Шиномонтаж на обочине

Лучшее средство от боязни прокола колеса – запаска. Но как обойтись и без нее.

Вы попали: колесо спускает, а запаски нет. Современные шины бескамерные – если удалось перекрыть небольшую утечку герметизирующим составом, залив его в вентиль, прокол можно и не искать. Эффективно – заткнуть дырку резиновым жгутом. Его вводят снаружи особым приспособлением (такие наборы на рынке недороги). Но сейчас речь о крайнем случае – когда у беспечного водителя нет под рукой ничего, чтобы быстро заделать прокол.

Прием не нов, но эффективен: сдвигаем борт шины, использовав вес машины и силу домкрата.

Заглушить небольшую дырку можно, вкрутив в нее саморез. Взять его можно, например, из обшивки багажника. Другой вариант, если прокол мелкий: залить в шину пол-литра воды (насосом через вентиль), чтобы она тормозила выход воздуха. Но периодически подкачивать колесо придется.

Примерно десять кубиков бензина, факел, взрыв – и борт сидит на месте!

Для заделки крупной дыры покрышку придется снять с диска, хотя бы одной стороной. Но сначала – сдвинуть оба борта шины вглубь ручья обода. Бывалые возят на такой случай отрезок стального уголка и тяжелый молоток. Либо сдвигают домкратом, уперев его пяту в боковину шины, а полку – в порог автомобиля. Далее монтажками надо перетянуть нужный борт через закраину обода, и лишь после этого можно браться за ремонтные грибки, клей и заплаты.

Прокол заделали – но как вернуть шину на полки обода? Не у каждого при себе электрический компрессор с высокой производительностью. А чтобы пользоваться обычным насосом, придется максимально уплотнить щели – например, стянуть покрышку по окружности веревками. Если борта уперлись в хамп и давление начало расти, задача решена. На практике эти методы требуют ловкости рук. Проще посадить шину легким взрывом. Для этого нужно 10–15 г бензина. Внутрь шины наливаем несколько миллилитров горючего, затем, чтобы оно лучше испарялось, прокатываем колесо. Кладем его на бок и, нажав на боковину, подносим к щели пламя. Но не спичку, а факел! Раздастся хлопок – и шина на месте. Типичная ошибка – налить слишком много бензина: вместо хлопка вспыхнет костер. Гасим, проветриваем...

«Накачиваем» шину поливочным шлангом. Дело требует терпения, зато на таком колесе дотянете до места ремонта.

Когда дыра в кулак, шину уже не спасти. Разве что вставить в покрышку камеру. Изнутри дыру полезно перекрыть «шубой» из пары слоев резины или же бандажом, вырезанным из боковины шины, валяющейся на обочине, – этого добра вдоль дорог немало. Так вы защитите камеру от песка и снизите вероятность дальнейшего разрыва. А если до цели поездки недалеко? На спущенной шине сможете проехать по асфальту 15–20 км со скоростью до 40 км/ч, прежде чем она окончательно развалится. Об этом эксперименте мы рассказывали в ЗР, 2009, № 7.

Но если камеры нет? Тогда включайте фантазию. Кто-то «заправляет» шину поливочным шлангом; в ход пойдет всевозможная ветошь, губчатая резина от старых сидений, пластиковая пленка, полосы линолеума, боковины, вырезанные из старых шин и т. п. С подобной набивкой покрышки на ходу будут меньше сминаться. Но о езде в обычном режиме забудьте – не спеша, предельно аккуратно едем до ближайшей шиномонтажной мастерской.

Дорожный набор: клинья-упоры, домкрат, монтажки, баллонный ключ, молоток, перчатки, уголки, компрессор. Не забудьте ремонтные грибки, самовулканизирующиеся заплаты и обязательно – колпачок вентиля с головкой, которым выкручивают золотник. На колесах современных машин таких колпачков обычно нет, но вы поищите – он может пригодиться.

УХОД ЗА КОЛЕСАМИ, ПРАВИЛА ДЕМОНТАЖА И МОНТАЖА

– Не всякое повреждение шины можно устранить без потери ее качеств. Ездите так, чтобы риск фатальных повреждений свести к минимуму. В дальнюю дорогу возьмите про запас камеру – может пригодиться.

– Следите за состоянием баллонного ключа и домкрата. Трещины или вытяжка металла, сильно изношенная резьба, тугое, несмотря на смазку, вращение – недопустимы!

– Перед тем как поднять автомобиль на домкрате, зафиксируйте колеса противоположной стороны. Стопоры под опорными колесами – клинья, камни и т. п. – не должны проскальзывать по дороге. Чтобы машина не сползала в сторону, опорные колеса лучше расположить в неглубокой колее или выбоинах покрытия.

– Если придется работать на мягком грунте или снегу, под пяту домкрата положите опору пошире – например, кусок прочной доски. Вращая винт, не поправляйте другой рукой домкрат, тем более не суйте в него пальцы. Подняв машину, для страховки подложите надежную дополнительную опору под порог (запасное колесо, устойчивый чурбак и т. п.).

– При установке колеса болты (гайки) крепления нужно подтянуть еще на весу – так оно будет правильно отцентрировано на ступице.

– Резьба крепежных болтов (гаек) прослужит дольше, если перед тем, как закрутить, слегка смажете их консистентной смазкой.

Подпишитесь на «За рулем» в