Volvo S60: С жаждой скорости
Минуло десять лет, как по дорогам покатило первое поколение S60. Уже тогда серия 60 претендовала на спортивность в характере. Модель оправдала представления маркетологов о спросе в Штатах, и S60 свой кусок рынка накрыл, причем не только за океаном, но и в Европе. Пришла пора заменить старичка: и прыть не та, и народ на него уже не засматривается. К тому же в премиум-классе на этой палубе уже разгуливают франты – такие как «Ауди-А4» и «Мерседес» С-класса.
S60 явился звонко. В конце прошлого года по фотоагентствам разлетелись впечатляющие снимки, тут же заполонившие информационные порталы. Заметная новость, обсуждаемая! А в марте в Женеве на автосалоне засверкал готовый к производству образец. Броский автомобиль, ничего не скажешь! Но тогда знакомство было шапочным. Покрутил руль, поерзал на сиденье, ну, поцокал языком, вчитываясь в обещанные характеристики... Каких только новинок в конструкции нам не наобещали! Все ли сработают? На тесте проверим.
НА СТОЯНКУ У ГОЛЬФ-КЛУБА
Сажусь в самый мощный из «Вольво-S60» – с 3-литровым 300-сильным бензиновым мотором и автоматической трансмиссией. Настраиваю сиденье, чтобы было удобно при быстрой езде: чуть пониже и поближе к рулю. У меня все на электричестве, а вот у штурмана, оператора телеканала «Авто+», регулировки, к удивлению, только механические. Впрочем, кроме ручных настроек пассажирского сиденья, спортивной аскетичности в S60 не отметил. Напротив, все роскошно: кожаные мягкие кресла без глубоких боковых упоров, руль с массой переключателей сервисных функций, на уровне щитка приборов – большой экран бортового компьютера с навигатором (разобраться с ним за время теста с наскока так и не удалось – понадобится инструкция). Где ж тут сыскаться спортивному «хард кору»? Разве в изгибах приборного щитка, которые должны, уверяют дизайнеры, напоминать мне повороты кольцевой трассы? Помилуйте! Здесь пахнет изяществом и дорогим парфюмом, а вовсе не смачным бензиновым зарядом трековой машины. Вроде так и должно быть, раз «Вольво» подался в люкс-класс. Но возникает досада: ожидал встретить поджарого самца, а увидел силуэт с продолговатой линией крыши, сходящей почти к оконечности заднего крыла, да широкий, условно спортивный воздухозаборник. Нет, на таком на кольцо не заявишься – максимум на стоянку у гольф-клуба.
И КРЕН БЫЛ С НИМ
«Спустишься вниз от отеля примерно на пять кэмэ – там отличная связка S-образных поворотов, просматривается больше чем на километр. Выбери момент, нажми – и не бойся: сам удивишься, как машина будет вкручиваться в виражи и на какой скорости», – напутствовал меня руководитель настройки шасси «Вольво» Стефан Селквист.
Первый же спидбрейкер легонько подбросил машину, и я приободрился. Надо же, аппарат-то не американская размазня, а довольно плотный и жесткий. Прибавил газу. Попал на небольшой серпантин. Руль острый – отлично! Хотя для неподготовленного водителя даже чересчур. Чуть двинул руль в сторону, и машина отправилась за ним без секундной задержки. Можно через меню настроек загрубить усилитель руля, но мне и так нравится. Плавно пишу повороты, газ не топчу – не до него: привыкаю к норовистой подвеске и рулю. Какие они, оказывается, строгие, как точно и согласованно реагируют на команды водителя! Пока присматривался, чуть не пропустил участок «имени Селквиста». Дроссель не терпелось открыть сразу же, однако торопиться не стал. В «Вольво-S60» заложили многое, и, если рвануть без подготовки, можно переборщить.
Посчитал повороты: пять правых, четыре левых, один, в середине отрезка, почти 180º. Дорога на подъем. Все понятно... «Открываюсь» – и 300 неподдельных сил вгоняют в первый правый. Вот это ускорение! Перекладываю руль влево без перехвата (от крайнего левого до крайнего правого положения два с половиной оборота) – и снова направо. Вот где нужен острый, чувствительный руль! Машина кренится, но совсем чуть-чуть и в апексе точно едет по краю полотна. С такой настройкой попасть в траекторию можно очень быстро, уже с двух-трех попыток. Еще вираж – тормоз, захожу в 180-градусный поворот. Чувствую, опоздал – вот-вот машина заскользит передком наружу. Но «Вольво» сам осаживает мотор и, похоже, самостоятельно подтормаживает. Спасибо, ошибка устранена, я вновь на траектории. В следующую связку вхожу без опаски, хотя и на грани срыва покрышек. Однако машина цепко держится за асфальт и даже, как мне показалось, проявляет избыточную поворачиваемость. То, что надо в темпераментной езде!
Мой штурман из оцепенения вышел лишь на финише: «Лучше один раз снять, чем сто раз прокатиться с тобой», – и полез на точку настраивать камеру. Началась журналистская работа.
СЕКРЕТ ЕГО УСПЕХА
Вроде бы все в нем (прежде всего платформа) от «Форда» – подвески, трансмиссии, моторы. Но нюансы придали «Вольво-S60» особый характер.
