер, передние электростеклоподъемники, боковые зеркала с электрорегулировкой и обогревом, аудиосистема с поддержкой МP3 и возможностью подключения музыкальных источников через USB.
Дорогая подверсия EX располагает климат-контролем, охлаждаемым перчаточным ящиком, дополнительной подсветкой в салоне, разъемами USB и AUX, на вторичном рынке встречаются также машины с кожаным салоном и электролюком.
«Матрешки» из Европы даже в базовой модификации имеют ABS, шесть подушек безопасности, CD-плеер, передние электростеклоподъемники.
Версия Exclusive подразумевает также задние электростеклоподъемники, противобуксовочную и антизаносную системы, литые диски. Еще привлекательнее исполнение Top с климат-контролем, противотуманками, 17-дюймовым литьем, ксеноновыми фарами.
Но на «вторичке» погоду делают Mazda3, приобретенные у российских дилеров, у них несколько иная иерархия комплектаций. Версия Base (на пострестайлинговых автомобилях) предполагает ABS, кондиционер, передние электростеклоподъемники, фронтальные и боковые аэрбэги, шторки безопасности.
Исполнение Touring добавляет задние электростеклоподъемники, маршрутный компьютер, противотуманки, омыватели фар, CD-плеер с поддержкой MP3. Версию Sport видно издалека благодаря аэродинамическому обвесу, ксенону, легкосплавным 17-дюймовым дискам.
Opel Astra как минимум располагает ABS, фронтальными и боковыми подушками безопасности, кондиционером, регулируемой по высоте и углу наклона рулевой колонкой, иммобилайзером, креплениями Isofix, электростеклоподъемниками передних дверей. Все это достояние версии Essentia.
Этажом выше вариант Enjoy с климат-контролем, подогревом передних сидений, аудиоцентром (с поддержкой MP3 и кнопками управления на руле), электроприводом и обогревом наружных зеркал, окрашенными в цвет кузова молдингами, сигнализацией.
Среди козырей версии Cosmo – литые диски, кожаная оплетка руля, противотуманки, очечник. Версию Sport можно определить по гоночному антуражу легкосплавных дисков, накладок на педали, хромированных пластин на порогах.
Самая мощная модификация OPC выделяется передними сиденьями Recaro, 18-дюймовым литьем, у нее уменьшенный ход рулевой рейки, спортивные настройки шасси, более низкий клиренс.
Двигатель
Гамма бензиновых моторов KIA Сee’d начинается с 1,4-литрового мощностью 109 л.с. Его конструктивный близнец 1.6 (122 л.с.), по большому счету, отличается лишь ходом поршня. Оба двигателя с цепным приводом ГРМ, это честные и безотказные трудяги. Обычно эксплуатационные хлопоты сводятся к плановой замене масла раз в 15 тыс. км да свечей зажигания (NGK ZFR5F-11) – каждое второе ТО, то есть через 30 тыс. км.
Статистика отмечает случаи выхода из строя катушек зажигания. Впрочем, они гарантийные. Проверенный временем бензиновый 2.0 непривередлив к качеству топлива и завоевал доверие благодаря простоте и надежности. Учтите: у него ременной привод ГРМ, который в российских условиях лучше обновить через 60 тыс. км вместо предписанных регламентом 90 тыс. км (в комплект входят ремень и два ролика).
Бензиновые моторы KIA cee’d – честные и безотказные трудяги
KIA Motors не запугала худая молва о нашей солярке, он продает в России дизельные модификации cee’d 1.6 (115 л.с.) и 2.0 (140 л.с.), оснащенные системой впрыска топлива Common Rail второго поколения. Главный нюанс обслуживания дизелей – периодическая чистка форсунок. Они могут забиться из-за некачественного топлива.
В начале моторной гаммы Mazda3 – бензиновая «четверка» 1.4 (80 л.с.), доступная исключительно для хэтчбека. Кроме того, покупатели могут выбирать из моторов 1.6 (105 л.с.), 2.0 (150 л.с.), 1,6-литрового турбодизеля. После рестайлинга моторную гамму пополнил турбодизель 2.0 (143 л.с.), а мощность его 1,4-литрового собрата возросла до 84 сил.
Впрочем, работающие на солярке «трешки» из Европы у нас относительно редки, преобладают же бензиновые модификации 1.6 и 2.0. Оба служат верой и правдой, имеют цепной привод ГРМ, но весьма требовательны к своевременному и качественному периодическому обслуживанию. Из немногих хворей мотора 1.6 можно упомянуть поломку датчиков холостого хода и положения коленвала. Бодяжный бензин способен вывести из строя датчик массового расхода воздуха. Двухлитровый бензиновый двигатель – более сложной конструкции, снабжен системой изменения фаз ГРМ, электронной педалью газа. Он не любит заправок 92-м бензином и на дух не переносит некачественное топливо.
Кроме того, известная хворь дорестайлинговых экземпляров – подсасывающий воздух впускной коллектор. Платиновые свечи на Mazda3 обычно служат 30–40 тыс. км.
