Театр военных действий, или кастом-шоу по-итальянски
Год назад, помнится, журналисты и участники тешили себя надеждой, что в 2010 году разум восторжествует и выставки хотя бы «разведут» в календаре. Не тут-то было – надежда эта жестоко обломалась о твердокаменную непримиримость воинствующих сторон, и оба мероприятия вновь «случайно» совпали во времени.
Акт I. ВЕРОНА. Тоже мне, Монтекки с Капулетти! Ишь ты – «не хотят унять кровопролитья»! А мне из-за них мотайся на дрезине туда-сюда, из Вероны в Падую и обратно… Благо, что недалеко. Нет, подобное может происходить только здесь, в Италии. Или у нас.
Другим до такой алогичной логистики ни в жизнь не допереть! А может, есть в таком подходе и рациональное зерно? Собрались вы, к примеру, будучи по жизни заядлым шекспироведом, посетить крупное итальянское кастом-шоу – тут вам сам Бог велел пожаловать в Верону, чтоб заодно с балкончика знаменитого незаметно плюнуть, джульеттину титьку медную «на счастье» помацать, да над ее же могилкой слезу пустить (вот уж где разводилово – могила «той самой» Джульетты! И верят ведь!). Или наоборот. К поэзии вы относитесь с равнодушием, граничащим с легким отвращением (как, впрочем, и к театру), а лично к Шекспиру же, напротив, питаете крайне сильные чувства – то есть ненавидите его почему-то всеми фибрами души – да так, что аж пятнами бьет! А на кастом-шоу, как на грех, ехать позарез надо. Тогда, пренепременно, в Падую извольте-с. Чтоб пятнами не било…
А если серьезно, причина, из-за которой сложилась такая курьезная ситуация с двумя выставками, – наверняка деньги. (Мною подмечено, что если вы, даже не вникая в суть проблемы, многозначительно заявите: «Я думаю, причина в деньгах!» – в большинстве случаев будете правы.) Пару лет назад группа товарищей из числа организаторов Bike Expo в Падуе по каким-то причинам (главную из которых вы знаете) решила переместить крупнейшее итальянское кастом-мероприятие, являющееся заодно и этапом чемпионата мира по кастомайзингу, «чуть левее» – в Верону. Разумеется, некоторые товарищи в Падуе были по многим причинам (основная из которых вам известна) не согласны с таким раскладом. Мол, переезжайте куда душе угодно – хоть в Верону, а хоть и в сам Рим-батюшку, а нам и здесь неплохо. Вот, если вкратце, и вся история конфликта.
Скажу сразу – в этой окопной войне перевес явно на стороне Вероны. Здесь и состав участников посильнее, и статус «помеждународнее» (как ни крути, а AMD, компания-организатор чемпионата мира по кастом-байк-билдингу, включила в «филиальную систему» именно Верону). Недостатка в выписанных из-за океана звездах американского кастомайзинга (это фишка теперь такая, своеобразное мерило крутизны мероприятия) тоже не наблюдается – в этом году в павильонах выставочного центра Verona Fiere можно было встретить и Роланда Сэндса, и Рассела Митчелла, и три поколения трудовой династии Нессов во главе с Арленом.
Веронское шоу, кстати, единственный европейский этап чемпионата мира, где присуждается два главных приза (и соответственно – две путевки в Стерджис). Один – для местных билдеров (Italian Best of Show), другой – для заезжих (International Best of Show). Такой подход позволяет избежать извечного конфликта интересов, свойственного другим «филиалам» (недавний пример – голландское кастом-шоу Bigtwin 2009): как бы это умудриться и своих поддержать, и гостей не отвадить? Ну что ж, пусть накладно, зато мудро.
Формально в Вероне проводится два конкурса – на призы итальянских кастом-журналов Freeway и LowRide (еще одно очень авторитетное итальянское кастом-издание – Bikers Life – пока хранит верность Падуе). Причем площадки с мотоциклами-конкурсантами расположены в разных павильонах. AMD-шники же наделены правом избирать «делегатов седьмого съезда» (чемпионат мира в этом году будет проводиться в седьмой раз) из числа мотоциклов, выставленных как в обоих конкурсах, так и на стендах компаний. Еще накануне выставки, в процессе доставки экспонатов, невооруженным глазом (а тем более – двумя моими вооруженными) было заметно, кто из участников приехал с прицелом на «интернациональный» кубок. По крайней мере, его отражение откровенно поблескивало во взгляде французов из Riverside Motocyclettes, неоднократных призеров европейского чемпионата. Да и венгр Цзольт Мюллер из Mucechoppers имел право тешить себя надеждой. А вот про Юрия Шифа ничего не скажу – поди разбери, что там у него во взгляде поблескивает.
