Грузовики: Гонки на грунте
В 1964 году под Рязанью впервые прошел автокросс «День Победы» на грузовиках ГАЗ-51 и ЗИЛ-164, ставший с тех пор самой почитаемой гонкой этой дисциплины в России. За прошедшие годы на рязанской земле состязались во всех без исключения внедорожных классах – от детских мини-багги до гоночных ЗИЛ-130, а установленный в 1989 году рекорд по количеству участников, 304 гонщика, не перекрыт до сих пор. Не отставали и жаждавшие зрелища (только представьте – взлетающий в воздух грузовик!) – аудитория болельщиков в иные годы достигала 40 тысяч человек.
Изначально гонка больше походила на современные «бахи», короткие ралли-рейды: круг более десяти верст нужно было пройти десять раз. Дистанция превышала сотню километров! Спортсменам приходилось преодолевать броды и овраги, а подготовленной трассы как таковой просто не было: в поле устанавливали флажки – створы «ворот», в которые обязана пройти гоночная машина, а дальше каждый избирал траекторию по собственному усмотрению. Интересно, что старты в то время давали по системе «Ле-Мана» – пилоты, стоявшие рядом с машинами, по отмашке судьи запрыгивали в кабину, заводили моторы и выезжали на трассу. Другая особенность гонок была чисто советской. Грузовик спортивный? Ну и что! Раз грузовик – значит, должен везти груз. И везли. В кузова клали мешки с песком, а машины дважды проходили контрольное взвешивание – до старта и после финиша.
Кризис наступил в 1980-м. После критической статьи «Почему летают грузовики?» в газете «Правда» грузовой кросс сочли наносящим ущерб социалистической собственности – десять лет он был под запретом. Но спортсмены – люди находчивые: на базе грузовиков принялись строить чудовищные багги! Вдобавок на рязанской трассе прописалась техника помельче – вазовская «классика», «москвичи», «волги» и багги на их основе.
С распадом СССР все запреты сняли. На трассы вернулись грузовики, а заднеприводные легковушки понемногу уступили место «восьмеркам» и иномаркам. Казалось бы, взлетающие в воздух мастодонты, наследие советского прошлого, должны были уйти в небытие, ведь и ГАЗ-53, и даже ЗИЛ-130 давно уже не выпускают, – но нет: бережно сохраняемые руками механиков, они по-прежнему выходят на старт каждый год, 9 мая. Конечно, до рекордов былых лет далеко, но два-три десятка ЗИЛов или «газонов» по-прежнему в строю.
В XXI веке рязанская трасса претерпела изменения. Гонщики роптали на ее убойность для техники, обилие пыли, крайнюю затянутость заездов. Рязанская федерация автомотоспорта в ответ сократила кольцо до 1200 метров, убрав все недоступные для поливальных машин холмы и сделав ее плоской (по кроссовым меркам). Хотели – получите! Организация гонок резко улучшилась, но... Спортсмены снова оказались недовольны. И пожелали восстановить «классическую» гонку с холмами и трамплинами, чтобы сохранить высокий уровень зрелищности. Рязанцы подумали... и к нынешнему юбилею Победы сделали подарок гонщикам и зрителям, вернув все как было – к счастью, за исключением безобразной организации. Более сотни пилотов в семи классах высоко оценили их усилия.
Легендарная трасса – легендарные и победители: в этапе Кубка России на полноприводных автомобилях за победу боролся москвич Пётр Дрофичев, гонявшийся здесь еще в восьмидесятые. Он стал вторым в классе, уступив ульяновцу Вадиму Новикову. Среди водителей «газонов» юбилейный кросс и первый этап Кубка страны выиграл неувядаемый Сергей Кротов. В классе ЗИЛ-130, к большой радости местных болельщиков, победа досталась Вячеславу Свешникову – сыну знаменитого рязанца Евгения Свешникова, двукратного чемпиона СССР в классах ГАЗ-51 и ЗИЛ-130. Вернулась на рязанские холмы и «классика» – бюджетный класс в посткризисной России набирает обороты, с каждой гонкой собирая все больше участников.
Словом, в этом году все было, как прежде: масса участников, острая борьба в заездах, холмы, усыпанные зрителями. Старейший кросс страны, классика жанра. Хочется верить, что через 55 лет трасса и гонка справят столетие. Интересно, доживут ли ЗИЛы?