Ближний Восток - тест китайских скутеров 50 см³

Весна для мотожурналиста – хуже, чем для мартовского кота, которому вроде и на крышу пора кошек строить, да за зиму заплыл жирком и обленился. Вот и мы, вспоминая подрастерянные за зиму навыки и вдыхая весенний воздух, открываем сезон 2010 разминкой – тестом скутеров.

Сущность скутера проста только на первый взгляд. Вот бродят по салону люди: пенсионеру нужен аппарат, чтобы с дачи ездить в неблизкий магазин, подростку – чтобы катать девчонок и быть первым парнем во дворе, бородатому байкеру – чтобы возить себя и свое пузо до гаража, где стоит Большой Железный Мотоцикл, «профессиональному» скутеристу подавай аппарат с большим запасом для тюнинга и крепкой ходовой. Самое интересное, что все эти персонажи могут в результате выбрать одну и ту же модель. Выходит, простой и даже прозаичный «полтос» в состоянии выполнять абсолютно противоречивые требования? Не каждый мотоцикл способен на столь широкий «спектр услуг». Именно с прицелом на широту запросов потребителя и разнообразие требований к скутерам мы и провели этот тест. Собрали четырех представителей семейства «табуреточных», отряда «полтинниковых», объединенных одним главным признаком – все они родом с Востока. Сознательно не стали включать в список «европейцев» и «японцев» – негоже выпускать на поле мастеров спорта против юниорской сборной.

CPI Aragon GP: двигатель одноцилиндровый, 2-тактный, воздушного охлаждения; год выпуска 2010; сухая масса 80 кг; колесная база 1270 мм; высота по седлу 810 мм; объем бензобака 5,2 л; 62400 руб.

CPI Аragon GP – «китайцем» является очень условно, ведь остров Тайвань, как известно, имеет независимый от Поднебесной статус, и качество тамошней продукции заметно отличается в лучшую сторону.

Stels Vortex 50: двигатель одноцилиндровый, 2-тактный, воздушного охлаждения; год выпуска 2010; сухая масса 81 кг; колесная база 1270 мм; высота по седлу 805 мм; объем бензобака 4,8 л; 38700 руб.

Stels Vortex – «обрусевший китаец». Компания «Веломоторс» продает скутеры, изготовленные специально для России, под собственной торговой маркой, так что Stels'ы можно вполне считать отечественными, ассимилировавшимися «китайцами».

Honling Viking 2Т: двигатель одноцилиндровый, 2-тактный, воздушного охлаждения; год выпуска 2010; сухая масса 100 кг; колесная база 1270 мм; высота по седлу 740 мм; объем бензобака 4,5 л; 42000 руб.

Honling Viking 2T – «чистокровный китаец», давно и плотно «живущий» в России. Компания Honling была одной из первых китайских фирм, кто пришел со своей двухколесной продукцией на наш рынок, так что марка эта чуть ли не одна из самых известных, к тому же обладающая вполне позитивной репутацией.

Gryphon Saturn 50: двигатель одноцилиндровый, 4-тактный, воздушного охлаждения; год выпуска 2010; сухая масса 86 кг; колесная база 1380 мм; высота по седлу 800 мм; объем бензобака 5,0 л; 32 300 руб.

И, наконец, Gryphon Saturn – «один из миллиарда». Дешев, зауряден, такой же, как все. Рожден на одном из тысяч заводиков, штампующих мотоширпотреб. Включен в тест именно по этой причине, ведь имя таким, как он, – легион, и купить подобный аппарат сейчас можно чуть ли не на любой заправке или на развале у дороги, как раз между пирожками и зарядниками для мобильников. Вот они, четверо из ларца, разные с лица. Надо сказать, мы не усмотрели у этих машин японских корней (а ведь весь «китай» родом оттуда). И не потому, что нет в них знакомых черт облицовок или привычных конструктивно-компоновочных решений. Дело в том, что поставь рядом с испытуемой четверкой какую-нибудь Honda Dio или Suzuki Sephia, они покажутся карликами. Наши подопытные раза в полтора больше японских «полтинников», что прямо намекает на европейских родителей или, по крайней мере, на западную ориентированность. Тут и 12-дюймовые колеса, и пассажирские подножки, и двухместные сиденья. Да и с «максималкой» в 60 км/ч тройка двухтактников разделывается, как скутеристы с банкой колы.

