Тормозные колодки: Рациональная замена
На выставке «Интеравто-2009» российским производителям автокомпонентов было что предложить владельцам грузовых иномарок. Например, тормозные колодки. Как известно, на магистральных тягачах ведущих мировых фирм уже давно применяются дисковые тормоза. И когда зарубежная коммерческая техника хлынула к нам потоком, в России (в частности, на заводах в Егорьевске, Днепропетровске и Волжском) освоили выпуск колодок на замену оригинальным.
В числе энтузиастов была и ярославская компания «МарКон» – кстати, она всегда специализировалась на колодках именно для дисковых тормозов. На прошедшей в августе выставке в «Крокус-Экспо» ярославцы показали новую коллекцию 2009: колодки для техники Scania, MAN, Mercedes-Benz, Iveco, Foton и др., выполненные с применением более «мягкого» фрикционного состава. Цель – снизить износ дорогостоящих тормозных дисков и увеличить точность дозирования тормозного усилия. Как правило, решение подобных задач влечет за собой снижение срока службы самих колодок, но здесь-то и проявляется талант конструкторов, способных и волков накормить, и овец сберечь. Как показали испытания, ходимость колодок нового образца снизилась незначительно.
Более того, даже оригинальные детали, которые ставят европейские производители грузовиков на конвейере, служат в среднем лишь на 10% дольше, чем марконовские. Притом что последние вдвое дешевле. Что касается сертификационных испытаний, то требованиям, предусматривающим отклонение по коэффициенту трения от «оригинала» не более 15%, ярославские колодки соответствуют с запасом. И немудрено, ведь технология изготовления практически та же, что и на заводах именитых фирм вроде Lucas, Pagid или Ferodo.
Специальные добавки в смесь позволяют увеличить прочность соединения накладки с каркасом, а высокая пластичность материала снижает износ тормозного диска, исключает появление задиров и царапин на его поверхности. Коэффициент трения практически стабилен в широком диапазоне рабочих температур, давлений и скоростей. Быстрая приработка колодки к диску достигается благодаря технологической операции «термоудар». Что касается фрикционного материала, состоящего из 15-17 различных ингредиентов, то его рецептура несколько отличается от той, что «МарКон» применяет в колодках для легковых автомобилей, ведь на тяжелой технике условия несколько иные: скорости ниже, тормозное усилие выше, а межсменный пробег больше. Как показывает опыт, у квалифицированного водителя тягача ярославские колодки выхаживают до замены около 40 000 км.