Весомый аргумент, или растаможка «по-псковски»

А вы знаете, что мотоцикл – не транспорт, а нечто вроде гири сложной формы? Оказывается, на таможне между ними не видят разницы. Тем более, что гиря дороже.

Житель Пскова Юрий Каныгин решил приобрести мотоцикл. Подержанный Suzuki DR650 он присмотрел за границей. Уточнил на таможне порядок оформления и размеры платежей, затем ввез купленный мотоцикл на территорию РФ и растаможил на Псковской таможне. Все сборы уплачены, ПТС получен, впереди – российские просторы. Но, как говорят англичане: «Жизнь – не только пиво и боулинг». Через два месяца Юрий получает письмо из таможни, в котором говорится, что уплаченная сумма неверна и ему следует доплатить, а заодно погасить набежавшие пени. Аргумент чиновников привел Юрия в изумление: «в связи с тем, что мотоцикл не является транспортным средством». О как!.. Тогда, простите, что это? Бытовой прибор? Средство связи? Таможня ссылается на положения письма ФТС России от 12.08.2008 № 15­12/32730 «О ввозе товаров физическими лицами» (разъяснения к Таможенному кодексу РФ), согласно которому мототехника (мотоциклы, мопеды, мотороллеры, квадроциклы и т.д.) к транспортным средствам не относятся. То есть это просто товар, и таможенный сбор должен рассчитываться по весу (свыше 35 кг – 4 евро за 1 кг). Открываем Таможенный кодекс РФ (от 28 мая 2003 года N61 ­ФЗ). В главе 23 есть что­то, отдаленно напоминающее определение: «под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования». И все! Никакой классификации. А термины «мототехника» или «мотоцикл» отсутствуют вовсе! Про мотоциклистов просто забыли? Интересно, тогда на каком основании на «товар» выдается ПТС (паспорт транспортного средства)? Или дядя-­таможенник превратился в эдакого волшебника, который своей магической печатью «Выпуск разрешен» превращает «товар» в «транспортное средство»? Звучит бредово...

С тем, что происходит за воротами российской таможни, мы будем разбираться. А пока допустим невозможное, что черное – не черное, и платить за него нужно, как за зеленое. Но вот вопрос – почему же Юрий, официально растаможив мотоцикл в апреле 2009­-го как ТС, в июне получил требование о доплате? Где было это письмо с августа 2008­-го? Псковская таможня объясняет это так: Северо-­Западное таможенное управление несвоевременно (т.е. почти через год!) уведомило их о существовании этого письма. В порядке ведомственного контроля нарушение было выявлено, и владельцам выставили требования о доплате. За неприменение действующего закона можно «получить по шапке» от вышестоящих органов, и крайними оказались псковские мотоциклисты.

А ведь доплаты не копеечные! Например, таможенная оценочная стоимость мотоцикла Юрия – около 30 000 руб., первоначальный таможенный платеж – чуть более 10000 руб. (как за ТС – 30%), а доплата, требуемая таможней, еще около 13 000 руб., да еще и пени с просто издевательской формулировкой «в связи с несвоевременной уплатой»! «Таможня заведомо ввела меня в заблуждение. Если бы мне сразу озвучили ту сумму, которую с меня теперь требуют, я бы не стал привозить мотоцикл, а купил бы его на внутреннем рынке, – говорит Юрий. – Мой приятель Константин скопил 600 евро, заплатил таможне сбор 180 евро, а теперь таможня задним числом потребовала доплатить сумму, которая превышает общую стоимость мотоцикла. Да еще и пени за их же ошибки. Где справедливость?!.. А теперь у меня обратного пути нет – я не могу отказаться от уже совершенной сделки и обязан заплатить по решению суда. Я считаю, что это просто рэкет, покрываемый законом!»

Основатель псковского мото­ клуба «Позитивная механика» Александр Бушуев тоже попал под этот каток, но его ситуация еще забавнее – мотоцикл растаможен за полтора года до претензий таможни и за два месяца до написания злополучного письма № 15­ 12/32730. «Включите логику! Это же бред какой­-то, – говорит Александр. – Как если бы вы сходили в ресторан, поели отбивные из говядины, заплатили по счету, а через полтора года обнаружили письмо с требованием доплатить несколько своих месячных зарплат и пени под предлогом того, что это была не отбивная из говядины, а блюдо из рыбы. Повар, видите ли, перепутал. И хотя вы знаете, что это была говядина, но все равно обязаны заплатить за нее, как за рыбу фугу». Так кто же все­-таки виноват – повар или посетитель ресторана?

В псковских судах прошло около 30 процессов по этому вопросу, и на всех признана правота претензий таможни. Хотя в главе 1, статье 6 ТК РФ черным по белому написано: «Пункт 5: Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. Пункт 6: Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны РФ в порядке, предусмотренном законодательством РФ». Но за собственные ошибки таможня отвечать не хочет. А суды их в этом прикрывают. Как же это понимать? Или может назвать эти слушания «Государство против мотоциклистов»?

И вот первая удача – Александр Бушуев суд выиграл! Судья не последовал «сложившейся судебной практике», а внял законам государства и законам логики. Естественно, таможня подала апелляцию. Но мотоциклистов поддержала прокуратура. «Должностными лицами Псковской таможни были допущены нарушения действующего законодатель­ства, – комментирует ситуацию заместитель транспортного прокурора Р. И. Смирнов. – При прове­дении таможенного осмотра вес мотоцикла фактически не устанавливался. Вес был указан в карточке транспортного средства, которая необходима для выдачи ПТС, и не является основанием для начисления таможенных платежей. В связи с этим требование о взыскании платежей является необоснованным».

Как честные граждане, псковские мотоциклисты подчинились решению судов и требуемое заплатили. Но борьбу прекращать не собираются – ими были поданы апелляции в областной суд. «Мы не остановимся, – заявляет Александр Бушуев. – Если потребуется, и до Страсбургского суда дойдем! Дело не в деньгах, в первую очередь мы за справедливость!» А справедливость – это когда нерадивый повар сам отвечает перед хозяином ресторана, а не подставляет вместо себя обманутых посетителей.

Подпишитесь на «За рулем» в