Скутер – машинка хоть и маленькая, но в карман ее не положишь, а перемещаться самоходом между точками съемки, ездовых испытаний и редакцией на небыстрых машинках – непозволительная трата времени. Наш «мотопоезд», состоящий из фургончика и спецприцепа фирмы «Трейлер», запросто вместил в себя всю пятидесятикубовую ораву.
Здесь же – необходимый инструмент, запас топлива и измерительная аппаратура.
Лев Гаряев, тест-редактор. Рост 185 см, вес 70 кг, стаж 10 лет, мотоцикл: Honda GL1800.
Николай Ермолаев, тест-редактор. Рост 184 см, вес 95 кг, стаж 10 лет, мотоцикл: Hyosung GT650.
Андрей Кочетов, тест-редактор. Рост 182 см, вес 80 кг, стаж 23 года, мотоцикл: Honda GL1200.
Павел Курлапов, тест-редактор. Рост 188 см, вес 85 кг, стаж 12 лет, мотоцикл: Yamaha XTZ750 Super Tenere.

Да, к сожалению, тройка. Не будем крутить интриг и сразу заглянем правде в раскосую фару. Gryphon оправдал свою более чем демократичную цену. Классического вида скутер оснащен самым дохлым мотором. Единственный в тесте четырехтактник обладает настолько вялой тягой, что можно, поставив на землю ноги, удержать скутер даже при полностью открытом газе. Со вторым номером Gryphon даже в не очень крутую горку тронуться не сможет. Все же не родился еще ни один четырехтактный полтинник, который ехал хотя бы как полумертвый двухтактник. Как ни старались мы изобразить из себя «аццких спортбайкираф», упираясь подбородком шлема в приборку, за отметку 50 км/ч стрелка спидометра так и не поднялась, а Коле Ермолаеву, нашему самому «весомому» тест-редактору (контрольное взвешивание в экипе показало 102 кг) и этот предел не дался. Сюда бы в качестве допоснастки – педали, чтобы как на «газульке» помогать ногами мотору при старте и на подъемах.

Наборы инструментов наших испытуемых – «из одной коробки». Содержимое практически не отличается. Свечник, пара ключей и отвертка. Правда, к Gryphon полагается еще ключ аж «на 36» для гайки рулевой колонки, а Honling укомплектован стояночным чехлом.

По результатам практически всех остальных замеров «Грифон» держит почетное третье место – все-таки не полный лузер. Хотя качество пластика, сборки и, разумеется, непритязательный дизайн выдают в нем бюджетного «скакуна». Словом, этот аппарат – находка для тех, кому просто лень или в силу разных причин не дано крутить педали велосипеда, а скорость, динамика и внешний вид – совершенно не критичны. Из разряда: купил дед себе «коня» ездить на рыбалку. Кстати, в отличие от более дорогих и «навернутых» Stels и CPI, этот мышонок оборудован сигнализацией с автозапуском (как и Honling) – видимо, это признак «чистокровных китайцев».

Тривиальная заправка скутера на деле оказалась серьезной задачкой на сообразительность. У Honling отверстие в горловине уже, чем нос заправочного пистолета.
Крышка бака CPI настолько туго сидит в горловине, что не каждый откроет.

