Ближний Восток - тест китайских скутеров 50 см³
Сущность скутера проста только на первый взгляд. Вот бродят по салону люди: пенсионеру нужен аппарат, чтобы с дачи ездить в неблизкий магазин, подростку – чтобы катать девчонок и быть первым парнем во дворе, бородатому байкеру – чтобы возить себя и свое пузо до гаража, где стоит Большой Железный Мотоцикл, «профессиональному» скутеристу подавай аппарат с большим запасом для тюнинга и крепкой ходовой. Самое интересное, что все эти персонажи могут в результате выбрать одну и ту же модель. Выходит, простой и даже прозаичный «полтос» в состоянии выполнять абсолютно противоречивые требования? Не каждый мотоцикл способен на столь широкий «спектр услуг». Именно с прицелом на широту запросов потребителя и разнообразие требований к скутерам мы и провели этот тест. Собрали четырех представителей семейства «табуреточных», отряда «полтинниковых», объединенных одним главным признаком – все они родом с Востока. Сознательно не стали включать в список «европейцев» и «японцев» – негоже выпускать на поле мастеров спорта против юниорской сборной.
CPI Аragon GP – «китайцем» является очень условно, ведь остров Тайвань, как известно, имеет независимый от Поднебесной статус, и качество тамошней продукции заметно отличается в лучшую сторону.
Stels Vortex – «обрусевший китаец». Компания «Веломоторс» продает скутеры, изготовленные специально для России, под собственной торговой маркой, так что Stels'ы можно вполне считать отечественными, ассимилировавшимися «китайцами».
Honling Viking 2T – «чистокровный китаец», давно и плотно «живущий» в России. Компания Honling была одной из первых китайских фирм, кто пришел со своей двухколесной продукцией на наш рынок, так что марка эта чуть ли не одна из самых известных, к тому же обладающая вполне позитивной репутацией.
И, наконец, Gryphon Saturn – «один из миллиарда». Дешев, зауряден, такой же, как все. Рожден на одном из тысяч заводиков, штампующих мотоширпотреб. Включен в тест именно по этой причине, ведь имя таким, как он, – легион, и купить подобный аппарат сейчас можно чуть ли не на любой заправке или на развале у дороги, как раз между пирожками и зарядниками для мобильников. Вот они, четверо из ларца, разные с лица. Надо сказать, мы не усмотрели у этих машин японских корней (а ведь весь «китай» родом оттуда). И не потому, что нет в них знакомых черт облицовок или привычных конструктивно-компоновочных решений. Дело в том, что поставь рядом с испытуемой четверкой какую-нибудь Honda Dio или Suzuki Sephia, они покажутся карликами. Наши подопытные раза в полтора больше японских «полтинников», что прямо намекает на европейских родителей или, по крайней мере, на западную ориентированность. Тут и 12-дюймовые колеса, и пассажирские подножки, и двухместные сиденья. Да и с «максималкой» в 60 км/ч тройка двухтактников разделывается, как скутеристы с банкой колы.
Да, к сожалению, тройка. Не будем крутить интриг и сразу заглянем правде в раскосую фару. Gryphon оправдал свою более чем демократичную цену. Классического вида скутер оснащен самым дохлым мотором. Единственный в тесте четырехтактник обладает настолько вялой тягой, что можно, поставив на землю ноги, удержать скутер даже при полностью открытом газе. Со вторым номером Gryphon даже в не очень крутую горку тронуться не сможет. Все же не родился еще ни один четырехтактный полтинник, который ехал хотя бы как полумертвый двухтактник. Как ни старались мы изобразить из себя «аццких спортбайкираф», упираясь подбородком шлема в приборку, за отметку 50 км/ч стрелка спидометра так и не поднялась, а Коле Ермолаеву, нашему самому «весомому» тест-редактору (контрольное взвешивание в экипе показало 102 кг) и этот предел не дался. Сюда бы в качестве допоснастки – педали, чтобы как на «газульке» помогать ногами мотору при старте и на подъемах.
По результатам практически всех остальных замеров «Грифон» держит почетное третье место – все-таки не полный лузер. Хотя качество пластика, сборки и, разумеется, непритязательный дизайн выдают в нем бюджетного «скакуна». Словом, этот аппарат – находка для тех, кому просто лень или в силу разных причин не дано крутить педали велосипеда, а скорость, динамика и внешний вид – совершенно не критичны. Из разряда: купил дед себе «коня» ездить на рыбалку. Кстати, в отличие от более дорогих и «навернутых» Stels и CPI, этот мышонок оборудован сигнализацией с автозапуском (как и Honling) – видимо, это признак «чистокровных китайцев».
За звание первого стиляги, разумеется, бились Stels и CPI. Последний вообще приковывает взгляд сразу. Прекрасно подогнанный пластик, раскрашенный в гоночные цвета команды Rizla-Suzuki, превосходное качество сборки и самая прикольная приборка а-ля «заправский спортбайк» располагают к драйву. Но, надо сказать, и Stels в стан серых мышек не запишешь: контрастная раскраска, линзованные фары, модная матовая виниловая обшивка сиденья, – все нравится! Третье место делят Gryphon и Honling. Не сказать, что их дизайн плох или невыразителен, нет, вполне миловидные машинки. Но до выпендрежного пижонства двух других они явно не дотягивают.