В ходовой части изменений – на целый том. Спортивность, точность в управлении, удачные настройки достигнуты за счет более жестких, измененных по форме и структуре сайлент-блоков рычагов подвесок и подрамников в целом. Тому же служит возросшая жесткость на кручение рулевого вала (трубы) – за счет большего диаметра. Штоки передних стоек «Мак-Ферсона» теперь тоже стали толще: такие несут бóльшую нагрузку, меньше гнутся, а машина четче пишет траекторию. Амортизаторы соответственно стали более энергоемкими. Укороченные, более жесткие пружины, и те добавили свои «пять копеек» в устойчивость аппарата.
Система стабилизации теперь срабатывает и от крена в поворотах – так точнее, а потому безопаснее. Вдобавок в ней выделили и настроили еще одну функцию – контроль тяги в повороте. В активных поворотах она подтормаживает внутреннее ведущее колесо, а внешнее продолжает тянуть с тем же моментом и тем самым обеспечивает превосходную поворачиваемость. Вот это свойство я по достоинству оценил на извилистой дороге.
МОТОРНЫЙ МЕТОД
В двигателях тоже полно фишек. В 3-литровом, самом мощном, удалось снизить потери на трение на 10%. Коленчатый вал крутится теперь бодрее, и, понятно, двигатель экономит топливо. Хотя при максималке в 250 км/ч и 6,5 с до сотни о рачительном расходе можно забыть. Но если не срываться с каждого перекрестка, а двигаться степенно, в городе уложишься и в 10 л/100 км.
Двухлитровая «четверка» мне понравилась не меньше. Сегодня у «Вольво» это самый передовой двигатель: компактный, легкий (даже турбокомпрессор закрепили не на литом тяжелом коллекторе, а на штампованном сварном), с непосредственным впрыском топлива. Разгоняет аппарат до сотни лишь на секунду медленнее 3-литрового – за 7,7 с. Максималка – 230 км/ч, этого более чем достаточно. А расход – 8 л. Но больше всего впечатлила эластичность двигателя 2,0 GTDi. Вывезет спокойно и на четвертой передаче даже с полутора тысяч, не провалится и на 6000 об/мин.
Само собой, в моторной линейке и дизели: 2,4-литровый 205-сильный D5 и D3 – 2-литровый в 160 «лошадей», оба очень экономичные: 5,9 и 5,2 л солярки на сотню соответственно – отменный расход. При этом динамические качества S60 останутся вполне приличными. С D5 «Вольво» разгонится до сотни за 7,8 с и далее без остановок до 235 км/ч, а с D3 – за 9,2 с и 215 км/ч. Достаточно, чтобы удовлетворить не самые высокие спортивные амбиции. Я бы предпочел S60 с дизелем D3, но, увы, с ним машины в Россию пока поставлять не собираются. Первое время у дилеров будут S60 с 2- или 3-литровым бензиновым мотором или же с 2,4-литровым дизелем.
ЗОНА БЕЗОПАСНОСТИ
Раз уж «Вольво» примеряет на себя майку лидера по этой части, изволь в каждой модели приготовить нечто впечатляющее. В S60 это новая система обнаружения пешеходов и самостоятельное, то есть без участия водителя, экстренное торможение. Помимо защиты пешеходов, в штатном варианте смонтирована система «городской безопасности» (City Safety): она не даст «въехать» на малой скорости в корму находящейся впереди машины. Преднатяжители ремней безопасности, всевозможные подушки и шторки, новая защита от боковых ударов уже «зашиты» в базовую комплектацию. В 2020 году вовсе обещают систему, которая предотвратит смертельный исход в любой ситуации. Однако не стоит забывать: комплексы безопасности призваны лишь помочь уцелеть в аварии. Не допустить ее – ответственность водителей. Думаю, так будет и после 2020-го.
В планах «Вольво» – выпускать 90 тысяч S60 в год. Треть достанется, как и раньше, США и Канаде. Еще треть – Европе и России. Остальные должны разойтись по остальному миру. Россиянам машину впервые покажут на Московском автосалоне в конце августа, там же объявят цену и сразу начнут продавать. В программу утилизации она, понятно, не включена, но очередь выстроиться может. Ведь ее конкуренты, «Ауди-А4» или «Мерседес» С-класса, обновлялись почти три года назад. Марка «Вольво» способна изумить своих поклонников не только стремительностью нового S60, но и привлекательной на фоне одноклассников ценой.
НЕ ТРОНЬ ПЕШЕХОДА!
В Европе 16% смертельных случаев при ДТП – результат наездов на пешеходов. В России еще больше – 25%. Компания «Вольво» более пяти лет работала над проектом «Защита пешеходов от наезда автомобилей». На S60 эта система дебютирует. Камера и радар автомобиля постоянно посылают сигналы, компьютер обрабатывает их и распознает препятствие. В его памяти более 10 тысяч ситуаций, связанных с наездами на пешеходов. Если водитель не реагирует на человека перед капотом, система включает звуковой сигнал, загораются яркие сполохи на ветровом стекле. Когда же он игнорирует и эти предупреждения, машина сама экстренно тормозит и со скорости до 35 км/ч остановится в полуметре от пешехода. Скорость выше – наезда не избежать, но тяжесть последствий минимизирована.