Кастом-шоу в Майнце и Москве
Правда, будучи человеком до неприличия скромным, он старается этот факт особо не афишировать, и лишь истошные выкрики «Я теперь необычайно крут!», «Отныне – только бизнес-класс!» и «Требую талоны на усиленное питание!» напоминают окружающим о его звездном статусе. Дадим же, наконец, слово самому VIP-кастом-критику.
ПОНАЕХАЛО!
Стоп, ребята, вы куда все ломанулись? Майнц не резиновый! Шутка ли – для участия в нынешнем первенстве Европы по кастомайзингу предварительно заявлено 153 мотоцикла! И даже несмотря на то, что многие из заявителей до выставочного зала Phonix-Halle по разным причинам так и не добрались (я лично с интересом ждал приезда двух подтвердивших участие индийских (!) мастерских – и, к сожалению, не дождался), чемпионат Европы собрал в этом году рекордное число участников. На конкурсной площадке стояли бок о бок 119 мотоциклов из двадцати стран, причем не обязательно европейских (но об этом позже). Понаехало, понимаешь… Ну да ладно – не мне их кормить. А я лучше напомню-ка вам о правилах европейского чемпионата.
Классов в нем традиционно три: Freestyle, Modified Harley-Davidson и Custom Chrome Motorcycles. «Фристайл» он и есть фристайл – твори что хочешь, лишь бы это можно было назвать мотоциклом (причем складывается впечатление, что некоторые умышленно стремятся к тому, чтобы их творение на мотоцикл походило как можно меньше). Из аппаратов, заявленных в этом классе, и выбирается «Топ-10» чемпионата, а тот, кто возглавляет «горячую десятку», торжественно провозглашается чемпионом Европы. В категории модифицированных «Харлеев» меряются силами мотоциклы с рамами и моторами HarleyDavidson. Допускается внесение изменений в конструкцию рамы и частичная модификация мотора (при обязательном условии: картер должен быть «родной»). Мотоциклы, построенные на базе кит-байков компании Custom Chrome, – традиционная для Майнца категория. Причина наличия такого специфического класса тоже легко объяснима: главным спонсором европейского чемпионата неизменно является Custom Chrome Europe, а сам чемпионат проводится во время ежегодного «съезда» европейских дилеров этого афтермаркетового гиганта.
При подведении итогов в этих трех классах учитываются баллы, выставленные самими кастомайзерами (за свой аппарат, разумеется, голосовать нельзя), и мнение так называемого VIP-жюри, в состав которого входят представители кастом-индустрии и авторитетные журналисты, специализирующиеся на кастомайзинге (пишу эти строки и, скромно потупив взор, заливаюсь румянцем). Дополнительно компания Custom Chrome в этом году спонсировала еще два комплекта наград от брендов, продукцией которых она торгует через свой каталог: Jammer Old School Award и RevTech Award. Также «кастом-хромовцам» пришлось разориться и на традиционный «приз зрительских симпатий» – Public Choice (во второй день чемпионата доступ к «телам» открыт для простых смертных). Да и вообще – если и раньше в Майнце вовсю хозяйничал Custom Chrome, то на этот раз его просто, пардон, перло. И причина, надо сказать, уважительная: в этом году Custom Chrome с размахом празднует свое 40-летие. Вечно сияющий президент компании Хольгер Мор (кстати, до того, как его «перевели с повышением» в Америку, этот немец возглавлял Custom Chrome Europe) сиял в эти дни с удвоенной силой – больно было на него смотреть (глазам, в смысле, больно).
