Охрана от угона: Волк и девять козлят на противоугонный лад
И КОЗЛЯТА ПОВЕРИЛИ
Сказка про волка и козлят известна уже лет двести. Современное жулье усвоило ее техническую подоплеку: чтобы проникнуть в чужой дом, нужно заговорить голосом хозяина – и тебе откроют. «Голоса» запоминают и имитируют так называемые кодграбберы: электроника умеет перехватывать высокочастотные сигналы, посылаемые родными брелоками, и подделывается под них. Элементная база совершенствуется, размеры приборов стремительно сокращаются: то, что вчера влезало разве что в чемодан, сегодня помещается в пульт от телевизора, в мобильный телефон или даже в корпус обычного брелочка. Кстати, цена той универсальной отмычки, о которой пойдет речь, – 350 000 рублей. Нам удалось раздобыть ее во временное пользование.
Электронная начинка брелока рассчитана на сотню различных «голосов»: они имитируют сигналы множества как штатных, так и покупных противоугонок. Проверять сотню мы не стали – ограничились теми девятью системами, что оказались под рукой. Подключили. Проверили. После манипуляций с кнопочками брелока-отмычки все девять послушно отреагировали на команды. Заходи, волк, в дом козы!
Но нет повода паниковать – у нас, как и в сказке, все закончилось благополучно. Универсальной открывалкой попробовали отомкнуть системы, не входящие в «волчий» список, – четыре несанкционированному вторжению не поддались… Невольно вспоминаешь других сказочных персонажей – поросят, которых жизнь научила: домик нужно строить все-таки не из соломы, а из камней!
ПОШЕЛ ВОЛК ВО КУЗНИЦУ
Каким образом волк смог запеть голоском нежного козьего создания – дело темное. Сказочники расходятся во мнениях: одни объясняют это умением кузнеца, другие упоминают пирог с медом… В любом случае сперва надо услышать голос-первоисточник, а уж затем воспроизводить его.
О правильном подходе к выбору противоугонки мы писали не раз (ЗР, 2006, № 6; 2003, № 11). Тем, кто по-прежнему убежден, будто все они одинаковы, замечу, что часть самых простеньких (их названий под пытками не скажу!) легко раскрывают все свои тайны: достаточно пнуть машину по колесу – и их убогая, лишенная энергонезависимой памяти электроника выдаст в эфир информацию, достаточную для взлома.
От негатива – к позитиву. Из четырех систем, не поддавшихся расшифровке нашим код-граббером, три относятся к так называемому диалоговому типу. Его особенность – сложный алгоритм обмена информацией между брелоком и базовым блоком системы. С его расшифровкой вору придется повозиться: простой перехват волны после нажатия хозяйской кнопочки не поможет. Пример в нашем тесте показали питерские «Сталкер» и «старлайны» с грифом «Диалог». Существуют и классические технические решения: столичный «Экселлент» – образец не диалоговой, а простой, но грамотно сделанной противоугонки. Ее разработчики прекрасно знакомы со всеми код-грабберами и пытаются идти на шаг впереди их создателей. А самая необычная новинка той же фирмы вообще не является противоугонкой!
Действительно, что делать тем, чья машина оснащена какой-то противоугонкой, которая уже вошла в «волчий» список? Вариант – дополнить комплекс защиты каким-нибудь механическим блокиратором.
С ним машину, может, и не угнать, но вот от кражи вещей из салона припаркованного перед гипермаркетом авто не спасет. На сей случай придуман антиграббер «Фантом». Устройство монтируют в автомобиле и подключают к бортсети, «прописав» в его память позывные штатных брелоков. С этого момента все «просьбы» чужаков впустить их внутрь антиграббер пресекает, мешая жулику записать правильный сигнал.
Именно это свойство мы и проверили – поочередно подключали антиграббер к неудачникам нашего теста. Подтверждаем: устройство защиты работает! Панацеей его назвать нельзя, однако в сцепке с ним большинство популярных противоугонных систем умнеет на глазах.
Тут и сказочке конец? Не будем торопиться: борьба светлых и темных сил никогда не прекращалась и, к сожалению, вряд ли когда-нибудь закончится – просто она всякий раз выходит на новый технический уровень. Так не упускайте инициативу, не облегчайте жизнь злодеям!
Даже те системы, которые называют вскрываемыми, можно попытаться защитить.
ЧТОБЫ ВОЛК НЕ ПРОНИК В ПОМЕЩЕНИЕ
• Зачем нужны дополнительные противоугонки, если машина застрахована?
Чтобы машину все-таки не угнали! Надо учесть, что полную компенсацию за угнанную машину вы не получите никогда. Прикиньте потери в компенсации, вызванные возрастом машины, стоимость украденного вместе с нею дополнительного оборудования, сумму, уплаченную за каско, и расходы на страхование нового автомобиля (который, к слову, придется долго ждать: покуда выбьете из страховщика деньги и соберете недостающую сумму, пока придет заказанная машина…). По опыту, владелец угнанного «Паджеро» теряет стоимость «Лансера».
• Почему американские и японские машины, в отличие от европейских, не боятся глушилок?
Боятся! Другое дело, у нас рабочая частота автосигнализаций – 433,92 МГц, а, например, в Америке – 315 МГц. Поэтому одним и тем же прибором их не взять. Кстати, престижные европейские модели начинают переползать в диапазон 800 МГц. Еще одно средство, не реагирующее на обычную глушилку, – система «свободные руки»: у владельца в кармане лежит метка, а машина снимается с охраны при касании ею дверной ручки. Такие авто также могут не реагировать на стандартную электронную отмычку, поскольку опрос метки идет на иных частотах.
• Чуть не все авто снабжены штатными охранными системами производства серьезных фирм. Так зачем дополнительные?
Штатную систему угонщику не нужно «вычислять» – ее он знает наизусть. Почти в любой есть бреши, через которые легко проникнуть в машину. Скажем, во многих японских авто функция «черный ход» (black door) предусматривает отключение иммобилайзера штатными органами управления. И еще. Для кого-то это станет откровением: автозаводы зачастую делают так, чтобы при открывании дверей штатным ключом (когда иссякнет заряд в батарейке брелочка) автоматически отключалась вся «светомузыка» – от звуковых до световых сигналов. Зачем, мол, лишний шум? Словом, во многих случаях одной штатной системы для надежной защиты движимой собственности недостаточно.
• Зачем устанавливать противоугонку на заведомо непрестижный автомобиль?
В голову не придет назвать престижным «Москвич-2141», однако и их угоняют – на разборку. Сегодня основной доход в своем бизнесе угонщики делают не на машинах под ездоков, а на запчастях для массовых моделей. Спрос на детали не снижается: заканчивается гарантия, клиент уходит от официалов в более дешевые сервисы и вообще пытается экономить на чем только можно. Так что, когда вам предложат походившую, но исправную коробку-автомат по сходной цене, задумайтесь о ее происхождении… Впрочем, это уже другая тема.