Милы сердцу платные дороги
Ставший было платным участок трассы «Дон», что в Липецкой области, вновь переведен в разряд бесплатного. Таково решение государственной компании «Автодор»: дорога, сочли здесь, еще не отвечает тому состоянию, чтобы за проезд по ней не стыдно было бы брать деньги. Ориентировочно в октябре асфальт доведут до нужной кондиции, обустроят инфраструктуру полотна – тогда отрезку вернут статус платного.
До конца нынешнего года в РФ появится 115 вновь проложенных платных километров на этой дороге (Москва-Ростов-Новороссийск), а также на трассе М-1 (Москва-Минск). В следующем начнутся работы в направлении Украины. Таким образом, осуществляется госпрограмма создания панъевропейского коридора. В общей сложности предполагается облагородить и благоустроить шоссе на протяжении 700 километров из 1,5 тысяч. Тариф за проезд: 1 рубль за каждый километр расстояния для легковых авто, 4 рубля – для грузовиков грузоподъемностью до 8 тонн, 8 рублей – для машин, способных везти больше.
Но такие участки — это непременное условие — обязаны иметь бесплатную альтернативу. Если не торопишься и готов двигаться по населенным пунктам на 60 км/час, форсировать «лежачих полицейских», притормаживать перед «зебрами», коровами и курами — поезжай здесь.
Построенные же участки с первоклассным покрытием проложат в обход населенных пунктов, на знаках ограничения скорости цифра «110», по обочинам модули аварийного оповещения (вызов техслужб, медпомощи, милиции), автозаправки с кафе и магазинчиками. Программа создания платных участков шоссе рассчитана до 2015 года. Но первоочередная задача — проложить комфортабельные дороги прежде всего в южном направлении, дабы облегчить доставку грузов, а затем и проезд туристов до открытия сочинской Олимпиады.
Слишком смелой кажется эта программа после заявлений главы Минтранса Игоря Левитина о катастрофической нехватке денег для реконструкции и строительства автодорог. В связи с кризисом объем средств из госбюджета кардинально сократили, а вместе с тем, ни министерство, ни его профильное подразделение — федеральное дорожное агентство «Росавтодор» не вправе использовать другие инвестиции, кроме государственных. Однако выход найден. По распоряжению президента страны образована государственная компания «Автодор», в доверительное управление ей передали часть важнейших для экономики автотрасс. Два важнейших преимущества у этой компании. По статусу, она вправе привлекать частных инвесторов, аккумулировать внебюджетные поступления, а также, чтобы вложения окупались, переводить федеральные бесплатные трассы в разряд платных. И второе преимущество перед почти «тезкой» — «Росавтодором»: фирма не распыляет усилия на региональные и муниципальные дороги, а занимается исключительно стратегическими трассами — федерального значения.
Можно ли быть уверенными, что это не «игра в названия», что толк будет?
Вот что рассказал хорошо осведомленный в делах дорожного строительства в стране обозреватель журнала «За рулем» Игорь Моржаретто:
— Компания реально работает всего полгода, когда в должность председателя совета директоров вступил Сергей Костин. Но ее сотрудники успели принять трассы (понадобилось оформить колоссальный объем документов), определить состояние каждого участка полотна (это тысячи километров), предприятий сервиса, инфраструктуры, объем предстоящего строительства. Введены беспрецедентные для отечественной практики требования к качеству. Для многих прозвучит убедительно: в компании просто перевели на русский язык и утвердили нормы, принятые у дорожников Германии, не ввязываясь в долгую процедуру изменения ГОСТов. Показательно, что, опять-таки, впервые вводится так называемое резервирование средств. Положим, сумма контракта с подрядчиком, который укладывает асфальт, составляет 1 млн. руб. По завершении работ ему выплачивается, скажем, 900 000, чтобы через год, если вылезет брак, можно было оплатить ремонт полотна. Дальше, вводится понятие «обеспечение жизненного цикла дороги»: «Автодор» намерен настаивать на заключении контрактов со строителями с условием, чтобы те поддерживали полотно в идеальном состоянии в течение 25-30 лет.
Речь не о прожектах — все это уже делается. Может, дороги, за которые будем платить, того стоят? Во всяком случае, те, кто ездил по европейским платным магистралям, не считают, что отдавали деньги зря. И еще. Забрезжила надежда: от одной из национальных бед понемногу будем избавляться.