Обзор компактных кроссоверов
Они могут быть дорогими или относительно доступными, роскошно отделанными или спартанскими по оснащению, но ни в коем случае не предназначены для штурма бездорожья. Причем компактные модели (длина до 4,6 метра, база до 2,7 метра) – это, по большей части, все же городские машины с относительно небольшим салоном и багажником.
В этом номере мы представляем все компактные кроссоверы – их еще называют “паркетниками”, – официально продающиеся в России. Для тех, кто не мыслит свой будущий вездеход без “автомата”, в скобках указываем минимальную цену с АКП. Итак, изучайте, подсчитывайте и выбирайте.
Самый маленький из баварских кроссоверов на 115 мм короче, на 55 мм уже и на 130 мм ниже Х3. Но по ездовым качествам получился очень взрослым. Повороты Х1 пишет не хуже легковых собратьев, а относительно небольшой дорожный просвет в 194 мм и низко подвешенные бамперы намекают, что на бездорожье лучше не соваться. Именно поэтому имеет смысл присмотреться к заднеприводной версии. Вряд ли она разочарует вас по динамике, а главное, такая машина дешевле более статусной БМВ-Х3.
Главный козырь машины – великолепная управляемость, достойная спортивного седана. После рестайлинга 2006 года, который почти не затронул внешний вид, средний из “паркетников” БМВ получил модернизированные бензиновые двигатели 3 и 2,5 литра, причем мощность последнего возросла с 192 до 218 л. с., а расход топлива стал меньше на 20%. Великолепны по характеристикам и дизельные версии. Уже осенью состоится премьера Х3 нового поколения: более крупного, мощного и дорогого.
“Паркетник”, появившийся в России летом 2007-го, в США известен как “Патриот”. Но в связи с тем, что это имя закреплено за ульяновским вседорожником, у нас его назвали “Либерти”. По сути, это тот же “Компас” с более привычной для марки “Джип” внешностью в стиле “милитари”. Вот только из всего разнообразия двигателей, доступного для американского рынка, в России машина продается лишь с самым мощным, а значит, и дорогим 170-сильным мотором и “вариатором”.
“Спортидж” второго поколения технически идентичен “Хёндай-Туссан” и отличается от него лишь кузовными панелями. И хотя о серьезном оффроуде мечтать не стоит, легкое бездорожье этому “паркетнику”, оснащенному полноприводной трансмиссией TOD с возмож- ностью жесткого подключения заднего моста, вполне по силам. Но главное, если не считать китайский “Тигго”, “Спортидж” – самое выгодное на сегодня предложение в классе. Правда, совсем скоро на рынке появится машина нового поколения.
Легковое шасси, легковая трансмиссия с постоянным передним и автоматически подключаемым задним приводом – по всем признакам “Фрилендер” настоящий “паркетник”. Однако в его активе хорошая геометрическая проходимость, энергоемкая подвеска и система “Тиррейн-Риспонс”, оптимизирующая работу двигателя, КП и “противобукса” в зависимости от типа дорожного покрытия. Тяговитый турбодизель отличается экономичностью, а 233-сильный бензиновый мотор делает престижный вездеход весьма динамичным. Правда, и цены демократичными не назовешь.
Внешность самого компактного “паркетника” с трехлучевой звездой, чьи продажи начались осенью 2008-го, навевает мысли о старом вояке “Гелендевагене”. Но у GLK вовсе нет рамы и серьезных внедорожных атрибутов вроде понижающей передачи и блокировок, да и создан он на базе C-класса. И все же благодаря неплохой геометрической проходимости, а также удачному союзу полноприводного шасси, мощных моторов и быстрого 7-ступенчатого “автомата” GLK можно назвать отличной альтернативой легковушкам.
Несмотря на внешнее сходство с предшественником, “Икс-Трейл” второго поколения – абсолютно новый автомобиль, созданный на общей с моделью “Кашкай” платформе. Машина стала выше, шире и существенно длиннее, получила очень удобный багажник и более продвинутую полноприводную трансмиссию. Значительно улучшился интерьер. В прошлом году выпуск “Икс-Трейла” освоили на питерском заводе “Ниссана”, что позволило сделать цены немного более привлекательными.
Классифицировать машину сразу непросто. В базовой версии со 115-сильным мотором это просто хэтчбек “гольф”-класса с увеличенным клиренсом. Ну а с 2-литровым мотором и полным приводом – полноценный “паркетник”. Кроме того, автомобиль располагает одним из лучших в классе интерьеров, отличным вариатором и самой доступной среди японских марок ценой. В конце 2008-го появилась версия “Кашкай+2” с удлиненной на 134 мм базой и двумя дополнительными местами в подросшем багажнике.
“Паркетник”, построенный на той же базе, что “Кашкай” и “Икс-Трейл”, дебютировал в 2008 году. Единственно возможный 2,5-литровый мотор также имплантирован из-под капота “Ниссана”, что позволяет назвать относительно легкий “Колеос” завзятым спринтером. Но и в дальних вояжах можно смело использовать “Рено” – энергоемкая подвеска не будет считать каждую ямку на асфальте. В версии “Динамик” за доплату в 40 тыс. руб. помимо десятка приятных мелочей вы получите 4 подушки безопасности.