За звание первого стиляги, разумеется, бились Stels и CPI. Последний вообще приковывает взгляд сразу. Прекрасно подогнанный пластик, раскрашенный в гоночные цвета команды Rizla-Suzuki, превосходное качество сборки и самая прикольная приборка а-ля «заправский спортбайк» располагают к драйву. Но, надо сказать, и Stels в стан серых мышек не запишешь: контрастная раскраска, линзованные фары, модная матовая виниловая обшивка сиденья, – все нравится! Третье место делят Gryphon и Honling. Не сказать, что их дизайн плох или невыразителен, нет, вполне миловидные машинки. Но до выпендрежного пижонства двух других они явно не дотягивают.

Подножки легко сточить на всех скутерах, да и не жалко, деталь копеечная. А вот чиркануть слайдером по асфальту не удалось вовсе. Похвастаться перед девчонками не выйдет.

Несмотря на свой «европейский» размер, наши подопытные недружественно относятся к длинноногим водителям. Мало того, что руль почти лежит на коленях, так еще и установленные под рулем поворотники (на всех аппаратах, кроме CPI) при повороте так и норовят заехать по коленке. В номинации ходовых качеств на верх «чарта» поднялся Honling. Плавный, но интенсивный разгон, отсутствие вибраций, лучшая в тесте тяга во всем диапазоне оборотов – идеальное сочетание резвости и удобства пользования. Пусть по максималке и «на верхах» CPI уходит в заметный отрыв, но на режимах средних нагрузок Honling дарит только положительные эмоции – это самый сбалансированный аппарат. Просто едешь и получаешь удовольствие. CPI – самый скоростной из нашей двухтактной «троицы», он превосходит Honling по максималке всего на 5 км/ч, но «живет» лишь на полной ручке и на высоких оборотах, а на полудросселе и на малых заметно пасует.

«Тайванец» CPI мгновенно показал свой спортивно-строптивый характер. После первых метров «пристрелочной» поездки в спокойном режиме напрочь отказался заводиться – «закидало» свечу.

Ясно, что мотор настраивали именно под «газ до отказа»: даже «задранные» выше обычного холостые не спасают: непрогретый мотор работает нестабильно и порой глохнет, а непродолжительная езда на «половине» ручки приводит к тому, что свеча обрастает нагаром и отказывается работать. Словом, налицо абсолютные молодежно-зажигательные настройки. Или жги, или не заводи мотор вообще.

Чистка помогла, мотор ожил, но даже непродолжительная езда на «полгаза» приводила к перебоям в работе мотора.

А вот Stels, несмотря на задиристый дизайн, фаново-драйвовой динамикой не блещет. Да, ему с лихвой хватает потенциала мотора, тормозов и ходовой. Этот аппарат – отличный середнячок, но, чтобы он «поехал» на уровне конкурентов, нужно изрядно поколдовать с настройками вариатора, жиклерами и впуском-выпуском.

Тормозные системы всех испытуемых показали себя неплохо.
Даже учитывая то, что на Gryphon установлен двухпоршневой суппорт, по эффективности он почти не отличается от конкурентов.
Работа перепускного клапана «псевдо-ABS» на Honling выдает себя только увеличенным тормозным путем.
Смысл самого существования системы остался для нас загадкой, так как ни на одном аппарате пустить в юз переднее колесо, равно как и выполнить стоппи, нам не удалось.

Подводя итоги, можно было бы устроить хит-парад с расстановкой аппаратов по ранжиру, подсчетом голосов тест-редакторов и «миллиграммов на миллилитр», но зачем заводить комбайн из-за одного колоска? Скутеры – не тот вид техники, который можно судить методом слепой Фемиды, раскладывая плюсы, минусы, лошадиные силы и литры полезного объема «унитазов» на чаши весов. Ведь вполне вероятно, что меланхоличный Gryphon купит тюнингер, «воткнет» в него поршневую побольше, голову с увеличенным размером клапанов, карбюратор с огромной «дырой» и порвет всех на треке, а дедушка-пенсионер приобретет CPI, опираясь на свой жизненный опыт (добротно собран – долго прослужит). Иными словами, вешать на каждый скутер ярлык (этот – спортивный, тот – утилитарный) будет как минимум – некорректно, как максимум – неумно. Так что оставим это право за теми, кто вправе – за покупателями.

