Спасибо деду за победу!

Когда этот слоган еще не появился на тысячах машин россиян, мы уже услышали голоса сыновей и внуков военных водителей. Память, гордость, скорбь – они в откликах читателей на призыв журнала: «Вспомнить!». Нет, не грозит забвение труженикам военных дорог... Напоминаем: публикация текстов и фото в рубрике «Победа-65» продолжается. Ждем ваши послания!

Наша неприхотливая полуторка верно служила и на фронте, и в тылу.

Не сразу узнал о вашей акции к Дню Победы, но оказалось, она еще продолжается. Так и должно быть в юбилейном году.

Мой дед всю войну прошел за рулем полуторки. Родом он из деревни Хлопотное Духовщинского р-на Смоленской области. В октябре 1939-го был призван в армию, служил шофером полка связи, участвовал в финской войне до марта 1940 года. Демобилизовался, а уже на второй день Отечественной войны, 23 июня 1941-го, снова был призван, на этот раз шофером в санитарную роту. Участвовал в обороне Москвы, в Курской битве, освобождал Киев, штурмовал Берлин. Замечательный День Победы встретил в Праге.

Вспоминал мой дед про войну очень редко, но в памяти остался его рассказ, как 29 февраля 1944 года он эвакуировал с поля боя тяжело раненного генерала армии Николая Федоровича Ватутина, в то время командовавшего 1-м Украинским фронтом.

Дед был несколько раз ранен. Награжден орденами и медалями. После войны (можно сказать, до конца жизни) проработал шофером. На фото он среди деревенских ребятишек со своей полуторкой.

Андрей Колпаков, внук

Александр Владимирович Ляушин

Дорогая редакция! Пишет вам сын ветерана Великой Отечественной. Отец был человеком скромным и мало что говорил о войне, но остались фотографии тех лет, красноармейская книжка, медали и удостоверения к ним. Из документов известно, что на войну папа попал 10 марта 1943 года, в 7-й Западный полк связи. Рассказывал, как при обстреле, когда восстанавливали связь, друга-напарника разорвало миной... Говоря об этом, отец не мог сдержаться – у него наворачивались слезы, чего в других обстоятельствах я никогда не замечал. Позже стал водителем, об этом есть запись в красноармейской книжке. В мирное время не изменил военной профессии до самой пенсии. Сколько помню, всегда выписывал журнал «За рулем», не выбросил ни одного экземпляра. Он привил нам с братом любовь к автомобилям: сначала мы рассматривали картинки и фото, а затем и сами стали вашими постоянными читателями. Хочу поздравить всех с 65-летием Победы, особенно ветеранов.

Константин Ляушин, сын

Григорий Ананьевич Лескин (1913–1974)

Это мой родной дядя, старший брат матери, от которой я получил часть информации для письма в редакцию. Дядю Гришу хоронили всей деревней в мужской праздник – 23 февраля: человек он был здесь известный. Курсы шоферов закончил еще в начале 1930-х и был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке – фотография, наверное, того времени. Демобилизовавшись, уехал работать шофером в Рыбинск, откуда ушел на фронт в начале войны. Через какое-то время стал водителем машины командира полка или соединения (точно не знаю) гвардейских минометов – «катюш». Как вспоминал дядя, командир был москвичом, очень хорошим человеком. Отец командира, провожая сына и его водителя на фронт, дал каждому по серебряному полтиннику и сказал: «Берегите – это ваша жизнь...». Очень часто они попадали под сильнейшие бомбежки, и после каждой командир говорил: «Товарищ Лескин, посмотрим полтиннички?». Вытаскивали их: «Целы!». Командир берег своего водителя, часто отправлял в тыл с огневых позиций: «Доберусь сам!». Может, поэтому за время войны дядя ни разу не был ранен.

Раньше я бывал у него в гостях и рассматривал фотографии, где он с разными машинами. Мог ли я знать, что через полвека они понадобятся журналу «За рулем»?

После войны дядя Гриша жил в деревне, как тогда говорили, «колхоза-миллионера». Вначале работал водителем, а последние 10–15 лет – механиком. Было у колхоза около двадцати ГАЗ-51А. Однажды в областной газете «Коммунист» поместили заметку о том, как хорошо стали жить колхозники: один из них, Григорий Лескин, купил… «Волгу» ГАЗ-21! На самом же деле таким образом колхоз «оформил» покупку председательской «Волги» – иного способа обзавестись машиной не было.