Теперь о том, из-за чего, собственно, весь сыр-бор, – о результатах. В отличие от прошлого года, когда до последнего момента мало кто догадывался о том, кто же станет чемпионом Европы, на этот раз все было предельно ясно с той самой минуты, когда итальянцы Garage65 выгрузили из фургона свой Kcosmodrive. В принципе, в Майнц они могли его и вовсе не везти – путевка в Стерджис на чемпионат мира и так была у них в кармане после победы в Вероне («Мото», №5-2010). Но кто ж откажется еще и от титула европейского чемпиона? А надеяться на него с таким-то мотоциклом Марко Чинквини имел полное право. В итоге надежды оправдались (сравните сухие цифры – 637 судейских баллов у «Космодрайва» против 477 у мотоцикла, занявшего второе место), и команда в неизменных клетчатых рубахах снова принимала поздравления. Как и год назад, чемпионский кубок отправился в Италию. Что характерно, «серебро» также досталось мотоциклу из Италии. Причем и он известен читателям по Вероне – это Morning Sunrise от Лучано Андреоли, который теперь представляет не компанию своего имени (Andreoli Motorcycles), а новоиспеченного мелкосерийного производителя Headbanger Motorcycles. Почетное третье место было присуждено, не без скрежета зубовного, «Одноглазому королю» (One Eyed King) японца (или уже американца?) Кендзи Нагаи из Ken's Factory. Если честно, многих участников буквально перекосило, когда они увидели в Майнце этот мотоцикл. Нет, аппарат сильный, спору нет (хотя, на мой взгляд, представители японской школы способны и на куда более яркие работы), тут история другая. Свою первую громкую победу One Eyed King одержал в прошлом году на престижном американском конкурсе LA Calendar Motorcycle Show. В декабре того же года он впервые засветился в Европе, выиграв приз Best of Show в немецком Бад-Зальцуфлене и… был за это отправлен назад в Америку – на Daytona Bike Week. И вот вам снова здрасьте – стоит себе в Майнце, хитро щурится единственным глазом. Это что ж, люди добрые, прикажете его теперь от Европы в Стерджис отправлять? В общем, многие появление этого мотоцикла встретили с плохо скрываемым раздражением. «А ничего, что это чемпионат Европы? – роптал народ все громче. – Какая Япония? Какая Америка? Доколе беспредел терпеть будем?» Как выкрутились организаторы из этой щекотливой ситуации, читайте ниже.
Так и получилось, что в этом году в «Топ-10» вошло немало мотоциклов, победивших на «филиальных» кастом-шоу, то есть уже «обилеченных» до Стерджиса и обратно. Например, занявший четвертое место Energicer – плод усилий швейцарских компаний Speed Dept. и Mayhem Kustoms – получил в феврале у себя дома на выставке Swiss Performance приз Best of Show (в Швейцарии теперь тоже, по примеру Вероны, разыгрывается два «беста» – для «своих» и «приезжих»). А замкнувший в Майнце десятку лучших Osmane немецкой мастерской A.T. American Cycles («Мото», №2-2010) был осенью прошлого года делегирован в Стерджис от австрийского Arneitz Custom Show. А вот Moscow московской (логично!) мастерской Fine Custom Mechanics такая же судьба (я имею в виду сладкое бремя Best of Show) постигла ровно через неделю после Майнца – в Москве, на Moscow Custom & Tuning Show. На чемпионате же Европы это эффектное воплощение в металле (безусловно, в своем собственном прочтении) «виртуального» мотоцикла голландского «3D-кастомайзера» Марка Ван дер Квака было удостоено высокого седьмого места.
Еще один рекорд нынешнего Майнца: в «горячую десятку» вошли мотоциклы из девяти стран! А именно: Италии, Японии (ну, так получилось), Швейцарии, Австрии, Венгрии, России, Франции, Швеции и Германии. Причем хозяевам чемпиона второй год подряд c большим трудом удается попасть в «Топ-10»: в прошлом году десятую строку финальной таблицы занял очередной Seppster Тобиаса Гуккеля из TGS Motorcycles, теперь вот – Osmane от A.T. American Cycles.
