Власть изменяет правила: Оштрафуют пожизненно?
ВЕЧНЫЕ ДОЛЖНИКИ
Депутаты внесли в мае в Думу законопроект об отмене срока давности действия постановлений о дорожных штрафах. Напомню: по действующему закону водителю дается 30 дней, чтобы уплатить штраф. Если он этого не сделает, долг «выбивают» судебные приставы. Но только в течение года. А после денег уже не взыскать – закон не позволяет. Вот и решили депутаты: пусть должок висит до скончания дней нарушителя. С этим согласен главный автоинспектор Виктор Кирьянов: неуплата штрафов порождает чувство безнаказанности, водитель вновь совершает правонарушение. Попирается принцип неотвратимости наказания!
Вроде справедливо, если бы не одно «но». Обязанность контролировать сбор дорожных штрафов возложена законом именно на ГИБДД. Не поступила в установленный срок информация об уплате – ГАИ направляет дело в суд, где с провинившегося взыщут в двойном размере, а то и вовсе посадят на 15 суток... Только как за всеми уследить? Раньше оштрафованного обязывали лично представить квитанцию в отделение ГИБДД, сейчас эта норма отменена: нарушитель оплатил штраф через банк – дальнейшее не его забота. Однако система связи банк–ГАИ налажена из рук вон плохо, информация во многих регионах поступает урывками и не полностью. Поэтому, чтобы водитель не числился злостным неплательщиком, ГИБДД рекомендует постоянно как минимум в течение года (!) возить с собой оплаченные квитанции. Дорожно-надзорному ведомству так удобно: пока еще в ГИБДД обнаружат, что долг висит, пока направят информацию приставам, а те соберутся заняться такой для них мелочовкой… Выходит, удобно, пользуясь властью, сделать дырку в чужой голове вместо того, чтобы закрыть свою – наладить нормально функционирующую информационную базу.
Добиваться неотвратимости наказания за счет самих наказуемых смешно и бесперспективно. Вот занести над головой палаш – действенно! Однако даже для уголовных преступлений существует срок давности. Не ограничены таковым только особо тяжкие преступления – против мира и безопасности человечества: развязывание войны или геноцида. Не ровен час, проштрафившихся на дорогах предложат, как еще недавно, расстреливать.
НАЛОГ – В ЦЕНУ БЕНЗИНА
С другим предложением депутатов, скорее всего, не поспоришь. Речь идет об отмене транспортного налога как единовременного ежегодного платежа – его предлагается «растворить» в стоимости купленного на АЗС горючего. Подобная схема принята во многих европейских странах и в США. Резон и в том, что принятый у нас порядок работает неидеально: зачастую квитанции из налоговой либо не приходят владельцу машины вовсе, либо их, наоборот, присылают уже после продажи авто. Если же налог включат в стоимость бензина, сам принцип принуждения к его оплате отпадет. Зато воцарится справедливость: больше выложит тот, кто больше ездит. Розничная цена горючего – да, чуть поднимется (не более чем на 30–50 копеек), однако собственникам машин придется принять неочевидное: вовсе не топливо подорожает, в этих расходах «сидит» транспортный налог. Другое дело, с принятием такого порядка не следует торопиться. Предстоит выработать механизм компенсации тем, кто нынче в виде социальной привилегии освобожден от транспортного налога – например, ветеранам военных действий или инвалидам, столичным многодетным семьям.
ТОЛЬКО ТРЕЗВЕННИКАМ!
Генеральная прокуратура РФ провела масштабную проверку с целью выявить обладателей водительских удостоверений, которые по состоянию здоровья не могут управлять автомобилем. В нескольких регионах сотрудники надзорного ведомства обнаружили буквально сотни водителей, состоящих на учете в наркологических и психиатрических диспансерах!
Кто и как выдал права людям с диагнозом «наркотическая зависимость», придется выяснять. Но понятно, что обозначилась та же проблема – отсутствие полноценного информационного обмена между подразделениями ГИБДД, выдающими водительские удостоверения, и медицинскими учреждениями, такую выдачу санкционирующими. Да и сам процесс выдачи справок автомобильными медкомиссиями вызывает вопросы. До сих пор нет единой базы данных о том, состоит ли кандидат в водители на психо-, алко- или наркоучете. Сейчас справку о допуске к управлению могут выдать практически в любом медучреждении (за плату, естественно, и чем проще ее получить, тем больше клиентуры), а вот единых требований к ним, а также методик проведения обследования не существует.
Президент страны в последнее время фактически возложил на себя патронат над компьютеризацией государственных органов. Водители, огромная часть общества, все острее ощущают, что это сделать нужно, и поскорее. Так ли остро воспринимают такую необходимость в ведомстве, занимающемся обеспечением порядка на дорогах?
Депутаты предлагают отменить срок давности для неплательщиков штрафов за нарушения ПДД, хотя амнистия за истечением давности существует даже в отношении уголовных преступлений.