Александр Трифонов, племянник

Тихон Юдаевич Коровин

Хочу рассказать про деда, через судьбу которого тоже прошли тяжелые километры фронтовых дорог. Срочную службу он начал еще в октябре 1936 года мотористом 18-го авиаотряда и в 1938-м участвовал в боях у озера Хасан. После службы вернулся в свое село Ефимовка Оренбургской области. Но ненадолго: уже в августе 1941-го его снова призвали, и с октября он участвовал в боях. Ему довелось защищать Москву и Сталинград, а весной 1943-го в районе Курска попал в окружение и некоторое время скрывался у местной жительницы. Полицаи прознали про это и отобрали у нее корову – наказали за молчание, деду же пришлось прятаться. (После войны хотел отблагодарить женщину за свое спасение, но не удалось.) Перешел линию фронта и попал к своим. После проверок снова стал в строй боевых водителей – на этот раз в составе 247-го отдельного истребительного противотанкового артдивизиона 354-й стрелковой дивизии. Военным шоферам, особенно на передовой, было нелегко обеспечивать своевременный подвоз боеприпасов и смену позиций орудий для борьбы с танками фашистов. Дивизия с боями прошла от Курской дуги до Белоруссии, где в марте 1944-го освободила из немецкого лагеря в окрестностях Озаричей 9 тысяч заключенных – женщин, стариков и детей. Дивизия освобождала Бобруйск, Калинковичи, Барановичи, а в августе 1944-го, форсировав Западный Буг, вступила на территорию Польши. Принимала участие в освобождении Варшавы и взятии порта Данциг (Гданьск), после чего были бои в Померании и форсирование Одера. Довелось деду повоевать и с Японией на Дальнем Востоке. До последних дней он берег множество благодарностей командования, а самой дорогой наградой для него был орден Славы, который по сей день хранит наша семья. Из военных фото располагаю только одним – к сожалению, без автотехники. Не получилось, видно, у деда в нелегких военных условиях сфотографироваться у своего автомобиля.

Евгений Коровин, внук

Михаил Илларионович Ткаченко

Трофейные «мерседесы» доверяли самым надежным водителям.

Отправляю фото моего отца – участника войны, воевавшего и за рулем автомобиля. Призвали его в 1944-м в учебный полк под Рязанью. Оттуда направили на 1-й Белорусский фронт, в 71-й полк, который готовился к боям на Висловском плацдарме. После наступления на целый месяц попал в госпиталь, а затем воевал стрелком-радистом в 48-м танковом полку. Участвовал в боях за Берлин. Победу встретил уже водителем в городе Альтрупин. Вначале ему доверили «Форд-6», потом «Мерседес» командира полка, подполковника Семена Калабухова, который прошел всю войну «от звонка до звонка».

После демобилизации отец вернулся в родное село Сырово Николаевской области, где живет и поныне. Работал водителем в колхозе на разных машинах – ЗИС-5, ГАЗ-69, ЗИЛ-130, ГАЗ-53. Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги» и другими. Спасибо журналу за «Победу-65»!

Владимир, сын

Рядовой Тютин, водитель

«Эмка», известная советская легковушка той поры, в умелых руках была способна на многое.

На снимке, который сделан 9 мая 1945 года у рейхстага в Берлине, «эмка» ГАЗ-11-73 командира 88-го отдельного тяжелого танкового полка. Благодаря исключительному мастерству и бережному отношению к машине рядового Тютина автомобиль прошел от Сталинграда до Берлина. На ветровом стекле – заслуженные награды полка: ордена Ленина, Красного Знамени, Суворова III степени, Кутузова III степени, Богдана Хмельницкого II степени. А на снимке (справа налево) – командир полка П. Мжачих, водитель Тютин, заместитель командира полка Ф. Жаркой, адъютант командира полка Молотков.

Михаил Жаркой

Василий Егорович Прошутинский

Мой восьмилетний сын Виталий увлекся репортажами с Формулы-1, и я стала покупать ему ваш журнал – для расширения кругозора. В апрельском номере его заинтересовала статья о фронтовиках, чья служба в годы войны была связана с автомобилями и техникой. В память о его прадедушке и моем деде Василии Егоровиче Прошутинском мы решили написать несколько слов.

Он родился в 1905 году в Иркутской области, в деревне Головское. Вместе с родными братьями, Иваном и Георгием, ушел защищать Родину. Дедушка работал шофером, не оставил руль и в военное время: участвовал в доставке продуктов и медикаментов жителям блокадного Ленинграда по «Дороге жизни». Погиб в Восточной Пруссии 15 января 1945 года. На фотографии, которая у нас осталась, он еще в довоенное время, в 1938 году. Спасибо всем ветеранам за то, что есть мы и наши дети!

Яна Прошутинская, Хабаровск, внучка

Благодарим.

От всех нас – огромное спасибо за публикацию в майском номере журнала «За рулем» о нашем дедушке и прадедушке Толбанове Александре Александровиче.

Большая семья Волковых

От редакции. Большая просьба: указывайте сведения, необходимые для выплаты Вам авторского гонорара – фамилию, имя, отчество, адрес (с почтовым индексом), дату, место и год рождения, паспортные данные (номер, кем и когда выдан), а также номер страхового свидетельства Пенсионного фонда и номер ИНН. На электронном сообщении или на почтовом конверте укажите – «Победа-65». Спасибо.

Подпишитесь на «За рулем» в