Пневмофильтры для автосервиса
Казалось бы, что плохого в том, что воздух от компрессора к потребителям подводится по стандартным стальным водопроводным трубам? Выгода очевидна: расходы на покупку, установку, монтаж минимальны. Тем более что любые вентили и уголки, как, впрочем, и сами трубы, продаются на любом строительном рынке. Однако не все так просто, как кажется. Главный враг пневмосетей – конденсат, который вызывает внутреннюю коррозию трубопроводов. А оксид железа это весьма эффективный абразив, который способен стереть в порошок даже насыщенный углеродом или азотированный поверхностный слой металла механизмов привода пневмоинструмента. Именно поэтому для пневматических магистралей применяют либо оцинкованные, либо пластиковые трубы.
Такие не корродируют, а значит, опасность повреждения пневмоинструмента оксидом железа и иным абразивом практически исключается. «Практически», потому что помимо труб пневмосеть состоит также из уголков, тройников, разветвителей, запорной аппаратуры. Такие, изготовленные из не подверженных коррозии материалов предлагают ведущие производители и продавцы компрессорного оборудования. Важное замечание: при сборке пневмосети не применяйте для уплотнения резьбовых соединений привычную для сантехников паклю, а наносите специальную тефлоновую смазку, герметизирующую ленту, пастообразные герметики. Такие есть в продуктовой линейке ведущих производителей автомобильной химии. Однако даже в самой правильной пневмосети образуется конденсат из-за процесса сжатия-расширения в цилиндро-поршневой группе компрессора, а также скапливается абразив, попадающий туда из всасывающей системы. Для очищения от них воздуха, идущего к пневмоинструменту, служат фильтры-влагоотделители.
Самые простые – механические. Их устанавливают в пневматические сети с расходом воздуха до полутора кубических метров в минуту. Обслуживание сводится к замене сменного фильтрующего элемента и слива конденсата. Стоит отдать должное, фильтрующие элементы, изготовленные из современных материалов, обеспечивают довольно тонкий отсев загрязнений и способны улавливать из воздуха частицы размером порядка трех микрон. Одним словом, если установить в пневматическую магистраль пару таких фильтров, то на выходе можно получить практически идеально подготовленный для пневмоинструмента воздух. Увы, но большинство мастерских расходует гораздо большее количество воздуха, так как помимо слесарного участка, как правило, имеется и малярный, а значит, необходимый для нормальной работы станции технического обслуживания расход воздуха не может быть меньше двух с половиной кубических метров. Чтобы обеспечить его чистоту и осушить от влаги, потребуются так называемые абсорбционные сушилки. Они способны пропускать через себя до 2,5 кубов воздуха в минуту, а в качестве абсорбента в них используется окись алюминия.
Часто продавцы автосервисного оборудования называют такие блоки подготовки воздуха промышленными. Определенная доля правды в этом есть, хотя,по сути, этому определению соответствуют фильтровальные блоки рефрижераторного типа. Их применяют при больших расходах воздуха, примерно 16-17 кубических метров в минуту. Пневмосеть с такими характеристиками способна питать сжатым воздухом более десятка постов. Принцип их действия заключается в том, что охлажденный ниже точки росы воздух подается в сепаратор циклонного типа, где и очищается от механических примесей, масла и воды. На сегодняшний день установки подобного типа являются самыми производительными и эффективными. Еще раз подчеркнем, что даже наличие самого эффективного фильтра – сепаратора не гарантирует того, что инструмент не будет подвергаться воздействию абразива, если после блока подготовки воздуха он поступает по водопроводным, не имеющим антикоррозионного покрытия металлическим трубам, которые делают процесс очистки воздуха бессмысленным. Ставить же у каждого потребителя (поста) свой фильтр весьма накладно, хотя в некоторых случаях это экономически оправданно. Например, установка дополнительного фильтра будет не лишней на выходе питающей магистрали малярного участка.
Мнение
Андрей Корецкий, технический консультант компании «Инжтехсервис»
– Самый эффективный способ осушения воздуха это пропускание его через установку рефрижераторного типа. Она гарантирует практически полное удаление влаги из воздуха и применяется в пневмосетях с большим его расходом.
Как правило, их сердцем служит мощный винтовой компрессор. Более простые устройства, к примеру, фильтры-влагоотделители, благодаря встроенному капроновому или иному фильтру способны улавливать попадающие в пневмосистему мелкие капли воды, но осушить воздух так же эффективно, как это делает осушитель рефрижераторного типа, им не по силам.
Поэтому такие устройства применяют по большей части в сетях с небольшим расходом воздуха и поршневыми компрессорами. Особо подчеркну, что устройства три в одном (фильтр, регулятор давления и лубрикатор) ставятся как можно ближе к рабочему инструменту, что позволяет исключить попадание в пневмоинструмент конденсата, образовавшегося в трубопроводах после осушителя, и продуктов коррозии трубопроводов пневмосистемы.
Мнение
Николай Цибров, менеджер компании «Автолак»
– Часто владельцы сервисных центров отказываются от покупки систем подготовки сжатого воздуха, аргументируя это тем, что инструмент, который они покупают, изнашивается быстро, стоит недорого, а значит, проще периодически его обновлять, нежели тратить тысячу-полторы евро на покупку осушителя, фильтра, лубрикатора. Однако такой подход к делу – дилетантство! Серьезные компании, имеющие постоянную загрузку ремзоны, приобретают не дешевый бытовой, а профессиональный промышленный инструмент, гарантия на который составляет до пяти (!) лет. Для сравнения у бытового инструмента срок гарантии колеблется от 0,5 до 1 года, да и рассчитан он на работу с невысокой интенсивностью. Как известно, долговечность инструмента зависит от качества питающего воздуха, а значит, владелец СТО просто вынужден раскошелиться на эффективную систему подготовки воздуха.
Спору нет, если объем работ невелик, то можно обойтись более простыми фильтрами – влагоотделителями и лубрикаторами, которые обеспечат минимальные требования по качеству и чистоте воздуха. Однако даже если у фильтра в качестве дополнительной ступени влагоотделения будет применен силикагель или иной абсорбент, то без эффективного осушителя воздуха долго такая система не протянет. Поэтому я настоятельно рекомендую не экономить и включить в пневмосеть осушитель воздуха рефрижераторного типа. Для работы с компрессором производительностью 1,5 м3 в минуту потребуется осушитель стоимостью около 1000 евро. При этом его конструкция не предполагает использования дорогих расходных материалов и каких-либо сложных работ по обслуживанию. Для очистки воздуха от пыли вполне хватит пары магистральных фильтров с разной степенью очистки. Потянут они еще на 8000 рублей за каждый.
И, наконец, последнее. Даже при самых благоприятных условиях в трубопроводах пневматической сети может скапливаться конденсат, например, при резких перепадах температуры. Судите сами, зимой широкие ворота СТО распахивают для того, чтобы затащить на яму грузовик или автобус, за несколько минут ворвавшийся в помещение поток холодного воздуха понижает столбик термометра на пару делений – вот вам и перепад температур и неизбежно образующийся в пневмосистеме конденсат. Теперь вам ясно, почему у самого пистолета маляра, как правило, устанавливают небольшой фильтр, который призван задержать предательские капли влаги?