Лучшим из 29 мотоциклов, представленных в классе Modified Harley-Davidson, признан FL 48 итальянской мастерской Abnormal Cycles. Да уж, итальянцы в Майнце второй год кряду «жгут» со страшной силой. Первый приз в номинации Custom Chrome Motorcycles получил Coppster 36 немецкой компании Kraftwerk Customs. Если честно, чисто арифметически шансов стать призером в этом классе было немало у каждого участника. Ведь заявлено в нем было целых девять аппаратов! Это при том, что призы вручались за первое, второе и третье места. Первый приз Jammer Old School Award получил мотоцикл немецкого «частника» Арно Шмица, а в RevTech Award победу одержал еще один наш знакомец по Вероне – Flying SBay испанской компании SBay Motor Co (тоже, кстати, едет в Стерджис – как победитель испанского кастом-шоу Llunatica Benicassim). Приз «Выбор зрителей» остался в Германии – им награжден Skull Racer компании Sasse & Van Essen.
А теперь, с вашего позволения, вернемся к интриге, связанной с отправкой мотоциклов-призеров в Америку. Напомним, что согласно правилам путевка на чемпионат мира оплачивается аппаратам, занявшим первые три места во «Фристайле». Причем, если мотоцикл до этого уже выиграл один из европейских этапов, денег вам еще раз, увы, никто не даст. Экономия – это, конечно, хорошо, но в результате таких совпадений общее количество «делегатов» из Европы сокращается, и такой расклад заставляет потенциальных «делегатов» сильно нервничать. А тут еще японцы какие-то! Короче, назревала буча. Царь, говорят, не настоящий! В том смысле, что король не то чтобы голый, но одноглазый какой-то. В результате долгого почесывания маковок организаторами из компании AMD было принято к неожиданной радости некоторых следующее решение. Так как Kcosmodrive уже летит за океан «от Вероны», а японоамериканский One Eyed King признан «слегка ineligible», то бишь чуток неправомочным (о как выкрутились – молодца!), то перелет оплачивается тем, кто «далее по списку». А так как далее по списку идет швейцарский мотоцикл, который – надо ж ты! – тоже уже летит в Стерджис как победитель Swiss Performance, счастливцами становятся занявшие пятое и шестое места Walton молодой австрийской компании Blech & Druber и Simson венгра Цзольта Мюллера (опять же известный нам по Вероне). Ну что ж, если по мне, то повезло достойным.
На посошок, как всегда, о тенденциях. Господа буржуазные теоретики, которые еще в начале прошлого года пророчили закат олд-скула, жестоко обломались. И наоборот, проницательные люди вроде нас с вами как в воду глядели – в Европе продолжает править бал «старая школа». Тому подтверждение – большая часть
представленных в Майнце мотоциклов. Но есть одно «но». В наши дни, безусловно, олд-скул является махровым мейнстримом. А выделяется-то в общей массе, как правило, то, что «из ряда вон». Еще раз взгляните на «Топ-10» – а ведь, по большому счету, канонического олд-скула здесь слезы. Зато хай-тека – дай бог. Вот и мотайте, кому есть на что…
БОДРЯЧКОМ. Вы что, издеваетесь? Нельзя же так частить! Чай, печень не казенная. В этом году чемпионат Европы по кастомайзингу в Майнце и очередное Moscow Custom & Tuning Show в столичном «Крокус Экспо» разделяла всего неделя! «Промежуток небольшой», как говорится в народной мудрости о первой и второй. (Стоп, Дмитрий Валентинович, не отвлекаемся, держим канву!) Так и до острого кастомотоксикоза недалеко. Хорошо, что у меня иммунитет. Сразу поясню: гопорэп не слушаю и никакого Репера Сяву знать не знаю. Как вы могли такое подумать? Даже неловко… Сами прикиньте – при моих-то двух консерваторских образованиях (первое – условно). Так что – бодрячком, пацанчики…
