Формула-1: Избавление от скуки
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ
Первая гонка юбилейного, 60-го чемпионата повергла в уныние даже отчаянных оптимистов. Никакого намека на обгоны и борьбу в группе лидеров: как построились на первом круге, так всю дорогу и пилили (иначе не скажешь)! Стоило ради такого зрелища изобретать очередной путаный регламент?!
Естественно, прокатилась волна критики. Совладелец и бывший технический директор «Вильямса» Патрик Хед обвинил саму трассу: «У новых автодромов есть общая черта: похоже, создавший их Герман Тилке старался на ограниченной площади проложить дорожку максимальной длины. В итоге мы получили однотипные, лишенные индивидуальности повороты и связки поворотов. Старые трассы, а их в календаре все меньше, такого недостатка лишены. У большинства уникальная конфигурация и неповторимая атмосфера». Михаэль Шумахер поведал, что в этом сезоне задача пилота – благополучно уйти со старта и далее держать оптимальный темп. «Обгонять невозможно, разве что кто-то допустит ошибку. Главный сдерживающий фактор – шины: поедешь агрессивнее – они быстро придут в негодность. А лишний пит-стоп никому не нужен. С такой гоночной тактикой Гран-при вряд ли будут богаты событиями».
Хозяева команд, озабоченные падением зрелищности, призвали организаторов что-то предпринять. Глава «Ред Булл» Кристиан Хорнер предложил вернуться к идее двух обязательных пит-стопов, и его многие поддержали. Хозяин всея Формулы-1 Берни Экклстоун (почти вся критика адресовалась именно ему) еще раз озвучил свой спорный замысел: шикана, которую каждый пилот может срезать фиксированное число раз за гонку. (Заимствование из ралли-кросса, где такая схема давно работает.) И он же, вкупе с шефом «Феррари» Стефано Доменикалли, призвал воздержаться от поспешных решений и подождать, как пойдет дальше. «Команды иногда не понимают, что суть наших состязаний – шоу и увеселение публики, – заявил Берни. – Им подчас важнее давление в шинах и лучшее время круга. Возможно, следует просто отстранить команды от создания спортивного и технического регламентов. Конечно, я недоволен тем, как прошла гонка в Бахрейне, но подобные этапы нередко выпадали и в прошлом».
И почему-то никто не ругал погоду. Представьте: 35 градусов в тени, а вам предстоит полтора часа гнать по изнурительному солнцепеку. Причем ответственность высока: как-то некрасиво ударить лицом в грязь на первом Гран-при сезона, особенно если выступаешь за топ-команду. Какую тактику вы изберете?
ПЕРЕМЕНА ПОГОДЫ
Дождь, даже небольшой и короткий, – гарантия того, что Гран-при получится интересным. Почему бы трассы не оснастить дождевальными установками? Главный судья Формулы-1 Чарли Уайтинг включал бы их по своему усмотрению – интрига обеспечена! Это несложно, недорого и прекрасно вписывается в концепцию обязательного использования резины двух типов (с точки зрения болельщиков, бессмысленную).
На Гран-при Австралии дождь, хотя и завершился после нескольких кругов, сработал идеально. Несколько аварий и вылетов с подсыхающего асфальта, множество эффектных обгонов – воплощенная мечта болельщика! Однако обгонов могло быть и больше, причем в зоне подиума да на последних кругах. Помешал тот сдерживающий фактор, о котором говорил Шумахер. Шины позволили Льюису Хамильтону отыграть 20 (!) секунд отставания от двух «феррари», но, когда пришло время обгонять Фернандо Алонсо, оказались слишком изношены. То же ощущение беспомощности испытал и Марк Уэббер: машина – зверь, а «лапы» не держат.
Поставщик шин для Формулы-1 «Бриджстоун» своей продукцией доволен. Разумеется, дело не в качестве покрышек, а в их заданных свойствах. Вне всякого сомнения, можно изготовить шины, которые износятся за десять кругов (правило обязательных пит-стопов тогда не потребуется), или способные выдержать всю гонку. Поэтому именно шинный регламент многие годы придает Формуле-1 элемент здорового абсурда. В теории автогонки – это когда пилоты всю дистанцию стараются гнать как можно быстрее. На практике все едут с оглядкой на износ, «держат оптимальный темп» – и нередко отказываются от возможных обгонов ради того, чтобы поберечь шины.
