Ну, ЧУМАданы!
Сперва о 244-й, которую назвали Silver Bullet (Серебряная Пуля). Имя действительно подходит машине по характеру, и говорят, от оборотней помогает. Ну вы понимаете, кто имеется в виду...
Серебряная Пуля
Машину 1979 года выпуска купил отец Алексея в Иране около 15 лет назад. Это был типовой «чемодан» с карбюратором Stromberg 175CD на 8-клапанном двигателе B21A (2,1 л, 105 л.с.). Коробка – механическая M45, редуктор 3,75. Несмотря на пробег 350 тыс. км, к моменту покупки машина была в изумительном состоянии, даже кондиционер работал. В придачу арабы вручили кучу запчастей. Перебравшись в Россию, машина выезжала из гаража редко – только летом на дачу.
В 1993 году автомобиль перешел к нынешнему владельцу. Тот не раздумывая ни секунды взялся за перестройку. Первым делом поставил 2-камерный Solex от Нивы. Пришлось поменять впускной коллектор – подошел от двигателя B230K, который комплектовали карбом с вертикальным потоком. Жиклеры, конечно, заменили. Зажигание Алексей поменял на бесконтактное, собранное из родного и вазовского. Мотор стал чуть порезвее. Но недостаточно. Подумав, тюнер просто заменил мотор на B230FB от Volvo 940 1993 года. Двигатель прельщал пробегом 130 тыс. км и масляными форсунками, которые, несомненно, положительно влияли на ресурс.
После установки прямотока Pro.Sport мощность возросла примерно до 130 л.с. Но максимальная скорость осталась прежней – около 175 км/ч: не было пятой передачи, да и сами числа пар не соответствовали мотору. Тогда Алексей купил и поставил коробку M46+OD (сокращение от Overdrive). После этого расход топлива при скорости около 150 км/ч стал 11,5 л, а максималка выросла до 190 км/ч. Поразмыслив еще, Алексей заменил и редуктор – поставил от Volvo 760 Turbo с передаточным соотношением 3,31. Теперь стрелка спидометра упирается в край шкалы.
Пришел черед динамики. Для этого нужно было увеличить мощность двигателя (хотя бы до 200 л.с.), и Леша переделал мотор, используя детали от B230FT, развивающего 162 л.с. с турбиной высокого давления. Поменял поршневую, сальники, подушки двигателя. Вся электроника и интеркулер пошли от 940 Turbo. Турбину Garrett с жидкостным охлаждением подобрал по каталогу. Так же – с системой впуска Simota, холодными свечами NGK racing 600BRP, всеми патрубками и соединениями. Что примечательно, регулятор давления топлива взяли от ЗМЗ-406. Программу впрыска заменили на разработанную московской фирмой CarSoft.
С двигателем, выдававшим, по расчетам, около 215 л.с., нужно было подумать об устойчивости машины. Поэтому передние пружины пошли от дизельной версии – они пожестче, задние – от универсала, укороченные. Амортизаторы – заказные, «Плаза-Спорт». Под капот установили растяжку Pro.Sport от Honda Civic. Колеса поменяли на 16-дюймовые литые диски от современной Volvo и поставили шины Yokohama 205/50ZR16.
После всего этого Алексей, бродивший по Сети в поисках новых идей (и находивший их, как правило, на иностранных сайтах), наткнулся на спортивный вариант Volvo 240. Он немедленно захотел стилизовать свой «чемодан»: на передних крыльях появились «жабры», которые отводят горячий воздух из-под капота.
Зауженный по центру передний бампер взят от переходной 740-й, а задний – от 940-й. Пороги сделаны из нескольких комплектов для «Москвича-2141». На крышку багажника примостили алюминиевое антикрыло Pro.Sport с регулировкой угла атаки. Под его кронштейны с обратной стороны крышки пришлось подложить алюминиевые листы – для прочности.
А потом Алексей перекроил салон. Да так, что узнать в нем «чемодан» почти невозможно, а для описания всех переделок мне понадобилось бы еще не одна сотня слов. Лучше просто посмотреть на фото. От себя скажу: мне всегда нравились сиденья Saab 9000, они стоят и в этой машине. Лучшая кожаная мебель для авто!
Зеленый
Многое в универсале Volvo 740 выпуска начала 90-х делалось одновременно с Серебряной Пулей. Совсем недавно младший Алексей нашел в Сети канадскую фирму Cherry Turbo, торгующую турбинами для Volvo, и заказал два комплекта. А старший руководил установкой. Понравились они тезкам относительно невысокой ценой (около $1300 с доставкой), хорошими характеристиками и надежностью (до этого каждый поменял по две турбины Garrett). Одновременно удалось найти отличные алюминиевые интеркулеры азиатского производства, опять же не очень дорогие (а стоявшие до этого пластиковые просто лопались). Взяли и одинаковые регуляторы давления Turbosmart. Они самые надежные – механические и очень простые в управлении: менять давление можно, просто покручивая колесико в салоне, ориентируясь по щелчкам. Очень удобно! Младший Алексей меняет давление беспрестанно, старший – изредка.
Поставив все это добро вместе с новыми патрубками и прочей периферией, включающей форсунки от 850 T5, друзья просто поразились, как изменились машины. Они, что называется, «поперли».
Алексей открывает капот Зеленого: «Смотри, такого двигателя в России больше нет!» Турбированный 16-клапанник объемом 2,3 л выдает, по его уверениям, около 280 л.с. Может быть, и поменьше, но автомобиль действительно мощный и резкий: его поведение на дороге напоминает турбовых «японцев».
Кстати, и сам капот универсала необычный – над ним долго трудились, придавая нынешнюю форму. Выдавили «жабры», затянули их сеточкой, поставили дополнительные отдушины и приделали «клюв», использовав жесть от Volvo 850. Работ по жестянке, рихтовке и малярке было жуть как много.
Сейчас оба творца собираются усиливать тормозные механизмы и думают над их конфигурацией. Менять автомобили не собираются, хотя в свое время каждый подумывал об измене. Но прошло время, и мысль исчезла. Ее вытеснила другая, инженерная: «Что бы еще прикрутить, чтобы работало шибче?»
Вряд ли они обидятся, если мы их процитируем.
Младший: «Тюнинг – это прогрессирущая болезнь, протекающая в острой форме. Я самый настоящий больной. Сознавать это ужасно и забавно одновременно. Не знаю, когда я переболею. Похоже, не скоро. Вот «музыку» задумал поменять... Потом еще что-нибудь придумаю».
Старший: «Мы занимаемся только Volvo и ничем иным. Работать с Volvo мне и моим коллегам интересно из-за того, что тюнинговых деталей к ним почти нет. Приходится перелопачивать зарубежный опыт и прикладывать свою инженерную мысль. А кроме того, за нами теперь своя ниша. В нашей стране есть фирмы, тюнингующие шведскую марку, но они работают только с новыми или свежими машинами. А мы... Да наши работы перед вами, какие еще нужны комментарии?!»
Фото автора