Chevrolet Corvette: Буря эмоций
Автомобиль. Раритетный. Спортивный. Блестящий. Американский. Это понятно всем. Если бы не редкость (не каждый день такую машину видишь) – ничего, потрясающего воображение. Но почему он выглядит абсолютно новым? Информированный без сомнений ответит, что варианта два: его прекрасно сохранили или великолепно отреставрировали. И будет не прав, так как существует вариант номер три, который обнаружит настоящий Знаток… Под кузовом классического Chevrolet Corvette 1960 года скрываются агрегаты родстера Mercedes-Benz SLK 230!
О боже, какой кошмар, какое варварство, изверги, испортили драгоценный автомобиль! Это и многое другое, менее деликатное, авторы проекта слышали уже неоднократно. А особые ревнители аутентичности доходили даже до угроз физической расправы над оскорбившими святыню…
Обсуждению не подлежит
Правда в том, что концепция проекта была целиком и полностью продиктована заказчиком. Условия ставились жестко: в основе – современный европейский автомобиль (не американский, не японский, не корейский и не китайский…) со всеми средствами комфорта и безопасности, а кузов и интерьер – от Corvette 60. Только так и никак иначе. Мастера ателье, где строили машину, уговаривали оставить классический автомобиль в неприкосновенности… Приобрести другой, некомплектный. Сделать реплику в конце концов – и это было бы самое верное решение. Все продумали, рассчитали, потратили на увещевания очень много времени, но заказчик проекта на попятную не шел – резать, и все, без разговоров! Скрепя сердце пришлось подчиниться. От заказа, от денег можно было и отказаться, но спасло бы это машину? Абсолютно ясно, что нашлись бы другие исполнители, которые не стали бы особо задумываться, что им предлагают, и сделали бы нечто похожее… Вот только что именно они сделали бы? Насколько хорошо?
Оставим пока спор об идеологии. Осмотрим автомобиль. Работа выполнена великолепно. Яркие инженерные и дизайнерские идеи, поразительное внимание к мелочам, отличное качество исполнения деталей и сборки – все говорит о том, что проект воплощали мастера высшего уровня. Недаром Виталий Полётов, руководитель ателье, с нескрываемой гордостью говорит, что в его команде только дипломированные инженеры, и поэтому ателье следует называть «инженерной группой».
Инженерная группа Inspirit Second Life – вот полное название этой команды. А базируется она в Подмосковье, в ничем не примечательных на вид боксах. Внутри – самая настоящая сокровищница. Если не смотреть на Corvette (а отвести от него взгляд не так уж просто), здесь же можно обнаружить громадину правительственного лимузина сталинской эпохи… А в углу стоит машина, которая в будущем поразит публику не меньше, чем Corvette на «мерседесовской» базе. Но это проект пока не завершенный, с меня взяли подписку о неразглашении. Придет время – расскажу с огромным удовольствием. Равно как и о других проектах Inspirit. Поверьте, они стоят внимания.
Мастера прошли серьезнейшую школу в лучших реставрационных мастерских страны, потому им не приходится искать клиентов – даже в тяжелое кризисное время заказов больше чем достаточно. Клиенты знают, что работа будет выполнена четко в срок и с качеством, к которому не придерешься.
А еще одна отличительная черта этих людей – открытость, свобода, незашоренность мышления. Это тоже редкость в наше время, увы.
Проверка на дорогах
Но хватит петь дифирамбы мастерам. Вернемся к «испорченному» Chevrolet Corvette… Вам приходилось ездить на раритетных автомобилях? Ну, скажем, на том же Corvette 60? Спинка водительского сиденья заканчивается где-то на уровне лопаток. Сама сидушка придвинута к троллейбусному по диаметру и толщине обода рулю. Чтобы повернуть, на него нужно хорошо «намотаться». Аудиосистема – радиоприемник и два динамика. Отрегулировать температуру в салоне до комфортной тяжело, если возможно вообще. При езде с поднятым верхом тент свистит и хлопает, в ливень собирает воду, в зной – пыль. Снятие и постановка тента – целый процесс, не самый приятный. Разгонная динамика – наравне с малолитражками. Тормоза барабанные…
Да, не самый худший вариант, но никак не для современной дороги. Волшебной мантры, что если деды могли, и мы справимся, и что во всем этом свой кайф, хватит на день, на неделю, на месяц в лучшем случае. А что потом? Редкие выезды на ретроралли (в колонне), олдтаймер-галереи (верхом на эвакуаторе), а остальное время – под чехлом в гараже? Ну что же, может, это и правильно. Возможно даже, никак иначе и нельзя – на то оно и ретро, только холить и лелеять, пылинки сдувать.
Но если рассуждать именно так, тогда нужно спрятать от глаз людских Мону Лизу и сотни других произведений искусства. Держать в каких-нибудь суперзащищенных подвалах, бронированных сейфах, инертном газе. Доставать раз в столетие на час – чтобы помнили. Не реставрировать. А как же? Ведь краску (новую краску) будет наносить рука современного художника, а не божественного Леонардо Да Винчи. Впрочем, ее уже реставрировали…
А ведь Мона Лиза одна-единственная. Chevrolet Corvette первого поколения выпустили тиражом в десятки тысяч. В одном только 1960-м – 10 261 экземпляр. Да, они ценятся, но далеко не так, как принято считать у нас. В США сегодня вполне можно приобрести отличный классический экземпляр по цене нового трака Ford F350. И, как правильно заметил коллега, писавший об этой машине раньше, американские переделки Corvette C1, равно как и других автомобилей середины прошлого века или же старше, никто не считает кощунством. И таких переделок полно, на все лады.
