Южный сосед

В России хорошо знакомы с турецким ширпотребом и отдают ему должное, еще более популярны и востребованы туристические услуги. А вот что касается продукции автопрома,об этом информации гораздо меньше.

Прежде всего стоит отметить, что турецкий автопром – это часть европейского автопрома, что обеспечивает беспошлинный ввоз и вывоз комплектующих и готовой продукции. В результате 80% от общего объема выпускаемой продукции поставляется в страны ЕС.

По данным турецкой Ассоциации экспортеров Улудаг (UIB) за2008 г., среди 27 стран ЕС Турция заняла пятое место в производстве автомобилей. Как отметил Эврен Беленлиоглу, представитель(UIB) в РФ, преимущества турецкой автомобильной промышленности связаны со стратегически удобным географическим положением, позволяющим работать как на Европу, Азию, так и Северную Африку. В производстве используется высокотехнологичное оборудование, обеспечивающее европейский уровень производительности труда. Продукция соответствует международным стандартам, основанным на системе качества менеджмента. Успехи турецкого автопрома связаны с развитой промышленностью поставщиков, полной интеграцией с иностранными партнерами. Немаловажное значение имеют молодые, образованные, мотивированные на успех рабочие кадры.

Развитие турецкой автомобильной промышленности шло эволюционным путем: от получения лицензии на промышленную сборку до полной интеллектуальной и промышленной собственности на выпускаемую продукцию, с полной интеграцией в мировое производство. Рыночная политика Турции в области автопрома прошла этапы от защищенного и закрытого рынка до 1980 года, через переходный период в 1980–1995 годы к свободному рынку с 1995 года. Статистика свидетельствует об укреплении турецкой экономики благодаря национальному автопрому. Так, турецкая автомобильная промышленность в 2008 г. признана отраслью № 1 в Турции, на которую приходится 17% от общего объема экспорта (отрасль №2 текстиль). 5,5 млрд долл. – такое положительное сальдо торгового баланса обеспечила именно автомобильная промышленность (табл. 1). В национальную экономику поступило 25 млрд USD, а трудовые ресурсы составляют около 250 тыс. служащих. Как видим, положительная динамика автопрома налицо, особенно в части, касающейся экспорта (табл. 1).

В секторе коммерческого автопрома представлены известные марки, в производстве которых участвует различная доля иностранного капитала: Ford (41%), Isuzu (30%), Iveco (0%), MAN (100%), Mercedes-Benz (85%). За исключением мановской и мерседесовской продукции, все остальные модели имеют национальные названия (диаграмма 1). Кризис сказался и на Турции. Снижение производства наблюдается по всем типам транспортных средств, хотя и в разной степени (табл. 1). Турецкий автопром сосредоточен в основном в Бурсе, который называют турецким Детройтом. Кроме того, автомобили выпускают в Стамбуле, Измире, Коджаэли, Анкаре, Конья, Адане и Манисе. Структура рынка коммерческих автомобилей представлена графиком 1.

Второе направление турецкой автомобильной промышленности – это производство автокомпонентов, которым занимаются 4 тыс. производителей. Производство автокомпонентов стало интегрированной частью глобальной автомобильной промышленности: компоненты производятся как для местных, так и международных рынков. Высокий экспортный потенциал сектора и региональные преимущества Турции делают сектор автокомпонентов привлекательным для зарубежных инвесторов. В настоящее время приблизительно у 200 иностранных компаний есть совместные предприятия и заводы в Турции. Что касается качества, то у большинства турецких производителей автомобильных компонентов есть международные качественные свидетельства, такие, как ISO.

Что касается экспорта автокомпонентов и деталей, то безусловные лидеры –компоненты двигателя (диаграмма 2). Их экспортируют на 1,35 млрд долл., причем 84% экспортируется в ЕС. Вообще в Турции более 500 экспортирующих компаний. Среди них известные компании с иностранным капиталом: Bosch, Federal-Mogul, MGI Courtier и т. д.

В ближайших планах правительства Турции подъем объемов экспорта в Россию, в том числе за счет продукции автопрома.

Подпишитесь на «За рулем» в