Новый Norton Commando 1978 года
История эта началась в застойные 70-е, эпоху дефицита для одних и роскоши для других. К тем, другим относился и центральный персонаж нашей истории – директор большого столичного универмага, человек уважаемый, с образцовой комсомольско-партийной биографией, отличный семьянин, отец троих детей.
На старшего сына – серьезного, ответственного и трудолюбивого – отец возлагал все надежды и к окончанию института задумал преподнести ему достойный, как казалось главе семейства, подарок. Средний сын работника торговли взрослел не по годам, еще в школе он продавал сверстникам дефицит из папиных подарков – жвачку, кассеты, заграничные открытки, а, поступив в институт (не без «руки судьбы», надо признаться), вплотную занялся фарцой. Младший сын, по семейным меркам, был вовсе дурак. В детстве гонялся за ящерицами и пауками, в школьных тетрадках рисовал корабли и океаны, а вместо того, чтобы готовиться в институт, встречал рассветы на крышах московских высоток.
Мы не знаем, с чего папаше взбрела идея подарить старшему сыну не традиционный символ роскоши и благополучия – автомобиль, а редкость - мотоцикл знаменитой английской марки. Не знаем мы и какими путями прибыл он в СССР – по слухам, поспособствовали морячки торгового флота. Знаем мы лишь неожиданный итог – сын отцовского подарка не принял и вообще решительно отмежевался не только от «неправедно нажитых благ», но и от всей семьи, отбыв с тощим фибровым чемоданом на ударную комсомольскую стройку на другом конце нашей необъятной родины. В те же места несколько лет спустя отправился и отец – но уже не по своей воле.
С этой поры в жизни семьи началась черная полоса. Вскоре в могучей сибирской реке утонул старший сын. Среднего нашли со шприцем в руке на сочинском пляже – смерть от передозировки в конце 80-х уже никого не удивляла. Не вернулся в родной дом и отец – не выдержало сердце. Младший же сын вообще редко появлялся дома. Он совершил кругосветное плавание, поднялся на Фудзи и перевалили через Анды. С матерью он виделся лишь пару раз в год. В один из приездов он узнал о том, что остался сиротой.
Последние годы мать жила на даче. Но незадолго до (а, может, и сразу после) смерти участок с домом она продала, а все деньги, вопреки известной пословице, кажется, унесла с собой. Как бы то ни было, новые хозяева оказались людьми великодушными и позволили наследнику вывезти рухлядь из намеченных под снос построек за свой счет. Тогда-то и открылись – впервые за много лет – двери старого, но крепкого сарая. Кладоискатели знают – никакая аппаратура не заменит простой удачи, ведь большинство кладов, несмотря ни на что, находят совершенно случайные люди. В сарае нашлись два примечательных объекта – набитый десяти- и двадцатипятирублевками потертый матрас (тогда на эту сумму можно было купить не одну такую дачу) и ящик с иностранными надписями, в котором оказался Norton Commando 1978 года выпуска, в смазке, с инструментом, гарантийным талоном и инструкциями на английском языке.
Мы поверили в эту сказку, лишь увидев мотоцикл своими глазами. Подсобрав, его выкатили в парк по соседству. Заводить не стали – судя по следам коррозии на вилке и закисшим суппортам, расконсервация потребует немало сил и времени. Но счастливый обладатель пока не собирается ставить мотоцикл на ход. Ведь тогда он перестанет быть новым! А так – это настоящий музейный экспонат немалой ценности. Совсем недавно в Европе продавали такие «Нортоны» со склада в среднем по 15 тыс. евро плюс аукционный сбор. Но этот экземпляр бесспорно дороже. Ведь его история тоже чего-то стоит!
Судя по нашему экземпляру, культура производства даже по меркам того времени оставляла желать лучшего. Не потому ли тихо почил британский мотопром?
Техническая характеристика Norton Commando 850 Interstate Mk 3
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |
Год выпуска | 1978 |
Сухая масса, кг | 189 |
Длина x ширина, мм | 2210 x 650 |
База, мм | 1440 |
Высота по седлу, мм | 780 |
Объем бензобака, л | 27 |
Максимальная скорость, км/час | 191 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип | 2R, 4Т |
ГРМ | OHV, 2 клапана на цилиндр |
Рабочий объем, см³ | 828 |
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм | 77×89 |
Степень сжатия | 11,5 |
Макс. мощность, л.с. при об/мин | 51/6250 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 200/2500 |
Система питания | 2 карбюратора Amal 932, дифф. Ø32 мм |
ТРАНСМИССИЯ | |
Сцепление | многодисковое, в масляной ванне |
Коробка передач | 4-ступенчатая |
Главная передача | цепь |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Рама | дуплексная, стальная |
Передняя вилка | телескопическая, нерегулируемая |
Задняя подвеска | маятниковая, с двумя амортизаторами, регулировка преднатяга пружин |
Передний тормоз | 1 диск, 2-поршневая оппозитная скоба |
Задний тормоз | барабан |
Передняя шина | 3.50-19 |
Задняя шина | 4,10-19 |