Главное – это ведь автомобиль, не картина, не скульптура, не храм. Он создан, чтобы ездить. Есть музейные экспонаты, их никто с места не трогает. Но когда автомобиль не стоит в музее, может он ездить, если того хочет владелец? Куда хочет и как хочет? Да, безусловно.
И этот будет ездить. Вероятно, каждый день – теперь это вполне возможно. Будет ездить как Mercedes-Benz SLK 230. Но выглядеть как Corvette 60. Радовать владельца и всех, кто его увидит. Более того – восхищать. О нем не раз вздохнут: «Какой же он классный!» Разве это плохо?
Как это сделано
Из всех рассмотренных вариантов выбрали Mercedes-Benz SLK с двигателем объемом 2.3, мощностью 197 л.с. и автоматической трансмиссией с приводом на заднюю ось. Приобрели подходящего «донора» и приступили к работе.
После полной разборки SLK мастера сделали стапель, на который установили лишенный оперения кузов. Он был необходим для увеличения колесной базы (у SLK она 2400 мм, у Corvette – 2600 мм). Линии реза кузова были такими, чтобы в дальнейшем рамы сидений обеспечили дополнительную жесткость. Сделали металлические вставки, добившись необходимой прочности конструкции. Так, например, пороги коробов увеличили в сечении и сделали внутри дополнительные мембраны, обеспечившие жесткость. Досталось и тоннелю пола. Согласно техническому заданию, центральная консоль должна быть не выше подушек сидений, стоящих в этом автомобиле довольно низко. Поэтому тоннель пришлось делать ниже на 30 мм. Доработаны стойки кузова. За полтора года работы над проектом мастера тысячи раз повторили поговорку «Семь раз промерь – один отрежь»…
Corvette разбирали очень бережно. После того, как его стеклопластиковый кузов сняли с рамы, выяснили, что он пережил за свои полвека несколько небольших ДТП. Для того чтобы обеспечить кузову жесткость на время работ, внутри сделали пространственную металлическую раму. На время скрещивания все декоративные детали пошли в реставрацию. Многочисленные хромированные элементы получили новое покрытие. Что-то пришлось изготавливать заново.
Согласно тому же техзаданию, тент должен был подниматься и опускаться по нажатию кнопки за максимально короткое время. Для этого решено было использовать штатную гидростанцию SLK, ранее поднимавшую-опускавшую жесткую крышу родстера. А сам механизм кабриолета Corvette пришлось перебрать, менять множество втулок и приводить все к общей симметрии. Чтобы механизм работал корректно, мастера сделали механическое устройство, напоминавшее шарманку, – потом все параметры перенесли в электронный блок управления. Тент сшили заново из автодука (кабриолетной ткани). Кнопку, отвечающую за крышу, разместили на центральной консоли, стилизовав под знаменитую эмблему Corvette – перекрещенные флажки. Задействовать ее можно, только когда «автомат» стоит в положении Parking. Кстати, электроника при этом автоматически поднимает или опускает стекла. Напомню, что стеклоподъемники в Corvette были механическими. Их ручки оставили на своих местах, превратив в своеобразные кнопки управления. Достаточно качнуть рычажок – и стекло пойдет вниз… Управление системой климат-контроля возложили на штатные ручки, сделав на них соответствующую гравировку. Панель приборов с метрической разметкой пришлось фактически делать заново, ломая голову, как разместить внутри не только сами приборы так, чтобы они корректно работали, но и многочисленные контрольные лампы.
Разумеется, не было также ни ABS, ни системы стабилизации. И конечно, не было подушек безопасности. Теперь есть, три: две боковые и одна фронтальная – для переднего пассажира. Водительскую не поставили из-за желания сохранить оригинальный вид рулевого колеса. И сохранили, только уменьшив диаметр обода и увеличив его сечение.
Интерьер фактически сделали заново, используя некоторые детали от Corvette или изготавливая подобные. Посмотрите внимательно на иллюстрации и оцените масштаб работ.
Аудиосистема, которая стоит в этом автомобиле, повергла бы в шок даже самого продвинутого меломана середины прошлого столетия. Демонстрация навигационной системы могла бы вызвать сердечный приступ. А фокусы с бесключевым доступом обеспечили бы сумасшедший дом. И все это до того, как машина тронется с места…
Можно обнаружить некоторые изменения и во внешнем виде. Так, например, из-под переднего бампера выглядывает сетка, которой на оригинальной машине не было. Но без нее нельзя обойтись – за ней стоит интеркулер SLK. Знаток вспомнит, что зеркало заднего вида на Corvette первого поколения ставили одно, со стороны водителя. На этом автомобиле два, в соответствии с современными нормами безопасности. Сквозь великолепные спицевые диски видны дисковые тормоза. Эмблемы на кузове с подсветкой, фантастически красивой в темноте. И конечно, Corvette 1960 года никогда не красили такой эмалью, как эту машину, играющей на ярком солнце.
Единственное, что сейчас стоит изменить в этой машине, – поставить шины с белыми боковинами. И это не могут быть накладки под обод (флипперы), так как они не позволят ездить с высокой скоростью. Этот вопрос также уже проработан.
В общем, перед тем, как метнуть в Inspirit очередное тухлое яйцо или гнилой помидор, стоит снять шляпу.
Последнее, что можно сказать в ответ на неминуемые нападки на авторов проекта. Этот автомобиль принадлежит женщине. Другие аргументы требуются?
Илья Пименов.