Формула роста: деньги-бензин-деньги
Сегодня это объясняют не только традиционным весенним всплеском спроса на топливо, но и повышением мировых цен на нефть. ГЗР сама попыталась разобраться, чего ждать автомобилистам нынешним летом и есть ли у нас повод для беспокойства.
Все выше и выше
По оценкам «Росстата», бензин в Москве последнее время в среднем дорожает почти на процент в неделю. Если так пойдет и дальше, то за год топливо вырастет в цене больше чем в два раза. По мнению аналитиков, основной фактор роста цен на горючее – ситуация на мировых рынках нефти. Поэтому если нефть будет и дальше дорожать, цены на нефтепродукты в России тоже продолжат расти. Но если эта зависимость линейна, то можно быть почти уверенным – бензин не подорожает резко. Поскольку если нефть вдруг подскочит с нынешних $75–85 до $90 за баррель, то ОПЕК увеличит добычу, и цены снова вернутся на текущие позиции. Так что с этой стороны страшного можно не ждать.
На цену, конечно, влияют и сезонные факторы. В мае, как обычно, несколько нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) закрываются на ремонт, а значит, производство бензина сокращается. Кроме того, весной и летом спрос на бензин максимален – влияют нужды сельского хозяйства и трафик тех, кто ездит на своих авто только в теплое время года. И это тоже давит на цены. Так, весной прошлого года, по данным Русского топливного агентства, с конца апреля до начала лета бензин подорожал на 50–70%. Не исключено, что тенденция повторится и в этом году. В правительстве за цены на бензин отвечает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Там уверяют, что цены растут в пределах инфляции и повода для беспокойства пока нет. В случае резкого взлета цен ФАС обещает жестко наказать нефтяников. Помнится, в прошлом году за злоупотребление доминирующим положением на оптовом рынке ФАС оштрафовала ЛУКОЙЛ на 6,54 млрд рублей, «Роснефть» – на 5,28 млрд рублей, ТНК-BP – на 4,2 млрд рублей, «Газпром нефть» – на 4,7 млрд рублей. Но нефтяники успешно оспорили штрафы в суде и не заплатили ни копейки. Не получается пока у ФАС уговорить нефтяников продавать часть нефти и нефтепродуктов на бирже (для того, чтобы цена была объективной и рыночной, необходимо реализовывать через внутреннюю биржу 10–15% добытой нефти).
В принципе, ФАС давно не соглашается с ценообразованием на топливо и хочет привязать внутрироссийские цены на нефтепродукты к мировым ценам на нефть с помощью некой формулы, чтобы заставить работать по ней все нефтяные компании. Вышеназванные судебные тяжбы привели и нефтяников за стол переговоров – вот уже полгода оппоненты пытаются договориться.
Арифметика компромиссов
Процесс создания компромиссной формулы затянулся. Обещали, что вопрос будет решен до 1 марта 2010 года, но не успели. Заинтересованные стороны не сошлись во мнениях о том, как эту формулу выводить.
«Газпром нефть», к примеру, предлагал основываться на усреднении и нормализации мировых цен на четыре вида нефтепродуктов: мазут, дизельное топливо, бензин и авиакеросин. А ЛУКОЙЛ настаивал на том, чтобы рассчитывать диапазон цен на основе общедоступной информации об оптовых ценах в крупнейших центрах мировой торговли с поправкой на акцизы и налоги. При этом в ЛУКОЙЛе считали нормальным колебания отпускных цен НПЗ в диапазоне плюс-минус 20%. В общем, пока консенсус все еще ищут, предложения по формуле цены направлены в правительство, а цены растут. Но глава ФАС Игорь Артемьев убежден, что формула должна дать ориентир справедливой конкурентной стоимости нефтепродуктов в России. По его словам, после принятия соответствующего документа нефтяники будут знать, что превышение цены, рассчитанной по данной методике, будет чревато антимонопольным штрафом. Допустимое отклонение от этой цены, по мнению ФАС, не должно превышать плюс-минус 1–2%. В конечном счете, как полагают антимонопольщики, применение формулы должно привести к снижению цен на топливо примерно на 15%. Нефтяники тоже уже не прочь работать по формуле – они надеются, что жесткий алгоритм ценообразования позволит снизить давление ФАС на розничный рынок нефтепродуктов и даст возможность адекватно повышать цены на АЗС в случае роста стоимости нефти на мировых площадках. Есть еще несколько нюансов. Первый – это акцизы. Но это, как говорится, свыше: налоги составляют в цене топлива порядка 60–70%. Привязать акцизы к октановому числу предлагалось неоднократно, но воз и ныне там. Работать себе в убыток не будет никто, тем более нефтяники. Так что здесь – снова ход за правительством…
Другой момент – явление нового технического регламента. Как уже не раз писала ГЗР, в связи с введением в России новых норм на продаваемое топливо – Euro 4 и запретом производства и реализации бензина марки АИ-92, многие нефтеперегонные заводы будут вынуждены провести модернизацию производства. Без остановки заводов этого не сделать, следовательно жди дефицита на рынке. И здесь не нужно быть аналитиком, чтобы предсказать тенденцию: дефицит всегда приводит к росту цен.