Доп-стоп
Рынок просто наводнен изделиями всех видов, размеров и типов. Их непросто классифицировать – есть со светодиодами и лампами, съемные или встраиваемые, форменные и бесформенные, красные (как положено) или с бегающими огоньками всех цветов. Даже в форме сердечек и с надписью «I love You!». И это ставят на автомобили! Сзади!
Такое изобилие и хорошо, и плохо. Нелегко выбрать то, что подойдет именно вашей машине. Да и разброс цен велик. А он порождает сомнение, как долго прослужит фонарик. Китайские, скажем сразу, горят за милую душу. А «стопы», которым можно доверять (например, Hella), во-первых, не всегда хороши по дизайну, во-вторых, дороги. В-третьих, их очень часто подделывают.
К тому же какие мы тюнеры, если будем только покупать и ставить? Тогда нас надо называть просто сборщиками, а это звучит обидно. Так что есть предложение изготовить стоп-сигнал, как говорил Папанов в культовом кино, своими собственными руками.
Лампочки лучше отложить – сложно и громоздко, да и вид у изделия вряд ли будет аккуратный. Наш выбор – светодиоды. Они компактны, быстрей зажигаются, долговечны и экономичны.
Прежде чем отправиться в магазин или на рынок за светодиодами и прочими «исходниками», нужно определить, где именно будет стоять стоп-сигнал. По ПДД его место строго определено, и мы максимально точно выполним эти требования (на деле же ставят как попало и что попало). Так что сократим правила установки до трех пунктов: по продольной оси машины, выше основных стоп-сигналов, не ограничивая обзор. И конечно, светодиоды должны быть красными и никакими другими.
Примечание такое: светодиоды можно встроить в корпус машины и в навесное оборудование, скажем, в пластиковый спойлер. Мы выбрали именно последний вариант – носителем «доп-стопа» стал козырек на пятой двери хэтчбека. Если пользоваться германской терминологией (а эта деталь родом из-за Одера) – хек-бленда.
Только дилетанты думают, что светодиод, он светодиод и есть. Приходит в магазин и говорит: «А дайте мне светодиодов!» Тут-то и выясняется, что есть масса вариантов. Описывать их все не будем. Скажем только, что мы купили всего восемь светодиодов диаметром 1,5 мм российского производства (ничем не хуже импортных). В подарок продавец отсыпал восемь же резисторов по 500 Ом каждый. От сопротивления зависит яркость: если поставить резистор большего сопротивления – свечение будет тусклее, меньшего – быстро перегорит.
А теперь запасемся кусачками, паяльником с канифолью и оловом, изолентой, дрелью со сверлом «диодного» калибра, универсальным клеем и мотком провода в изоляции. И начнем действо.
Для начала нужно собрать сам кластер, то есть гроздь диодов. Для этого на длинную ножку каждого припаивается резистор. К этой ножке подается питание. Короткая ножка будет «минусовой». Нужно позаботиться о тщательной изоляции. А если «плюс» и «минус» перепутать, светодиод работать не будет. Теперь светодиоды нужно собрать вместе, припаяв их параллельно к проводам. Не забудьте оставить провода для подсоединения бортовой сети. Проще всего запитаться от фишки одного из штатных стоп-сигналов. Когда кластер собран, нужно тщательно разметить элемент, куда он будет вмонтирован, чтобы деталь выглядела опрятно. Наш «умелец» поспешил, и вот результат – диоды стоят не совсем ровно.
Еще раз напомним: диаметр сверла должен быть таким, чтобы светодиоды входили в свои гнезда (высверленные отверстия) с небольшим усилием. Ободок на нижней части стеклянной колбочки не даст им выпасть, но если хотите дополнительно закрепить, аккуратно капните в гнездо клей.
Ну все, можно подключать и пробовать. Результат наверняка окажется удовлетворительным или просто отличным. А самое главное – такой тюнинг и очень полезен, и в рамках закона.
Фото автора