В полдень поезжай в степь
Правительство РФ приняло важнейшие поправки в ПДД. Что ожидает водителей, когда новации через полгода (в середине ноября) вступят в силу, выяснял Сергей Смирнов.
С ТЕМИ ЖЕ КАВЕРЗАМИ
Вкратце мы уже рассказывали о предложенных ГИБДД изменениях в Правилах (ЗР, 2010, № 6). Теперь, когда они стали строчками постановления, давайте изучим их в деталях.
В разделе 1.1 ПДД даны измененные трактовки некоторых понятий и терминов. Так, термин «обгон» в новой редакции обозначает вот что. Если ранее таковым считалось опережение транспортного средства с выездом из занимаемой полосы, то теперь – опережение с выездом на полосу встречного движения. Таким образом, опережение машины с перестроением на соседнюю полосу попутного направления обгоном больше не является.
Не менее значима формулировка понятия «Ограниченная видимость». Ранее в Правилах его расшифровки вообще не существовало, хотя само понятие фигурировало: пунктом 11.5 запрещалось обгонять «при ограниченной видимости». Этой нестыковкой нередко злоупотребляли инспекторы ДПС, чтобы приписать водителю не совершенное им нарушение. Теперь беспочвенные инсинуации станут невозможными? К сожалению, в новой редакции хрен редьки не слаще. Читаем: «ограниченная видимость» – это «…видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами…». Под такое определение подпадают практически все наши дороги, кроме абсолютно пустой автотрассы в заволжской степи в полдень!
Наконец-то разъяснен таящий козни термин «Препятствие». Сколько шло споров с инспекторами по этому поводу – не сосчитать! Чаще всего возникал вопрос: является ли автобус (троллейбус, маршрутка) препятствием, если на узкой улице он долго стоит на остановке, а объехать его, не выезжая на встречку, никак не получается? Самые нетерпеливые рисковали, и если свидетелем тому был инспектор, то дело оканчивалось лишением прав. Теперь препятствием считается неподвижный объект (поврежденное транспортное средство, какие-либо посторонние предметы или дефекты самой дороги), не позволяющий водителю беспрепятственно продолжить движение по полосе. Отдельно прописано, что не являются препятствием пробка или транспорт, остановившийся на полосе согласно ПДД. То есть мигающий аварийкой грузовик объезжать можно, а вот автобус, который высаживает пассажиров, – ни в коем случае.
ПЕШЕХОД ТОЖЕ ОБЯЗАН
В ГИБДД пришли к понимаю того, что плоть представителей оперативных служб, а также инструкторов, обучающих курсантов вождению, так же уязвима в ДТП, как плоть других водителей. И исключили из Правил положение, согласно которому представители этих категорий водителей во время выполнения профессиональных обязанностей могли не пристегиваться ремнями безопасности. С ноября обязаны пристегиваться все без исключения!
В новой редакции ПДД появились и новые пункты, касающиеся поведения пешеходов. Если «безлошадный» гражданин увидит приближающийся автомобиль с мигалками и сиреной, он обязан повременить с переходом через дорогу и пропустить транспорт спецслужб, а если спецмашины застали его уже на проезжей части, то быстро ретироваться на тротуар! Зато в отношении обычных машин за пешеходами устанавливается безоговорочный приоритет: автомобиль должен затормозить, как только пешеход ступил на зебру.
ПРЕИМУЩЕСТВА КРУГА
Самые же важные изменения связаны с обгоном (раздел 11 ПДД, «Обгон, встречный разъезд»). Если тихоходы (транспортные средства, скорость которых не превышает 30 км/ч) двигаются вне населенных пунктов и создают за собой пробку, им предписано прижаться к обочине и остановиться, чтобы пропустить другие машины. А чтобы всякие там трактористы-ротозеи наконец поняли, что пора уступить полосу, следующим сзади водителям разрешено посигналить или поморгать дальним светом. Больше того, даже в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» будет позволено обгонять тихоходные транспортные средства (с максимальной конструктивной скоростью не более 30 км/ч), гужевые повозки, мопеды и мотоциклы без коляски.
Правила движения по кругу наконец приведены к европейскому стандарту. Водитель, который уже находится на круге, получает преимущество перед въезжающими на него. Положение продублируют знаки «Уступи дорогу».
Последнее существенное изменение касается случаев, когда дорожная разметка противоречит знакам, – все еще встречаются места, где линии на дороге предписывают одно, а знаки – совсем другое. Как поступать в подобных ситуациях? Отредактированные ПДД дают однозначный ответ: следует руководствоваться требованиями дорожных знаков! Не важно, временных или постоянных.
Очередная порция поправок – лишь прелюдия к наведению полного порядка в трактовке Правил. В Госдуме планируют провести парламентские слушания о принятии нового закона – «Правила дорожного движения в Российской Федерации».
В ноябре вступают в силу поправки к ПДД. Самые важные для каждодневной практики изменения коснутся обгона и кругового движения.