Живой щит: Силовая передача
ДЕЛИТЬСЯ И ПОМОГАТЬ
С докторами все понятно: пункт 2.3.3 ПДД обязывает нас с вами предоставлять свои машины «медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни». Но, откликнувшись на просьбу, не забудьте взять специальный талончик – он у врачей должен быть. Эта бумага – подтверждение вашего негромкого подвига, а на работе она оправдает нарушение трудового распорядка.
Услуга медикам, можно предположить, обойдется без ущерба для машины. А как мы отреагируем на обращение людей в погонах? Скорее всего, не ошибемся, решив, что автомобиль потребовался им для погони, а в ней «железо» не щадят... Тем не менее будем обязаны предоставить личную машину силовикам! На каком основании? ПДД упоминают некие случаи, «предусмотренные законодательством». Поищем сами подсказки в законах.
ДОГНАТЬ И ОБЕЗВРЕДИТЬ
Законы «О милиции», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной охране» дают право служащим этих органов использовать транспортные средства граждан для проезда к месту стихийного бедствия или происшествия, для преследования преступников и доставки их в милицию. Сотрудник может быть в штатском – лишь бы со служебным удостоверением.
В органах действуют и внутриведомственные указания. Правила работы федеральных служб безопасности и охраны нам не прочитать – они засекречены. А вот обязанности и права сотрудников ГИБДД описаны в открытом для ознакомления административном регламенте (приказ МВД РФ от 02.03.2009 года № 185): сотрудник ДПС обязан сообщить водителю, с какой целью будет использоваться автомобиль, и указать маршрут следования. Инспектор может оставить вас за рулем (если надо добраться до места происшествия) или попросить покинуть салон (если предстоит гнаться за бандитом).
Погони или задержания с использованием личных авто случаются редко. Может быть, именно из-за отсутствия опыта милиционеры порой обставляют их изъятие грубо, даже по-хамски? Еще не забыт дикий случай в Москве, когда для поимки воров перегородили магистраль баррикадой из остановленных машин. Водителям и пассажирам даже не предложили их покинуть! А ведь в регламенте сказано: при задержании преступников использовать в качестве щитаограждения можно лишь грузовики, причем недопустимо, чтобы в них находились люди!
Может ли гражданин отказать силовикам? Может. Штраф за такой отказ – 100–200 рублей (ч. 1 ст. 12.25 КоАП РФ). Его придется уплатить, если автоинспектор плюнет на погоню, чтобы составить протокол о привлечении водителя к ответственности. Вероятный ход событий – вас «убедят» силой (на то они и силовики) в необходимости поделиться машиной. Но в любом случае вам обязаны выдать справку о том, кто, когда и в каких целях позаимствовал автомобиль.
БУМАЖНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
Конечно, всякий рассчитывает на аккуратность водителя в форме. А ну как от машины останутся рожки да ножки? Страховка на подобные случаи не распространяется. В ПДД и законах написано, что возместить ущерб и убытки обязаны милиция, ФСБ, ФСО или служба скорой помощи. На практике же владельца ожидает изнурительный сбор бумажек о размере ущерба и стоимости ремонта, ожидание ответа «виновного» ведомства. Добиться стопроцентной компенсации в досудебном порядке удается не всегда. Значит, предстоят хождения по судам, затраты на адвокатов, а уж нервов попортишь... Да, велика плата за исполнение гражданского долга.
Если вас призывают отдать автомобиль для неких неотложных нужд – отдавайте. Но потребуйте все предусмотренные для таких случаев документы, запишите данные милиционеров (врачей, контрразведчиков и т. п.).
К ЧИТАТЕЛЯМ
Вопрос номер один: устраивают ли нас такие порядки? Смотрите, согласно приказу МВД № 185, если автоинспектор предлагает передать ему машину, он обязан описать маршрут погони за преступником. Но разве представишь заранее, куда заведет преследование? Дальше: почему, случись ситуация «рожки да ножки», закон не лимитирует продолжительность оформления силовиками документов об ущербе и сроки возмещения?.. Уже исходя из этих соображений, можно утверждать, что законы и регламенты следует детализировать, сделать конкретнее – с учетом интересов автовладельцев.
Вопрос второй. Еще не забыто время, когда в Правилах говорилось: в особых случаях силовики имеют право привлекать сторонние автомобили, но исключительно государственные. Не вернуть ли прежний порядок в ПДД?
И третье: следует в принципе исключить саму возможность вынужденной, а точнее, насильственной передачи личных машин сотрудникам силовых ведомств. Пусть даже это будет прецедентом в международном праве. Мы свое отдали сполна: на наши налоги органы правопорядка призваны создать эффективную систему техобеспечения, не требующую привлечения ресурсов граждан.
Решение рисковать собственностью должно быть исключительным правом его владельца.
Опрос с такими вариантами ответов найдите на нашем сайте zr.ru. Выскажите свое мнение, предложите свой вариант.