Программа утилизации: Железо на вес золота

Купить новый автомобиль по утилизационной программе – такую цель поставил перед собой москвич Олег Нестеркин. Ход событий он отразил в дневнике, первым читателем которого стал Максим Приходько. Хотите стать следующими?

8 марта. Почему-то именно в праздники, после скромных посиделок с родней, опять захотелось новую машину. Ну прямо как в анекдоте про Париж: не был, но уже хотел. Моя «окушка» времен первого финансового кризиса вряд ли переживет второй. Мама дорогая, сколько лет прошло! «Титаник» тогда только вышел в прокат... Выгодно продать «Оку» наверняка не получится, а про утилизацию гудят по радио каждый день – может, и выйдет что-то путное? Похоже, это моя судьба – менять автомобили во времена финансовых катаклизмов.

10 марта. Видел по телику выступление главного редактора «За рулем». Решено, меняю «Оку» на что-то приличное. Все равно за нее на рынке мне светит тысяч тридцать, не больше. Но вот на что менять? Посмотрел на сайте Минпромторга список автомобилей, включенных в программу, – половину тут же для себя вычеркнул. Овес нынче дорог! Сегодня на мои 400 тысяч не очень-то разгуляешься. Может, «Фокус»? Вроде есть у него недорогая версия специально под программу утилизации. Уж больно хочется хэтчбек!

13 марта. Кто там говорит о несчастливом числе? «Рено-Сандеро» – вот мой следующий автомобиль! После краткого семейного совещания остановились на нем. Во-первых, это хэтчбек. Во-вторых, новая модель. В-третьих, цена! Найдите еще новый во всех смыслах автомобиль за 402 тысячи с кондиционером и подушками безопасности! Есть и дешевле «сандерик», но уж больно он голый. Иномарка должна быть иномаркой.

15 марта. Моя Родина – СССР! Вроде программа только стартовала, а записали меня на май. Достать машину раньше нет никакой возможности. Дилер клянется и божится, что мне еще повезло. Кстати: в моем лексиконе всплыло абсолютно советское словечко «достать». Мужики на работе говорят, что и на тольяттинскую «классику» очереди ничуть не меньше. Надеюсь, «Ока» дотянет до своей сменщицы.

16 марта. Ура! Позвонили из «Автомира», сказали, есть шанс пересесть в автомобиль пораньше. Предложили «Сандеро» черного цвета, все остальное, как я хочу. Зато обещают машину в апреле. Другое дело! Сегодня съездил к дилеру, заплатил 41 тысячу, подписал договор поставки. Так сказать, застолбил машину. Если бы в этом «Рено» знали, до чего охота сесть за руль нового автомобиля! Кстати, посмотрел, что сдают в утиль в «Автомире» на Дмитровке. На небольшой площадке сплошь «жигули». Мужик набивает одну к одной, не церемонясь. Видно, что кайфует от возможности безнаказанно таранить машины. Из последней «четверки» вытащил аккумулятор и унес. Куда?

18 марта. Моим дневником заинтересовались в ЗР. А что, сейчас это модно: черкнешь пару строк – и ты уже писатель. Рассказал им про себя, про «Оку» да про «Сандеро». На работе наверняка смеяться будут. Зато жена гордится! С другой стороны, сейчас про эти дела столько пишут – волосы дыбом. Люди не находят себя в очередях, цены на машины по программе тут же поднялись. Как это все знакомо! Приятель хотел приобрести «по утилю» «Хёндай Санта-Фе Классик», так ему сказали, будто Минпромторг пока не дал добро ТагАЗу на эту программу. И где, интересно, калининградские КИА? Вроде тоже отечественная сборка.

21 марта. Весна в разгаре! Помыл свой аппарат. Не обижайся, «окушка», все же мы вместе 52 тысячи километров проехали. Да, не забыть бы снять с машины все нужное перед тем, как отправлять ее в последний путь. Магнитофон и спортивное кресло отдам приятелю, зубастые зимние колеса поставлю на мотоблок. Да и память, как-никак.