Загнутый ниппель – маленькая, но очень полезная «фенечка».
Теннисные мячики в «унитазе» – не сюрреалистические эксперименты нашего фотографа, а точный измерительный инструмент. Так мы выясняли, у кого больше полезный объем багажной емкости. Хоть объемы оказались разными, резюме одинаково для всех аппаратов: интеграл не влезает.

И все же главный вывод из этого теста удивителен, хотя и очевиден: прошло то время, когда весь «китай» представлял из себя низкосортный ширпотреб, достойный лишь свалки металлолома после сезона не очень жесткой эксплуатации. Сейчас все зависит только от толщины кошелька владельца. Дешево и сердито? – Извольте. Но «ехать» не будет, при этом сколько проживет – не известно. Красиво и чтобы «перло»? Будьте добры – по цене двух «одноразовых» из первой категории. В общем, все встает на круги своя и, в конце концов, приходит в подчинение законам Рынка. И вот еще что: если раньше каждый из нас однозначно порекомендовал бы купить «бэушного» «японца», то теперь это далеко не столь очевидно.

Ночевать – на улице? Внос «тела» в лифт – актуальное испытание для «полтинника», ведь многие хранят их на лестничных клетках и даже дома. Эксперимент не удался. Ни один из испытуемых в стандартный пассажирский лифт не поместился. Это вам не Honda Dio!
Да и сама процедура транспортировки скутера до лифта оказалась не из легких, втащить в подъезд почти 100 кг живого веса, пусть и оборудованного колесами, будет под силу далеко не каждому взрослому, чего уж говорить о подростках.
Кроме того, из поднятого «на козла» скутера обильно вытекает бензин.

Лев Гаряев (Gryphon Saturn 50): Нет, конечно, несмотря на всё моё недовольство, Gryphon имеет право на жизнь. Точнее, не на жизнь, а на существование. Скучная и безрадостная эксплуатация, постоянная нехватка тяги и динамики. Вообще, мне непонятна сама идея создания четырехтактного полтинника – детище обречено быть мертворожденным. Таким моторам прямая дорога в садовый инструмент: косить траву, качать воду и так далее – дохловаты они, чтобы людей возить.
Николай Ермолаев (CPI Aragon GP): Скутер с явно выраженной спортивной составляющей. Спортивный облик и двигатель, любящий высокие обороты - явные тому подтверждения. Среди сравниваемых аппаратов выделяется богатым техническим оснащением: диодных поворотников, встроенных в облицовки и цифровой приборки нет ни у кого. Выигрывает он и по такому показателю, как обзор в зеркалах заднего вида. Ну а по дизайну и расцветке ему вообще мало равных.
Андрей Кочетов (Stels Vortex 50): Несмотря на звучное имя "Стелс", скутер мало чем напоминает своего крылатого тезку. Разве что ломаными линиями корпуса. По ходовым качествам он скорее похож на биплан времен Первой мировой. Жужжания много, а толку мало. Хотя он и разгоняется до вполне приличной для "полтинника" скорости 75 км/час, но как же невыносимо меееедленно он это делает! А так - вполне приличная машинка для городского трафика. Вот только руль при поворотах упирается в коленки. И вообще, по моему мнению, человек с моим ростом выглядит на нем несколько глупо...
Павел Курлапов (Honling Viking 2Т): Если долго мучиться, что-нибудь получится! Или, выражаясь более литературно — количество рано или поздно переходит в качество. И уровень изготовления пластика, и сборки всего аппарата на крепкую четверку, а настройка мотора и вовсе на отлично. Пусть не ракета, зато пользоваться «арсеналом» мощности удобно и очень приятно. А неброский дизайн — повод меньше беспокоиться о сохранности. В общем, аплодисменты.

