Выбираем детское кресло
БУКВЫ ПРАВИЛ
Последний отчет по результатам тестов немецкого клуба мы публиковали больше трех лет назад (ЗР, 2007, № 3). С того времени не только обновились модельные ряды и ассортимент, но и стали строже условия испытаний. Напомню, методика ADAC основана на европейских сертификационных требованиях (Правило № 44 ЕЭК ООН). В прошлом году эти официальные нормативы претерпели очередные, четвертые по счету ужесточения, и все выпускаемые кресла должны отвечать нормам в новой редакции. Соответствие подтверждает этикетка на корпусе с надписью ECE R44/04. Изменения коснулись скорости столкновения – ее подняли с 36 до 50 км/ч, а перегрузки выросли с 33 до 35 g. Правда, предельно допустимые показатели ускорения различных частей тела не изменились, а некоторые даже понизились.
ADAC проверяет сиденья в еще более жестких условиях. Скорость при фронтальном столкновении составляет 64 км/ч, а дополнительно к сертификационным испытаниям прописан удар в бок на 50 км/ч. Кресла с манекенами устанавливают в кузов автомобиля, движущегося на специальной платформе по разгонной дорожке. С 2007 года эту роль выполняет пятидверный хэтчбек «Опель-Астра», сменивший «Фольксваген-Гольф» четвертого поколения с таким же типом кузова.
Каждое сиденье тестируют несколько раз – по очереди с двумя манекенами, имитирующими самого маленького и самого большого ребенка в каждой возрастной группе, причем в двух положениях – сидячем и наклонном для сна (если предусмотрено конструкцией). Для статических испытаний используют также другие кузова – трехдверный хэтчбек, седан, минивэн.Каждое сиденье оценивают по нескольким критериям, выставляя баллы от 5 (отлично) до 1 (очень плохо). В итоговом результате учитывают оценки, полученные за безопасность и удобство пользования. Также рассматривают комфорт и обслуживание (уход) – они дополнительно указывают на сильные и слабые стороны конструкции, но никак не сказываются на окончательных результатах (см. таблицу).
В 2007 году ADAC изменил методику оценки детских кресел. Появились новые манекены, лучше имитирующие строение детского тела и позволившие точнее измерять перегрузки при ударах – в первую очередь ускорение головы при фронтальном столкновении. В результате модели предыдущих лет, конструкция которых не изменилась, получили более низкие оценки. По этому свежие данные нельзя впрямую сравнивать с полученными до 2007 года.
МЕЖДУ СТРОК
В таблице собраны детские сиденья групп 0+, 0–1 и 1, протестированные в 2007–2009 годах. Так называемые люльки (группа 0, до 10 кг) в обзор не вошли – их ассортимент довольно скуден, да и популярностью они в России не пользуются. Кстати, небогат и выбор универсальных сидений из категории 0–1. С одной стороны, купив такое кресло, вы на несколько лет избавлены от головной боли. С другой - эти модели обычно громоздкие и тяжелые, а потому неудобные в пользовании. Да и в безопасности уступают образцам, строго приписанным к определенным группам.
Если позволяют финансовые возможности, лучше остановить выбор на креслах с креплением типа «Изофикс» (металлические замки кресла фиксируются на скобах кузова). Это удобно, особенно для кресел группы 0+, которые часто вытаскивают из машины и используют как переноску. Как правило, у таких сидений лучшие показатели безопасности по сравнению с теми, что закрепляют ремнями, оставляющими креслу небольшую свободу перемещения при ударе.
Производители учитывают замечания, возникшие при испытаниях, и вносят изменения в конструкцию. Пара примеров: сиденья Emmaljunga First Class 0+ Base и IWH Babymax Isofix получили очень низкие оценки за безопасность изза ненадежного крепления базы под «Изофикс». По заявлению разработчиков, недочеты устранены (в феврале и апреле 2009 года соответственно) – и проигравшие ждут реванша. Кстати, пристегнутые штатными трехточечными ремнями, эти кресла показали результаты куда лучшие – «хорошо» и «удовлетворительно».
В следующем номере – тест сидений для детей весом от 18 кг.