23 марта. На работе разговоры про эту утиль-программу. Знакомый по моему примеру решил сдать «Таврию» – тоже настроился на «Рено-Сандеро». Правда, ему уже обещают не раньше августа! Смотрел на сайте Минпромторга количество заявок – уже 20 тысяч!

26 марта. Встречался с ребятами из «За рулем». Сфотографировали меня рядом с «Сандеро». Вопросы всякие задавали. Интересно будет посмотреть на себя в журнале. Но перед этим я попал в аварию. И не говорите мне, что у железок этих нет души! «Ока» все понимает – что я ее даже не продаю, а предаю. На мосту «догнала» старенький «Лансер». Зевнул я, короче. У меня немного пластик на переднем бампере треснул и кусочек от него отвалился, у него задний бампер наверняка под замену, вдобавок крышку багажника повело. Мягкие они, эти иномарки. Гаишники приехали через два с половиной часа. Еще дешево отделался...

Таких «подснежников», мирно дремавших в российских дворах, везут к дилерам десятками. Автомобильная «классика» теперь суперприбыльна, если соблюдать все правила игры.

2 апреля. Купил четвертый номер ЗР, а там статья про мой «Рено»! Точнее, вообще про эту модель. Приберегу до вечера, чтобы не спеша посмотреть-полистать. Лишний раз жене покажу, как выглядит наша будущая машина. И сколько стоит. На всякий случай (вдруг подорожала?!) позвонил в «Автомир» – нет, цена та же. Сказали, ждите. Вот и жду, что еще остается...

Продолжение - совсем скоро...

КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА АВТОРЫНКА

Конечно, делать выводы о перспективах этой программы пока рано, но некоторые итоги уже можно подвести.

ВАЗ-2105. Самый популярный автомобиль из доступных по программе утилизации. Запасы «классики» у завода полностью истощились. Даже предпринятое дилерами резкое оперативное повышение цен на эту модель со 166 до 200 тысяч (за счет дополнительного оборудования) не смягчило дефицита. Печально, что лидер программы отнюдь не лидер в плане активной и пассивной безопасности.

Итог первый – низкая мобильность программы. Ведь не один день ее разрабатывали, да и автозаводы расположены в Европейской части страны, однако ожидание заказанных автомобилей уже растянулось на 3–4 месяца, а то и более. Герой нашего материала в числе первых записался на «Рено» московской сборки и, не согласись он на другой цвет, ждал бы новое авто два месяца!

Итог второй – самоуправство дилеров. Торговцы, ошалев от радости, тут же переписали ценники на товар, оперативно снабдив исконно российские автомобили сигнализациями, антикором и «музыкой» – абсолютно голую машину купить по программе просто невозможно.

Автомобиль должен быть комплектным, твердят у дилеров. Вначале это требование было размещено и на сайте Минпромторга. Потом условие исчезло, но осадочек, как говорится, остался. Двигатель, стекла, прочие окна-двери – это понятно. Однако некоторые продавцы требуют даже аварийный знак, аккумулятор и запаску. Для чего?

Итог третий – необходим институт посредников. Требование владеть старым авто больше года – абсурд чистой воды! В стране более 50% зарегистрированного автопарка старше 10 лет, но это вовсе не означает, что все владельцы раритетов хотят и могут воспользоваться льготой. Главное отличие между нашей программой и недавно завершившейся в Европе в деньгах: у европейцев они изначально были, требовалось лишь простимулировать спрос, а в России свободных денег у народа немного. Недаром ВАЗ-2105 – самый вожделенный для «запрограммированных» покупателей. И если нашлись граждане без старого авто, желающие купить новое с широко разрекламированной скидкой, надо ли этому препятствовать?

Кстати, мы вполне могли бы ускорить ход событий в истории Олега, но не стали: пусть все идет, как сложилось. Для чистоты эксперимента...

Подпишитесь на «За рулем» в