ИТОГ. Знакомство с китайскими скутерами вызвало шок. Причем двоякий: если Stels Vortex и Gryphon Saturn откровенно разочаровали, то Honling Viking вызвал чувство глубочайшего уважения. То, что CPI Aragon GP окажется на голову выше соперников и по дизайну, и по качеству исполнения, и по всяким вкусным «примочкам» (типа стрелок приборов, совершающих «альфа-ромевский» облет по циферблату при включении зажигания), – подразумевалось априори. Все же Тайвань – это такой китайский остров Крым с давними традициями качественного производства. А вот то, что Honling стоит в полтора раза дешевле и при этом едет ничуть не хуже CPI (а не на «верхах», а в реальных городских режимах – еще и лучше), сюрприз из приятных. Однозначно первое место по соотношению цена–качество. Stels и Gryphon откровенно сливают Honling’у, хотя разница в цене – не принципиальна. Причем, по ощущениям, главная беда – в несогласованности характеристик моторов и трансмиссий. Четырехтактник Saturn’a давно уже раскрутился до предельных оборотов – а вариатор еще целую минуту думает, двигать ли ему шкивами или водитель сбросит газ? На Vortex’e замедляешься почти до полной остановки, потом открываешь газ – а сцепление говорит «не-а» и заставляет балансировать пару секунд. Неприятно. Зато могу отметить несомненный плюс: тормоза у всех скутеров нормальные. Что в городе ничуть не менее важно, чем двигатель и трансмиссия.

МодельПереднее колесоЗаднее колесоМасса

CPI Aragon GP

36.9

55.9

92.8

Stels Vortex 50

39.4

56.6

93

Honling Viking 2Т

36.5

52.6

89.1

Gryphon Saturn 50

35.9

53.5

89.4

МодельКоличество МячейИнтеграловместимость

CPI Aragon GP

59Нет

Stels Vortex 50

57Нет
Honling Viking 2Т50Нет
Gryphon Saturn 5054Нет
МодельДиаметр разворота, м.

CPI Aragon GP

3,75

Stels Vortex 50

3,2
Honling Viking 2Т2,9

Gryphon Saturn 50

3,0
МодельКм/ч

CPI Aragon GP

79,5

Stels Vortex 50

63,5
Honling Viking 2Т74,5

Gryphon Saturn 50

48
Stels оборудован классической «китайской» приборкой, какие можно встретить у десятков разных производителей, правда, отделка под карбон, встроенные часы и фирменный шильдик добавляют ей оригинальности. Кстати, на Honling установлена точно такая же приборка, правда, без всех описанных изысков.
Приборы CPI – его гордость и главное украшение! Такой блок не грех установить и на литровый «спорт»! Цифровой спидометр, два счетчика суточного пробега, одометр, часы, аналоговый тахометр и даже блинкер! Правда, последний приспособлен под лампу уровня масла. Кстати, точно такую панель можно заказать по одному из европейских мотокаталогов, причем за солидные деньги!
Приборная панель Gryphon – минимализм до крайности.
Дуракаваляние на скутере – одна из неотъемлемых частей его характера. Именно эти шалости позволяют научиться чувствовать машину, находить пределы ее возможностей и даже воспроизводить азы стантрайдерских упражнений. Иными словами, это отличная школа, которая в будущем позволит сегодняшнему скутеристу легче освоиться с более серьезными представителями двухколесных – мотоциклами.
Главное – помнить, что даже «полтинник» – это не игрушка, и выбирать для экспериментов места подальше от пешеходов и машин.

Благодарим компанию «Веломоторс» за предоставленные для теста скутеры Stels и Gryphon, мотосалон «Скутермир» за скутеры CPI и Honling, а также мотосалон «Евроспортмоторс» за экипировку Dainese.

Подпишитесь на «За рулем» в