Я же, в свою очередь, истово веря в победу отечественного кастомайзинга и искренне восхищаясь шифовским «ДУстером» (это ж сколько надо наглости иметь, чтоб в Италию заявиться с мотоциклом на агрегатах Ducati!), старался всячески поддержать Юрия. «А поедемте-ка, Юра, лучше в Венецию, уточек хлебушком покормим. Или гондольеров, не при детях будет сказано. Если уточек не найдем. Один фиг – ничего не обломится. Попомните мое слово – снова кинут!» – подбадривал я Шифа. И мы уехали. Хорошо, что недалеко. Юрий задумчиво дожевывал второй батон (купленный вообщето для уточек), когда раздался звонок «шоу-мастера» AMD Нила Блейбера приблизительно такого содержания: «Вы, б…, где? Какие, на…, уточки? Срочно, б…, мчитесь обратно в Верону!» (Крайне вольный перевод с английского. Я знаком с Нилом много лет, он человек глубоко интеллигентный и слов таких просто не знает. Но если бы знал, ручаюсь, сказал бы именно так.)
Оказывается, церемонию награждения внезапно перенесли с воскресенья на субботу. Пришлось возвращаться. В результате не успевший опомниться Шиф получил из рук Арлена Несса огромный призовой сосуд, а уточки… Да и бог с ними, с уточками! Всяко хлебушек до Венеции не доехал бы…
Такие вот дела. Возвращаясь к военной тематике, не могу в данном контексте не вспомнить русскую милитаристическую пословицу: кому война, а кому (Шифу в нашем случае) мать родна. Что же касается титула Italian Best of Show, здесь все стало предельно ясно, как только команда мастерской Garage65, разодетая в неизменные клетчатые рубахи, выкатила свой фантастический Kcosmodrive. Другим итальянским конкурсантам впору было в этот момент загрузить тихонько свои мотоциклы в фургоны и разъехаться по домам есть спагетти и прочую пасту. И если бы правила не запрещали забирать экспонаты до окончания шоу, многие, поверьте, так бы и поступили.
Акт II. ПАДУЯ. Посетил я, разумеется, и вражий стан. Правда, несмотря на фальшивые усы и бакенбарды, чуть было не провалил операцию. А дело было вот как. Некий не в меру наблюдательный гражданин, уставившись на меня, вдруг как заорет дурным голосом: «Я его видел в Вероне! Это лазутчик! Ату его!» Запахло жареным (пока фигурально). Спасло меня только то, что кто-то из толпы озадачил провокатора резонным вопросом: «Стоп! Как ты мог видеть его в Вероне? Сам-то что там делал?» Несчастного, разумеется, тут же по старой доброй инквизиторской традиции обложили старыми покрышками и сожгли.
Под шумок я продолжил осмотр экспозиции. А ведь чуть не спалился. В буквальном смысле… Ну что ж, скажу откровенно – видала Падуя времена и получше. Шоу в Вероне однозначно выигрывает сравнение. И дело не только в количестве посетителей (в этом году шоу в Падуе, по официальным данным, посетило около 60 000 человек, в Вероне – свыше 100 000). Дело в какой-то местечковости, что ли… Оно, в общем-то, и логично – Bike Expo нынче проводится под гордым знаменем недавно созданной Итальянской федерации кастомайзеров (FIC – Federazione Italiana Customizer), которая в своей деятельности всячески продвигает «итальянскую национальную идею» (речь идет, слава богу, только о кастомайзинге).
Но есть тут и свои «заманухи». Например, такая. По размеру призового фонда с шоу в Падуе не сравнится ни одно кастом-шоу в Европе. И это истинная правда. Однако не стоит забывать, что фонд этот приходится делить на воистину впечатляющее количество призеров – по три штуки в каждом из двенадцати (!) классов. И это еще не все. Верона, продавшаяся империалистическим акулам из AMD, посылает в Стерджис два мотоцикла-призера? А мы пошлем три! Именно так – в этом году титулом Best of Show в Падуе отмечены три мотоцикла: «Первый Best of Show», «Второй Best of Show» и – ни за что не догадаетесь! – «Третий Best of Show». Ну не цирк ли? И всю эту троицу организаторы в порыве неслыханной щедрости отправляют в Дайтону (дань уже сложившейся традиции: европейские кастом-шоу, не входящие (чаще всего принципиально) в «филиальную систему» чемпионата мира по версии AMD, отправляют своих победителей не в Стерджис, а в Дайтону, на Rat’s Hole Show).
Но не подумайте плохого – троица Best of Show подчеркнуто интернациональна. Вторым «бестом» был признан Walton австрийской компании Blech & Druber с двигателем Norton. Третьим – Rising с «днепровским» мотором, построенный румынской мастерской Basty’s Machines. И только самый главный «бест», под номером один, достался, как и в прошлом году (извиняйте – так уж вышло!), мотоциклу известного итальянского кастомайзера (и совершенно случайно – вице-президента FIC) Джерардо Киллико. Аппарат, кстати, называется Il Padrino – «Крестный отец». А я о чем – мафия! А вот с именитыми гостями в Падуе, в отличие от Вероны, было, прямо скажем, туговато. Зато визит чемпиона мира 2007 года шведа Стеллана Эгеланда подавался под громким лозунгом «Чемпион выбрал Падую!». Ага, выбрал и, похоже, пожалел…
P.S. Когда стало известно, что в 2011 году Bike Expo в Падуе и Motor Bike Expo в Вероне будут проводиться с недельным интервалом, я поначалу подумал, что разум восторжествовал и т.п. А ведь не факт! Вполне возможно, что конфронтация от этого только усилится.