“Форестер” третьего поколения стал совсем другим. Из-за увеличившихся размеров и более брутальной внешности “Лесничий” теперь гораздо больше похож на настоящий вседорожник, нежели на легковой полноприводный универсал, каким был прежде. Радует, что и клиренс новичка составляет внушительные 215 мм, что вкупе с понижающей передачей (1,45) позволит смело месить пригородную грязь. Это не могло не отразиться на цене – “Форестер” стал на 5–10% дороже. Пожалуй, оптимальной будет версия 4R, отличающаяся от базовой CD-магнитолой с 6-дисковым чейнджером и ксеноном.
Японский “паркетник” третьего поколения напоминает предшественника лишь именем. Автомобиль заметно увеличился в размерах, благодаря чему диван и багажник стали значительно просторнее. Богаче теперь и базовая комплектация – подушек безопасности, например, не две, а целых семь. Полноприводная трансмиссия получила жесткую блокировку межосевого дифференциала, что может пригодиться на легком бездорожье. Недавно начались продажи длиннобазной версии с мотором 2,4 л.
Продажи новинки начались летом 2008 года, а чуть позже производство “Тигуанов” было налажено на заводе фирмы под Калугой. Самая, на наш взгляд, важная черта этого автомобиля, базой которому послужил “Гольф”, – потрясающая способность ездить. Ни один кроссовер в классе, пожалуй, не может доставить столько радости активному водителю. Но чтобы эти качества не затерялись, выбирайте полноприводную версию с отличным 170-сильным мотором и расторопным 6-ступенчатым “автоматом”.
Машина представляет собой не современную американскую модель под тем же названием, а рестайлинг известного “Маверика”, который был снят с производства в 2007 году. При тех же размерах новичок щеголяет более интересными материалами отделки, а уже базовое оснащение XLT можно признать более чем достаточным. Нарекания вызывают лишь невозможность заказа некоторых опций, жизненно необходимых в наших широтах, и отдельные огрехи сборки – автомобиль выпускает тайваньский завод “Форда”.
Появившийся в 2008 году модный полноприводный кроссовер покоряет ладными формами, качественным интерьером и мощным, экономичным турбодизелем. Кроме того, “Куга” располагает довольно просторным салоном – ведь создана модель на базе компактвэна “Си-Макс”. Поначалу машину можно было купить только с дизельным двигателем и МКП, но недавно дилеры стали предлагать версии с куда более мощным бензиновым 5-цилиндровым турбомотором и “автоматом”.
Сменщик “Туссана” мало чем напоминает своего весьма популярного предшественника. “Ай-икс”, дебютировавший на салоне во Франкфурте осенью 2009-го, выглядит современней, да и салон по качеству отделки и дизайну едва ли уступит лучшим японским и европейским аналогам. Мощнее стала 2-литровая бензиновая “четверка”, а устаревшую АКП сменил современный 6-ступенчатый “автомат”. Кроме того, теперь даже в базе есть практически все необходимое, за исключением ESP.
В апреле 2007 года в Таганроге началось производство “Санта-Фе” первого поколения, выпуск которого в Корее был прекращен еще несколько лет назад. Явно устаревшие внешность и интерьер вседорожника компенсирует выгодная по нынешним меркам цена. С передним приводом в весьма скромной комплектации машина стоит дешевле 700 тысяч. Впрочем, логичнее выбрать полноприводный вариант с улучшенным оснащением MT2, главный плюс которого – относительно тяговитый и экономичный дизель.
Довольно удачная разработка корейской фирмы наделена всеми достоинствами современного “паркетника”. “Туссан” обладает яркой внешностью, вместительным и симпатичным салоном, убедительным багажником, вполне достаточным по мощности мотором начального уровня. При этом у “Хёндай” редко встречающаяся на “паркетниках” полноприводная трансмиссия TOD с возможностью жесткого подключения заднего моста – плюс на бездорожье. Учтите, что дилеры распродают последние экземпляры – выпуск “Туссана” в Корее уже завершен.
“Паркетник” третьего поколения, недавно претерпевший легкий рестайлинг, заметно отличается от предшественника. Автомобиль при чуть меньшей длине стал шире и ниже, что вкупе с довольно хищным выражением “лица” придало облику агрессивности. Радует, что при этом качество материалов отделки также возросло, стал более просторным и удобным салон. На высоте, по меркам класса, управляемость, а базовый 150-сильный мотор наделяет машину приемлемой динамикой и при этом довольно экономичен.
Китайский “паркетник”, внешне напоминающий “Тойоту-RAV4” предыдущего поколения, продается в России с декабря 2005 года. Одно время “Тигго” даже собирали в Калининграде, но теперь машины поступают к нам из Китая. Если раньше автомобиль можно было купить с бензиновыми моторами 1,8 и 2,4 л, с “механикой” и “автоматом”, а также в версии с полным приводом, то теперь выбора нет. Предлагается лишь единственный 2-литровый вариант с передними ведущими и АКП.
Первый опыт “Шкоды” в создании кроссоверов можно считать большим успехом. “Йети” во всех смыслах талантливый автомобиль: удивительно вместительный, образцово безопасный, достаточно быстрый на шоссе и азартный в поворотах, а также не бесталанный на грунтовке. С таким набором потребительских качеств “Шкода” как минимум не уступит своему главному конкуренту “Кашкаю”, а во многом и превзойдет его. Жалко только, что пока полноприводной “Йети” нельзя купить с АКП.