Chevrolet Niva: Прислушались к стонам
Темпы модернизации внедорожника Chevrolet NIVA жестко привязаны к благосостоянию его целевой аудитории. То есть темпы эти, прямо скажем, невысокие. Любое значимое изменение в конструкции машины автоматически повышает ее стоимость и заставляет конкурировать с более современными импортными моделями, что для Chevrolet NIVA равносильно самоубийству. Даже нынешняя цена в 424 000 рублей за базовую версию внедорожника многим кажется завышенной, поэтому любые новшества должны вписываться в соответствующий ценник. Это значит, что приходится как-то оптимизировать существующую конструкцию и обходиться без внедрения дорогостоящих узлов и комплектующих. Следовательно, рассчитывать на радикальное улучшение потребительских характеристик Chevrolet NIVA, увы, пока не приходится.
Без существенного удорожания более серьезная модернизация Chevrolet NIVA невозможна
Тем не менее прогресс есть: за год после дебюта обновленной модели конструкторам удалось внедрить ряд улучшений, облегчающих жизнь водителя и пассажиров. В частности, перестали заедать катушки ремней безопасности, снизились вибрации на рычаге переключения передач, исчезли скрипы при регулировках передних сидений, а главное – автомобиль стал тише на ходу. Карданные валы со ШРУСами и двухрядные подшипники на выходных валах в раздаточной коробке, конечно, не избавили внедорожник от надсадного трансмиссионного воя полностью, но снизили его с невыносимого уровня до терпимого.
Модернизация шарнирных соединений передней подвески увеличила ее ресурс и немного улучшила плавность хода. Кроме того, повышена коррозионная стойкость многих крепежных деталей, снижен уровень вибраций, повышена надежность сцепления. Все вместе это должно было сделать эксплуатацию внедорожника чуть менее утомительной, нежели раньше. В этом нам и предстояло убедиться на маршруте, который организаторы проложили по дорогам самого разного качества и бездорожью.
День открытых окон
В статике автомобиль кажется вполне гостеприимным: салон достаточно вместителен для водителя и трех пассажиров, отделка по меркам отечественного автомобилестроения вполне качественная. Приятно удивили обивка потолка нежным белым материалом под замшу и аккуратный плафон потолочного освещения со встроенным очечником – такой же, как у автомобиля втрое дороже – Chevrolet Captiva.
Посадка за рулем, несмотря на небольшой диапазон регулировок кресла водителя, вполне удобная, обзорность во все стороны хорошая, неприятных запахов в салоне, свойственных многим новым бюджетным автомобилям, мы с коллегами здесь не почувствовали.
Часть автомобилей, предоставленных для ознакомления журналистам, была оснащена кондиционером, и моему экипажу досталась именно такая машина. Впрочем, толку от него оказалось немного: при не самой сильной летней жаре (за бортом было +25 по Цельсию) кондиционер так и не смог обеспечить в салоне комфортной температуры, и мы, отказавшись от его услуг, просто открыли окна…
Изо всех сил
Динамические качества, которые обеспечивает внедорожнику задушенный под экологические нормы Euro 4 бензиновый 80-сильный двигатель, иначе как посредственными не назовешь. В неспешный ритм подмосковных городов и сел Chevrolet NIVA вписывается с трудом: даже обгон рейсового «пазика» способен ввергнуть водителя в стрессовое состояние. Более-менее интенсивный разгон возможен лишь при выкручивании мотора в звон и ловком переключении передач длинноходным «ватным» рычагом. Вибрации на рычаге теперь действительно снизились до незначительного фонового уровня и раздражения более не вызывают.
Уровень шума в салоне высок: в разношерстной палитре механических дребезгов и лязгов доминируют завывания раздаточной коробки и рев двигателя, но по сравнению с тем, что было раньше, действительно ощущается прогресс – на ходу члены экипажа теперь могут общаться не надрывая глотки, просто на повышенных тонах. Вибрации, пронизывающие кузов, тоже как будто стали меньше, но зеркала заднего вида с ростом скорости по-прежнему сильно дрожат.
Модернизация пока никак не затронула тормоза: информативность педали крайне низкая, а для более-менее интенсивного замедления к ней приходится прикладывать слишком большое усилие – вот где жизненно необходима система Brake Assist! Но куда там – не предусмотрено даже ABS…
Рулевое управление кажется перетяжеленным, но эта тяжесть отчасти компенсирует нехватку обратной связи. Управляемость для такой небыстрой машины вполне удовлетворительная: NIVA достаточно живо реагирует на действия рулем и радует хорошей курсовой устойчивостью даже на совсем разбитых дорогах.
Вообще, чем хуже дорога, тем более цельным автомобилем кажется NIVA. Хорошая геометрическая проходимость и высокая энергоемкость подвески позволяют не сильно церемониться с объездом выбоин и ям, а большой запас пространства над головой и достаточно мягкие сиденья снижают риск получения экипажем шишек и синяков во время тряски.
Безальтернативная служба
О высокой проходимости Chevrolet NIVA потенциальные владельцы этого автомобиля прекрасно осведомлены – она досталась в наследство от старой «Нивы», которая ныне зовется Lada 4x4. Прародитель также является для Chevrolet NIVA главным конкурентом, причем по некоторым аспектам – конкурентом недосягаемым. Базовая Lada 4x4 стоит всего 279 000 руб., и тем, кто ищет легкий автомобиль для движения по пересеченной местности и грунтовым дорогам, нет никакого смысла переплачивать за новый кузов и чуть более высокий уровень комфорта, оценить который во время перманентной тряски все равно вряд ли удастся.
Chevrolet NIVA могла бы стать удобней именно на шоссе, но даже после проведенной модернизации уровень ее комфорта, безопасности и динамических качеств многим покажется неприемлемым. Найти более комфортный и современный автомобиль за те же деньги сложно, но можно – среди китайских моделей, правда, к ним большинство наших автолюбителей пока относится недоверчиво. Причем не столько из-за неустойчивого качества, сколько из-за плохой ремонтопригодности. Достать запчасти на Chevrolet NIVA можно довольно оперативно даже в глухой русской глубинке, а провести ремонтные работы способен любой мастер. В этом смысле кто-либо конкурировать с отечественной техникой не сможет еще очень долго, возможно, никогда. Поэтому спрос на Chevrolet NIVA был, есть и будет – сотрудники GM-AVTOVAZ прогнозируют устойчивый рост продаж в течение ближайших нескольких лет.