Несмотря на свой «европейский» размер, наши подопытные недружественно относятся к длинноногим водителям. Мало того, что руль почти лежит на коленях, так еще и установленные под рулем поворотники (на всех аппаратах, кроме CPI) при повороте так и норовят заехать по коленке. В номинации ходовых качеств на верх «чарта» поднялся Honling. Плавный, но интенсивный разгон, отсутствие вибраций, лучшая в тесте тяга во всем диапазоне оборотов – идеальное сочетание резвости и удобства пользования. Пусть по максималке и «на верхах» CPI уходит в заметный отрыв, но на режимах средних нагрузок Honling дарит только положительные эмоции – это самый сбалансированный аппарат. Просто едешь и получаешь удовольствие. CPI – самый скоростной из нашей двухтактной «троицы», он превосходит Honling по максималке всего на 5 км/ч, но «живет» лишь на полной ручке и на высоких оборотах, а на полудросселе и на малых заметно пасует.
Ясно, что мотор настраивали именно под «газ до отказа»: даже «задранные» выше обычного холостые не спасают: непрогретый мотор работает нестабильно и порой глохнет, а непродолжительная езда на «половине» ручки приводит к тому, что свеча обрастает нагаром и отказывается работать. Словом, налицо абсолютные молодежно-зажигательные настройки. Или жги, или не заводи мотор вообще.
А вот Stels, несмотря на задиристый дизайн, фаново-драйвовой динамикой не блещет. Да, ему с лихвой хватает потенциала мотора, тормозов и ходовой. Этот аппарат – отличный середнячок, но, чтобы он «поехал» на уровне конкурентов, нужно изрядно поколдовать с настройками вариатора, жиклерами и впуском-выпуском.
Подводя итоги, можно было бы устроить хит-парад с расстановкой аппаратов по ранжиру, подсчетом голосов тест-редакторов и «миллиграммов на миллилитр», но зачем заводить комбайн из-за одного колоска? Скутеры – не тот вид техники, который можно судить методом слепой Фемиды, раскладывая плюсы, минусы, лошадиные силы и литры полезного объема «унитазов» на чаши весов. Ведь вполне вероятно, что меланхоличный Gryphon купит тюнингер, «воткнет» в него поршневую побольше, голову с увеличенным размером клапанов, карбюратор с огромной «дырой» и порвет всех на треке, а дедушка-пенсионер приобретет CPI, опираясь на свой жизненный опыт (добротно собран – долго прослужит). Иными словами, вешать на каждый скутер ярлык (этот – спортивный, тот – утилитарный) будет как минимум – некорректно, как максимум – неумно. Так что оставим это право за теми, кто вправе – за покупателями.
И все же главный вывод из этого теста удивителен, хотя и очевиден: прошло то время, когда весь «китай» представлял из себя низкосортный ширпотреб, достойный лишь свалки металлолома после сезона не очень жесткой эксплуатации. Сейчас все зависит только от толщины кошелька владельца. Дешево и сердито? – Извольте. Но «ехать» не будет, при этом сколько проживет – не известно. Красиво и чтобы «перло»? Будьте добры – по цене двух «одноразовых» из первой категории. В общем, все встает на круги своя и, в конце концов, приходит в подчинение законам Рынка. И вот еще что: если раньше каждый из нас однозначно порекомендовал бы купить «бэушного» «японца», то теперь это далеко не столь очевидно.
ИТОГ. Знакомство с китайскими скутерами вызвало шок. Причем двоякий: если Stels Vortex и Gryphon Saturn откровенно разочаровали, то Honling Viking вызвал чувство глубочайшего уважения. То, что CPI Aragon GP окажется на голову выше соперников и по дизайну, и по качеству исполнения, и по всяким вкусным «примочкам» (типа стрелок приборов, совершающих «альфа-ромевский» облет по циферблату при включении зажигания), – подразумевалось априори. Все же Тайвань – это такой китайский остров Крым с давними традициями качественного производства. А вот то, что Honling стоит в полтора раза дешевле и при этом едет ничуть не хуже CPI (а не на «верхах», а в реальных городских режимах – еще и лучше), сюрприз из приятных. Однозначно первое место по соотношению цена–качество. Stels и Gryphon откровенно сливают Honling’у, хотя разница в цене – не принципиальна. Причем, по ощущениям, главная беда – в несогласованности характеристик моторов и трансмиссий. Четырехтактник Saturn’a давно уже раскрутился до предельных оборотов – а вариатор еще целую минуту думает, двигать ли ему шкивами или водитель сбросит газ? На Vortex’e замедляешься почти до полной остановки, потом открываешь газ – а сцепление говорит «не-а» и заставляет балансировать пару секунд. Неприятно. Зато могу отметить несомненный плюс: тормоза у всех скутеров нормальные. Что в городе ничуть не менее важно, чем двигатель и трансмиссия.
Модель | Переднее колесо | Заднее колесо | Масса |
CPI Aragon GP | 36.9 | 55.9 | 92.8 |
Stels Vortex 50 | 39.4 | 56.6 | 93 |
Honling Viking 2Т | 36.5 | 52.6 | 89.1 |
Gryphon Saturn 50 | 35.9 | 53.5 | 89.4 |
Модель | Количество Мячей | Интеграловместимость |
CPI Aragon GP | 59 | Нет |
Stels Vortex 50 | 57 | Нет |
Honling Viking 2Т | 50 | Нет |
Gryphon Saturn 50 | 54 | Нет |
Модель | Диаметр разворота, м. |
CPI Aragon GP | 3,75 |
Stels Vortex 50 | 3,2 |
Honling Viking 2Т | 2,9 |
Gryphon Saturn 50 | 3,0 |
Модель | Км/ч |
CPI Aragon GP | 79,5 |
Stels Vortex 50 | 63,5 |
Honling Viking 2Т | 74,5 |
Gryphon Saturn 50 | 48 |
Благодарим компанию «Веломоторс» за предоставленные для теста скутеры Stels и Gryphon, мотосалон «Скутермир» за скутеры CPI и Honling, а также мотосалон «Евроспортмоторс» за экипировку Dainese.