По немецкому обыкновению конструкторы заготовили для Astra целый выводок моторов. С момента презентации автомобиля под капот ставились бензиновые, семейства Ecotec 1.4 (90 л.с.), 1.6 (105 л.с.), 1.8 (125 л.с.) и 2.2, а также турбо-дизели 1.7 и 2.2. Позже моторную гамму дополнили моторы более современной конструкции: атмосферные 1.6 (115 л.с.), 1.8 (140 л.с.), наддувные 2.0 мощностью 200 и 240 л.с., а также два турбодизеля CDTi 1.9.
На самых популярных у нас бензиновых моторах Z16XER, Z18XER регулировка клапанов осуществляется крайне редко – спустя 150 тыс. км или раз в 10 лет. Повышенный шум двигателя 1.8 известит о поломке одной из муфт, отвечающих за изменение фаз газораспределения. Деталь дорогая, как и стоимость ремонтных работ.
Заявленный срок службы воздушного фильтра и свечей зажигания – 60 тыс. км. Зубчатый ремень ГРМ вместе с натяжным роликом обновляется каждые 90 тыс. км. Тогда же подлежит замене и приводной поликлиновый ремень.
По отзывам владельцев, довольно часто дает сбои SIM-модуль, что влечет за собой глюки электросистем Astra. Одно из последствий такой поломки – плавающие обороты холостого хода, «неповиновение» световых приборов. Например, ни с того ни с сего начинают моргать поворотники.
Среди сюрпризов, которые может преподнести машина второму хозяину, – поломка блока управления дроссельной заслонкой, выход из строя задней опоры двигателя, что проявится усиленной вибрацией мотора на холостом ходу.
Ходовая часть
В «коробочном» ряду KIA Cee’d 5- и 6-ступенчатая МКП, а также 4-диапазонный «автомат». Все они особых нареканий не вызывают. Сцепление обычно выхаживает до 100 тыс. км. Но бывает, гораздо раньше умирает выжимной подшипник. Меняется сцепление комплектом – диск, корзина, выжимной подшипник.
Стойки переднего стабилизатора напоминают о себе каждые 15–20 тыс. км. Отметим, что иногда амортизаторы начинают постукивать на практически новой машине. В таком случае проблема решается гарантийной заменой.
Особое внимание – рулевой рейке на пару с электроусилителем. На машинах первых партий нередко начинала стучать шестерня редуктора. Впоследствии на KIA разработали шестерню нового образца, что решило проблему.
Если машину при движении на малой скорости стало уводить в сторону, надо не мешкая отправляться в сервис и откалибровать электроусилитель руля. Передние тормозные колодки обычно выхаживают порядка 25–35 тыс. км, задние живут до 60 тыс. км.
Стандартная трансмиссия для Mazda3 – 5-ступенчатая «механика». Бензиновые версии 1.6 и 2.0 также идут на пару с гидромеханической АКП. Коробку перед покупкой автомобиля лучше продиагностировать с пристрастием. В МКП иногда выходят из строя синхронизаторы третьей и четвертой передач – в таком случае они втыкаются с ощутимым усилием. Вследствие заводского брака на некоторых «автоматах» не включается третья передача.
Передняя подвеска обычно служит без нареканий. Проблемы после 40 тыс. км могут возникнуть разве что с амортизаторами, да и то если прежний владелец как угорелый носился по кочкам. Не любят ударных нагрузок и подшипники передних ступиц.
Второй хозяин Mazda3 должен быть готов к серьезным тратам, когда настанет пора перебирать подвеску
Стук в задней подвеске (она у Mazda3 многорычажная) сигнализирует о необходимости замены либо стоек стабилизатора, либо нижних рычагов. Второй хозяин должен быть готов к серьезным тратам, когда настанет пора перетрясти заднюю подвеску – «связок» и «железок» в ней много, да еще шаровые и резинометаллические шарниры меняются в сборе с рычагами.
Рулевое на Mazda3 обычно не преподносит сюрпризов. Тормозные колодки выхаживают в среднем 40–50 тыс. км, диски служат в два раза дольше.
Для Opel Astra припасены трансмиссии на любой вкус, имеются 5-ступенчатая «механика», роботизированный Easytronic, 4-диапазонная АКП, плюс 6-ступенчатая МКП для турбо-версий.
Замену рабочей жидкости в АКП следует проводить через 60 тыс. км или спустя четыре года эксплуатации. Механическая коробка передач представляет собой образец надежности. А вот «автомат» на модификациях с мотором объемом 1,8 л способен выкинуть фокус. Из-за дефекта теплообменника в радиаторе охлаждения масло из АКП может образовать коктейль с антифризом – для «автомата» это убийственная смесь… Первый симптом такого происшествия – снижение уровня охлаждающей жидкости.
Подвеска у Opel Astra довольно крепкая и не будет ощутимо бить по семейному бюджету. Даже в суровых российских буднях кончина основных деталей откладывается до рубежа 100 тыс. км. Но есть и относительно слабые звенья.
Через 30–40 тыс. км порой приходится менять втулки и стойки стабилизатора. Возможно, тогда же в расход пойдут рулевые тяги и наконечники.
Обычный срок службы передних тормозных колодок составляет 15–20 тыс. км, задних – 25–35 тыс. Диски меняются вдвое реже.