Ижица
На каждую Kia Spectra ижевской сборки тратят какое-то немыслимое количество защитной предпродажной пленки. Уж вроде бы всю перед съемкой распаковали, ан нет – вон тот уголок панели и дисплейчик часов тоже оклеены. И вот здесь, посмотрите, тоже. Культура! Есть чему приятно удивиться, ведь первое ощущение от самой Spectra – как от отечественного авто. Этот непередаваемый химический запах в салоне, колокольчик, предупреждающий об открытой дверце, и заунывная песня задней передачи. Ничего не напоминает?
Итак, около 600 машин с моторами Mi-Tech 1.6 (101 л.с.) в сочетании с механическими и автоматическими КП и в разных комплектациях. Это в нынешнем году. В следующем предварительно запланировали около 8 000 штук, в том числе и с моторами 1.8 (114 л.с.). Но при условии благополучного завершения переговоров с корейцами, в которых возникла пауза.
Для знакомства мы намеренно просили наипростейшую, базовую версию, не подозревая, насколько она... проста. Какой-либо российский пакет отсутствует, а из удобств только регулировка рулевой колонки по высоте, часы, иммобилайзер, антибликовое покрытие зеркал и аудиоподготовка с антенной. Все. Ни центрального замка, ни ГУРа, ни кондиционера, ни декоративных колпаков на штампованных 14-дюймовых колесах. ABS – той вообще нет ни в одной из четырех комплектаций. Что же это за Spectra – может быть, она фантастически ездит или расходует всего пол-литра на 100 км? Какими качествами машина со скромным оснащением оправдывает цену от $12 950?
О цене мы еще поговорим, а первым покупателям необходимо учесть следующее: букет положительных эмоций в большей мере получат те, кто приобретет Spectra после отечественного «продукта» или после автошколы. Как-никак это иномарка, да и пленка опять же... Собирают неплохо, а огрехи можно смело адресовать корейцам (к ижевцам приходят почти готовые машины). Внешне – довольный жизнью милый седан, нарисованный без резких и лишних движений, с весьма просторным, особенно в длину, салоном.
На мягком заднем сиденье преспокойно усаживаются двое взрослых пассажиров, трое уже менее спокойно, но терпимо. Средне. Багажник тоже средний, он сужен в области задних арок и кажется менее вместительным, чем на самом деле – 410 литров. Практики могут влегкую опустить спинки задних сидений, и проблем с перевозкой вообще не возникнет. Обивки на внутренней стороне крышки нет, хватились ручек – тоже отсутствуют. Крышка отпирается либо ключом, либо рычажком в салоне. Одним словом, от бампера до спинки передних сидений Spectra совершенно бесхитростна и почти беспроблемна. Донимает лишь процедура отпирания задних дверей: фиксаторы рядом с внутренними ручками, и к ним тянешься, поминая эквилибристов.
Подушку водительского сиденья корейцы набили мягкими перьями, а спинка заметно жестче. Пока Spectra стоит, положение за рулем устраивает, но позже приходится еще раз «переустановить программу». На педалях разное усилие: самая тугая – сцепления, самая легкая – тормоза. Значит, надо придвигаться ближе, чтобы, выжимая левую педаль, плотнее опираться спиной, а не цепляться за руль. Больше никаких премудростей в эргономике нет, обзорность достаточная, поэтому спокойно выезжаем.
Старательный мотор сразу же подает голос и продолжает озвучивать поездку на всем протяжении, призывая наддать. Так он пытается отвлечь нас от не столь внятных «низов», из-за которых первые километры выглядишь полным «чайником». Да тут и к работе механизмов переключений 5-ступенчатой коробки и пресловутого сцепления, и к подбору передаточных чисел удается привыкнуть не сразу. Поначалу Spectra загадывает задачки – вниз или еще нет? Лучше все же переключать, аккуратно работая сцеплением и добавляя газ по всем правилам понижения ступеней, иначе возможны рывки от перебора или «дрожащее карканье» от недобора оборотов. Но когда наконец удается подружиться, седан отплачивает бодрой ездой, хорошими ускорениями и стабильностью темпа.
Едет Spectra хорошо. А вот движется – не очень. Во-первых, ей аккомпанируют шины Kumho. Во-вторых, полностью независимая подвеска зачастую сглаживает несоответствие подходящего мотору темпа и разбитого покрытия, работая на пределе. Но, черт возьми, ей каким-то образом почти всегда удается «отмазать» пассажиров от ям! Каким же? Попробуем резко затормозить. Тормоза срабатывают быстро, но с клевком. Понятно. Коль скоро перед ямами сбрасываем скорость плавно, удается и здесь добиться середины. К «внедорожным» качествам добавим очень даже российский клиренс.
Есть еще «в-третьих»: особенности управляемости. Крепче возьмемся за удобную баранку и повернем ее. Держись, шофер! Сначала Spectra легко изменяет траекторию – кажется, что скорость выбрана верно, вписываемся. Потом руль вдруг резко «стынет» (ГУРа, напомним, нет), машина тут же теряет всякий интерес к повороту и прицеливается на обочину. Руль – круче, и Spectra демонстративно выставляет задок наружу. На сцепные свойства шин, по ощущению, надежда слабая... И к такому повороту событий нужно быть готовым постоянно: вот что значит полностью независимая подвеска, да в придачу мягкая. Ничего не попишешь – цена комфорта. Впрочем, кому что нравится...
Мы доложили обстановку шефу, тот призадумался и велел немедленно пересесть на редакционную «Оку», дабы, так сказать, восстановить объективность. Не потому, что после «Оки» ижевская Spectra покажется премиум-классом, а потому, что каждому свое. Так что весь вопрос в сочетании цены и оснащения. Пришлось озвучить деньги/комплектацию (отчего шеф задумался еще больше) и звонить в Ижевск. Так и выяснили самую важную в нашем рассказе подробность.
Точки-то над «ижицей» еще не расставлены. На заводе тоже думают об ином сочетании цены и базового оборудования. Ее, цену, можно и не сбрасывать так уж сильно, важнее «догрузить» машину до устоявшегося рыночного уровня. А сильнее удешевит машины локализация производства. Пока же Kia Spectra не претендует на хитовые продажи – не те объемы сборки.
Итак, с кондиционером, ГУРом, ц/з и электростеклоподъемниками она стоит $14 450, еще $500 попросят за подогрев передних сидений и салонный фильтр. А панацея от трансмиссионных неурядиц – 4-ступенчатый «автомат» – поднимает цену до $16 250. Но это уже совсем другая Kia Spectra, более понятливая и привлекательная, нежели базовая.
Что до базовой... в конце концов, разве не прикольно узнать на ее примере, как, оказывается, мог бы выглядеть массовый продукт нашего автопрома? Предварительно распаковав Kia Spectra из аккуратной пленки.
Фото автора