Виктор Христенко: Высокие таможенные пошлины – это надолго
– Сомневаться не приходится – наш рынок по всем признакам оживает! Большую роль в этом процессе сыграла стартовавшая в марте правительственная программа утилизации транспортных средств, набирает обороты программа льготного автокредитования. Суммарно две эти новации позволят увеличить к лету месячные продажи до уровня 140–150 тыс. машин, а по итогам года, думаю, будет продано не меньше 1,5 млн. На докризисный уровень российский автомобильный рынок вернется, по нашим расчетам, через два года, а к 2015-му он станет крупнейшим в Европе.
Сегодня наш автопром работает и уже зарабатывает. Хорошо, что почти 2 млн. людей, так или иначе связанных с отраслью, остались в ней работать. Мы рассчитываем, что ко времени завершения реализации стратегии развития автопрома, к 2020 году, будет продаваться примерно 3,8 млн. легковых автомобилей в год. При этом не менее 80% этих машин соберут на предприятиях в России, причем среди них как традиционные отечественные марки, так и ведущие мировые бренды. Они, собственно, уже пришли в Россию.
– А не изменятся ли в связи с этим таможенные пошлины на автомобили?
– Вопрос надо разделить на две части. Что касается подержанных автомобилей, таможенные пошлины на них установлены на достаточно высоком уровне, его мы сохраним надолго. А для новых иномарок до прошлого года существовала ставка 25% таможенной стоимости, затем ее подняли до 30%. Такая ставка, по нашему мнению, помогает выровнять конкурентные условия для тех, кто производит автомобили в России. Хотим мы или нет, но уровень инфляции в РФ пока гораздо выше, чем в странах – мировых лидерах автопромышленности. В результате цена денег, то есть кредитных средств, в нашей стране куда выше, чем в Европе или, скажем, в Японии. На этом фоне курс рубля укрепляется, и это тоже работает нам в минус. Так что высокая таможенная пошлина всего лишь компенсирует разницу в условиях ведения бизнеса за пределами нашей страны и внутри ее. Мы хотим, чтобы к нам шли инвесторы и чтобы их бизнес развивался, чтобы даже в условиях кризиса эти инвесторы продолжали вкладывать деньги в наш автопром. Потому что, как уже упоминал, с этим связана судьба более 2 млн. человек, а еще их жен и детей. В этом контексте мы хотим иметь эффективную промышленность. Поэтому в среднесрочной перспективе, в течение, думаю, лет пяти – семи, эти ставки таможенных пошлин на новые иномарки сохранятся.
– В очередной раз пошли разговоры о том, что правительство собирается запрещать «правый» руль. Это так?
– Не ведет правительство никакой борьбы с «правым» рулем! У нас есть другие заботы. Главная задача – чтобы на территории России производились современные, качественные автомобили в необходимом количестве. На это направлены все усилия. Еще раз повторю: мы не собираемся бороться с автомобилями, которые составляют основу парка на Дальнем Востоке и в Сибири.
– И запрещать регистрацию свежеввезенных праворульных автомобилей с сентября тоже не собираетесь?
– Нет у нас такой нормы, где был бы прописан запрет на регистрацию автомобиля только из-за того, что у него руль справа.
От редакции.
Слухи о запрете регистрации подержанных «японок» появились не на ровном месте: в сентябре вступает в силу технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». В этом документе нет ни слова о «правом» руле, но запрещена эксплуатация (и регистрация) машин, которые не соответствуют российским требованиям в отношении безопасности. Это относится и к свету фар. Если у японской модели есть аналог для европейского рынка, то вопрос решается просто – путем замены фар. А если нет? Такую модель нельзя будет ввезти в Россию. Подобных подводных камней в регламенте немало.