Колесим по Германии
Маршрут: Берлин – Дрезден* – Мейсен – Веймар* – Нордхаузен – Бляйхероде – Гослар* – Вернигероде – Кведлинбург – Магдебург* – Виттенберг – Потсдам* – Берлин*.
Отправным пунктом маршрута стал Дрезден. Почему? Еще подростком я, Владимир, прожил в нем год (было это ровно полвека назад) и сохранил самые приятные воспоминания. А теперь снова побывал на берегах Эльбы – и полюбил город уже по-взрослому. Очень хотелось, чтобы это чувство разделила жена – заядлая путешественница. Наконец июньским вечером 2009-го мы приземлились в Берлине, пересели в прокатное авто и помчались в Дрезден.Думаю, ценители прекрасного уже готовы продолжить: Дрезденская галерея, «Сикстинская мадонна». Угадали абсолютно верно, однако нас особенно очаровали картины менее растиражированные, но также отмеченные большим талантом. Уверены, такие полотна найдете и вы, только не застряньте на пиру языческих богов Рубенса: его обаятельные пьяницы заполонили несколько залов.
Не менее прославлена здешняя архитектура, причем не готическими соборами, а зданиями в стиле барокко. Как известно, все они буквально подняты из руин; москвичей особенно удивляет, что реставраторы обошлись без монолитного железобетона. Камень на камень, год за годом…
БОЛЬШЕ АВТОМОБИЛЯ
Саксония и Тюрингия издавна были регионами с мощным автомобильным производством. Память об этом хранят музеи: Autowelt в Айзенахе, Музей транспорта в Дрездене, Саксонский музей промышленности в Хемнице, музей Хорьха в Цвиккау.
В наши дни традиции продолжают новые заводы БМВ и «Порше» в Лейпциге, «Опель» в Айзенахе, также доступные для посещения. Всю необходимую информацию нетрудно найти в Интернете.
Ну а поклонников готики ждет грандиозный кафедральный собор в Мейсене – до него всего 30 километров. Если вам ближе малые формы, посетите мейсенскую мануфактуру – родоначальницу европейского фарфора. Здесь любознательных проведут в «показательный» цех, не столь дотошные туристы осмотрят витрины фирменного магазина: его цены окончательно убедят посетителя в высоких художественных достоинствах посуды, статуэток и светильников. А недорогой сувенир купите в другом месте.
Перед поездкой нашли в Интернете забавный девиз Лейпцига: Mit Buch und Bach bekannt – «Прославлен книгами и Бахом». Конечно, книгопечатание и память о великом композиторе – далеко не все, чем знаменит город: тут и погребок Ауэрбаха, памятный по «Фаусту» Гёте, и новые заводы БМВ и «Порше», здесь же выставочный комплекс. Как ни странно, менее известен памятник Битве народов 1813 года, в которой были повержены войска Наполеона Бонапарта. Усеченная пирамида высотой 91 метр украшена (вернее, обставлена) снаружи и внутри каменными изваяниями древних воинов: памятник напоминает одновременно усыпальницы фараонов и монументы советской эпохи. Словом, Церетели отдыхает! Мемориал реставрируют к 200-летию битвы и 100-летию открытия, но зал со скульптурами и смотровые площадки, а также музей с панорамой сражения доступны для посетителей.
Веймар, напротив, тих и чужд грандиозности: памятник его самым известным гражданам – Гёте и Шиллеру – запечатлел реальные черты поэтов. Правда, без художественного преувеличения не обошлось: бронзовые фигуры обоих – одинаковой высоты, хотя Гёте был ниже Шиллера. Однако негоже первому поэту Германии выглядеть мелковато…
Век двадцатый оставил земле Тюрингия напоминания о времени, когда музы молчали. Совсем недалеко от Веймара мемориал жертвам концлагеря Бухенвальд, еще один, «Миттельбау-Дора», – в Нордхаузене: здесь узники со всей Европы строили для вермахта ракеты «Фау». Хотелось увидеть одну из штолен, где действовал подземный завод, но расписание экскурсий не совпало с нашим графиком. Зато в живописном городке Бляйхероде нашли здание бывшего института RABE, в котором советские специалисты сразу после войны изучали немецкие ракетные технологии. Признаюсь, интерес к этой теме пробудила книга «Ракеты и люди» – ее автор Борис Евсеевич Черток был директором RABE, а впоследствии – первым замом, правой рукой Сергея Павловича Королева.
Выехав из Нордхаузена, пересекли горную цепь Гарц – национальный парк со множеством курортных городков. Гослар примостился на северном склоне Гарца. Богатство и славу ему принесли серебряные рудники, действовавшие свыше 200 лет – вплоть до 1980-х. Гуляя по улицам, восхищались колоритными скульптурами на здании лучшей в городе гостиницы, слушали шум водяной мельницы и звон курантов с фигурами рудокопов разных эпох, разглядывали роспись старинных фасадов. Удивились только, что любовно сохраненный город не особенно посещаем туристами. А ведь, право, есть на что посмотреть!
В КИЛОМЕТРАХ И В ЕВРО
Общий пробег в поездке – 1520 км, стоимость аренды авто гольф-класса – 277 евро, на бензин потратили 142 евро (около 1,3 евро за литр). Билеты Москва – Берлин – Москва авиакомпании Air Berlin в рамках юбилейной акции стоили по 5700 рублей на брата (приобрели за два с половиной месяца до поездки). Избегая случайностей, составили график и забронировали гостиницы на сайтах www.venere.com и www.meinestadt.de. Двухместные номера стоили от 43 до 70 евро за сутки. Визы получали самостоятельно в посольстве ФРГ, перечень необходимых для этого документов есть на официальном сайте www.moskaudiplo.de.
Гослар был самым западным пунктом нашего маршрута – отсюда повернули на восток, возвращаясь в Берлин. На обратный маршрут удачно «легли» города Вернигероде, Кведлинбург и Виттенберг – каждый по-своему примечателен. Первый давно знаком нашим телезрителям: в его замке снят «Тот самый Мюнхгаузен». Второму принесли известность так называемые фахверковые дома: в Кведлинбурге их свыше тысячи двухсот, и среди них старейший жилой дом страны! Наконец, Виттенберг носит официальный титул «город Лютера»: здесь жил и обнародовал свои тезисы великий реформатор церкви.
Не подумайте, что мы гнались за количеством галочек в путеводителе: не считая Дрездена и Лейпцига, все названные выше города невелики и удобны для пешего осмотра. Расстояние между ними – с полсотни километров; дневные переезды в сумме не превышали двух сотен, поэтому на автобаны выезжали редко, предпочитая более уютные федеральные дороги с индексом В на карте. Не имея опыта езды с навигатором, пользовались обычным атласом, купленным в начале поездки всего-то за два с полтиной. Он, конечно, не подвел, хотя пару отелей искали довольно долго. Сами виноваты: уж если нет прибора, стоило хотя бы распечатать из Интернета схемы проезда по городам. Но без сучка без задоринки – что за поездка!..