Права: ПДД в законе
Знай свое место
Особое внимание в поправках уделено пешеходам. Теперь в пункте 14.1 говорится, что водитель, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, должен будет снизить скорость или вовсе остановиться, чтобы пропустить пешеходов. И не просто пропустить, а заметить желание человека перейти через улицу. Автолюбители уже шутят: одна девушка будет стоять с мобильным, спустившись с тротуара на проезжую часть, а другая – ждать перед зеброй, когда говорящая реализует свое намерение перейти через дорогу.
Еще один пункт – про взаимоотношения пешеходов и транспортных средств с включенным проблесковым маяком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом. Пешеходы будут обязаны просто воздержаться от перехода проезжей части. А находящиеся на ней должны незамедлительно ее освободить. Раньше им предписывалось уступить дорогу таким автомобилям.
В новых ПДД законодатели впервые определили место велосипедистов на дороге. Их просят придерживаться правых рядов, за исключением специально оборудованных велосипедных дорожек. Пока велосипедист может занимать только крайнюю правую полосу. Но, если вспомнить столичные улицы, то становится понятно, что передвигаться велосипедистам по правой полосе просто негде – она заставлена припаркованными автомобилями. Именно поэтому теперь велосипедистов просто попросили держаться правее.
Персональный привет автоинструкторам и оперативникам. Новые правила обяжут пристегиваться ремнями безопасности всех водителей. Сегодня для этих двух категорий водителей ремни необязательны. Через полгода даже таких исключений не будет.
Самое существенное, на мой взгляд, изменение претерпели правила кругового движения. Сейчас приоритет имеет тот, кто въезжает на круг, но уже после вступления в силу поправок главными станут водители, которые уже едут по кругу или выезжают с него. Теперь, как и везде в Европе, при въезде на круг будут устанавливаться дорожные знаки «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено».
К тому же теперь все дорожные знаки, а не только временные, будут иметь приоритет перед разметкой.
Обгон обгону рознь
Чтобы было все понятно, в ГИБДД решили расставить точки над i: ввели определение самого слова «обгон», а к нему добавили еще один термин – «опережение».
Согласно старым ПДД, под обгоном подразумевалось опережение других ТС, связанное с выездом из занимаемой полосы.
Теперь таковым будет считаться опережение одного или нескольких транспортных средств при условии, что водитель выехал на полосу, предназначенную для встречного движения, а затем вернулся на ранее занимаемую полосу. Если водитель не выезжал на встречную полосу, то это будет лишь опережением, при котором автомобиль двигается со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства. То есть знак «Обгон запрещен» не будет распространяться на действия водителей при движении в пределах полос одного направления.
Зато по встречке разрешат обгонять тихоходные транспортные средства, которые двигаются со скоростью менее 30 км/ч (мопеды, двухколесные мотоциклы без коляски, гужевые повозки и т.п. средства с красным треугольником в желтой окантовке – признаком тихоходности). В советские годы подобный пункт правил был, но потом его исключили. Сейчас, как вы помните, объезд даже неподвижного препятствия по встречке запрещен.
Для того чтобы ввести эти революционные изменения, нужно было определиться еще с одним термином – «препятствие», которое мы часто вольно или невольно объезжаем... Теперь уже точно препятствием нельзя будет назвать автомобили, стоящие в пробке, или автобус, остановившийся, чтобы высадить или принять на борт пассажиров. В общем, раздел 11-й ПДД, посвященный обгону, практически переписан заново.
Еще одно новшество – езда с включенным ближним светом или габаритными огнями. Такой эксперимент проводился в Татарстане несколько лет назад. Водители тогда жаловались, что ресурс лампочек сокращается – раскаленные части оптики страдают от тряски. Однако как раз во время эксперимента количество ДТП снизилось – водители стали «лучше видеть» друг друга. Ведь при включенных фарах автомобиль становится более заметен на дороге.
По словам начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктора Кирьянова, с ближним светом ездят постоянно водители многих стран мира, и это приносит положительный эффект. Да и использование этого правила на дорогах вне населенных пунктов дало результат. Кстати, и здесь вводится новое понятие – так называемые ходовые огни (Daylight – дневной свет). Ими оборудовано большинство иномарок. То есть независимо от времени суток эти огни горят в движении. При их использовании не требуется включать дополнительно световые сигналы – противотуманки или ближний свет.
Итак, все автомобили с ноября должны будут передвигаться даже днем по любым дорогам, в том числе и в городах, либо с ходовыми огнями, либо с ближним светом.
Кстати
Изменения в ПДД действительно внесены существенные. Причем настолько, что ради них придется подправить и Кодекс об административных правонарушениях, и систему подготовки водителей.
Что касается КоАП, здесь предложения по ужесточению сыпятся одно за другим.
ГИБДД планирует ужесточить наказание за выезд на трамвайные пути встречного направления – в последнее время резко увеличилось число наездов на пешеходов, обходящих трамвай спереди, как предписывают ПДД. Теперь нарушителей планируется не штрафовать на полторы тысячи, как раньше, а лишать водительских прав. То есть выезд на трамвайные пути встречного направления становится лишенческой статьей. Между тем за проезд по дороге с односторонним движением во встречном направлении прав будут лишать не всегда, есть вариант отделаться штрафом – до пяти тысяч рублей.
Ну и последнее – просто мелочь – в пять раз строже (на 500 руб.) будут наказывать за тонировку не по ГОСТу.
Уже в ближайшее время новые требования могут быть внесены в качестве поправок в КоАП и другие законодательные акты. На все про все отпущено полгода – поправки в правила вступают в силу 20 ноября. Между тем многие эксперты считают, что и нынешние Правила дорожного движения – вполне нормальный документ. Проблема в другом – в организации дорожного движения да в культуре вождения. А это бумажными правилами не исправить...