О нет, это я не про себя (бодр и весел я бываю редко, и, как правило, ничем хорошим для окружающих эти всплески активности не заканчивается) – я про кастомайзинг отечественный. Вот посудите сами. Площадь, которую занимает в «Крокусе» выставка «Мотопарк», с каждым годом становится все меньше. Ссыхается главная мотовыставка страны, не побоюсь этого слова – скукоживается! (Если честно, с детства неровно дышу к этому жуткому словечку – есть в нем что-то безысходно-апокалиптическое.) Причем, если бы дело касалось лишь сокращения количества квадратных метров, это было бы еще полбеды – нам же, увы, в последнее время приходится наблюдать снижение качества «контента». Чего не скажешь о Московском кастом-шоу (если кто запамятовал, его официальная вывеска – Moscow Custom & Tuning Show). Нет, больше оно не стало – зато и хуже не стало! Бодрячком держится. А если учесть, что основная часть экспозиции усыхает катастрофическими темпами, а нашему «бодрячку», вроде бы, хоть бы хны, – скоро, глядишь, будем иметь не кастом-шоу при «Мотопарке», а как раз наоборот – небольшой такой «Мото-парчик» при кастом-шоу. Тяжкий груз организации Moscow Custom & Tuning Show вновь взял на себя онлайн-журнал ruRiders.com, то есть его «материальная» составляющая – человек-мотор Дмитрий Хитров. Вот уж кто бодрячком! В судейскую бригаду вошли: официальный «шоумастер» чемпионатов мира и Европы по кастом-байк-билдингу англичанин Нил Блейбер из компании AMD, авторитетный американский журналист и олд-скульный энтузиаст Ти-Беар, известная в байкерских кругах личность Ашот «Сальвадор» из Украины и ваш, образно выражаясь, покорный слуга. Скажу сразу – не припомню более принципиального и одновременно приятного процесса судейства.
А наград, по старинной русской традиции, было в избытке. В этом году присуждалось три призовых места в классе «Фристайл» (Freestyle), а кроме того – вручались призы за «Лучший чоппер» (Best Chopper), «Лучший метрический мотоцикл» (Best Metric), «Лучший модифицированный «Харлей» (Best Modified Harley), «Русский кастом» (Russian Custom), «Лучший гаражный проект» (Best Garage Project), «Лучший тюнинг» (Best Tuning), «Выбор профессиналов» (Builders Choice), «Хранитель традиций» (The Keeper Of Traditions), а также приз за лучшую аэрографию (Best Custom Paint). Хочу заметить, что английское дублирование названий номинаций – не понтов ради, а всего лишь по причине того, что Moscow Custom & Tuning Show – часть «филиальной системы» чемпионата мира по кастомайзингу, по правилам которой московский победитель (в данном случае – мотоцикл, занявший первое место в классе «Фристайл») в августе делегируется от России в Стерджис на чемпионат мира. В итоге таким «делегатом» второй год подряд становится мотоцикл московской компании Fine Custom Mechanics (FCM) под предводительством Сергея Мальцева. Напомним, что год назад их Bender (превратившийся к тому времени в Black & Steel) занял в Стерджисе восемнадцатое место («Мото», №11-2009). Посмотрим, чем теперь порадует Moscow – их мега-трибьют «новой Москве», я бы так его охарактеризовал.
А вообще, чувствуется по всему, что FCM-овцы бодрячком – по крайней мере, их стенд мало уступал по площади конкурсной площадке кастом-шоу. А еще бодрячком ореховские (Custom Art Orekhovo) – выставили в шеренгу свои «реально-железные» чопперы и тусуются недалече, не парясь особо о высших материях. И Юрий Шиф, как всегда, бодрячком – только и успевал выпрыгивать, как черт из табакерки, в своей провокационной красной майке с надписью «Мы – моды» на сцену за очередным призом. А Саша Фитиль? Бодрячком держится! Стоит себе, улыбается, да время от времени свой адский станок демонстрирует интересующимся (он утверждает, что это приспособление для работы с металлом, но нас-то не проведешь – орудие пыток, не иначе). И как, скажите на милость, после всего этого прикажете смотреть в будущее отечественного кастомайзинга? Вот именно – с оптимизмом. Ага, бодрячком.
P.S. Кстати, про децибелы, которыми, как рыбу, глушат посетителей «Мото-парка» из года в год, даже не буду на этот раз писать – надоело. В следующем году перво-наперво взорву их радиорубку к чертовой матери…