Современная Формула-1: все пилоты едут с оглядкой на износ шин, держат некий оптимальный темп и нередко отказываются от возможности обогнать, чтобы поберечь резину.
Минимальные осадки, выпавшие на Мельбурн, сломали стереотипную «сухую» двухшинную тактику – ту, что превратила Гран-при Бахрейна в унылое катание. Команды оказались в условиях, когда многое невозможно рассчитать заранее. Дженсон Баттон рискнул пойти на единственный ранний пит-стоп – и скучнейшим образом добрался до финиша. Льюис Хамильтон отважился на два пит-стопа – и был самой яркой и заметной фигурой на трассе. Да, Баттон – победитель, но болельщикам в Мельбурне наверняка больше запомнился его партнер по команде.
ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ
Глава «Мак-Ларена» Мартин Уитмарш после Бахрейна предрек, что в Мельбурне ситуация сильно изменится, и добавил: «Но борьбу за лидерство будут вести все те же четыре команды. Думаю, и на всех остальных гонках тоже». Возразить нечего. Второе место Роберта Кубицы в Австралии вряд ли позволяет причислить «Рено» к «могучей кучке». Скорее всего, это разовый успех: машина «Рено» комфортно чувствует себя на тех трассах, которые условно называют «медленными». Но таких трасс немного, а в Бахрейне Кубица выглядел бледно.
Дюжина команд Формулы-1 по итогам первых гонок четко поделилась на три очень неравные по силам группы: «большая четверка», крепкие середняки и обреченные аутсайдеры. В числе последних – все новички чемпионата мира: у них нет надежд на значимое улучшение результатов. Виной тому не моторы «Косворт» (с этим же мотором «Вильямс» – середняк), а шасси – их ведь создавали в режиме авральной спешки. Постоянно совершенствовать машины по ходу сезона не позволит бюджет, ограниченный 40 миллионами фунтов.
Дюжина команд Формулы-1 по итогам первых гонок четко поделилась на три очень неравные группы: «большая четверка», крепкие середняки и обреченные аутсайдеры.
Думается, за привлечение бюджетных команд Берни Экклстоун еще получит «фи» от общественности. Неужто и вправду повысили имидж Формулы-1 дополнительные пилоты на стартовой решетке, уступающие лидерам по 5–8 секунд на круге?
ПЕРЕЙДЕМ НА ЛИЧНОСТИ
Тем, кто ждал сенсаций от возвращения Михаэля Шумахера, радоваться нечему. Немец точно не станет восьмикратным чемпионом, да и его победа в Гран-при – событие маловероятное. Пока Михаэль по всем показателям уступает своему молодому партнеру по «Мерседес GP» Нико Росбергу. Однако роль Шумахера в команде вряд ли сводится к добыче зачетных очков. Он незаменим в качестве настройщика-доводчика техники, заодно привлекает повышенное внимание зрителей и прессы.
Российский дебютант Формулы-1 Виталий Петров, как и сами первые гонки, оставил «неоднозначные впечатления». Превосходно провел старты, но финишного флага так и не увидел. Хотя, если судить только по темпу его езды, мог рассчитывать на очки. В Бахрейне подвел рычаг подвески – конструктивный просчет инженеров команды (у Кубицы были иные настройки шасси, и только потому рычаг не расколотил болт крепления). В Мельбурне на еще не просохшей трассе Виталий ошибся при торможении и увяз в гравии. В Малайзии отказала коробка передач.
Приятно, что команда его хвалит. Эрик Буйе, шеф «Рено F1»: «Петров только постигает науку Формулы-1 – и уже порадовал нас отличными стартами. Думаю, у него хорошие перспективы». А сам Виталий вдохновлен неплохой боеспособностью машины – оказывается, и подиум реален!
После Сепанга в тройку лидеров чемпионата наконец-то попал пилот, который мог выиграть все три гонки! В Бахрейне верную победу у Себастьяна Феттеля отобрал отказ свечи зажигания, в Мельбурне – плохо закрепленное колесо, повредившее тормозной диск. После схода немец был в ярости: «Я страшно ругался и хотел в тот же момент уехать домой. Мог ведь стать лидером чемпионата!». Гран-при Малайзии прошел для Феттеля идеально, и нам теперь не надо ломать голову над тем, кто же главный фаворит.