xDiesel
Улучив момент
Заливая половину от максимальных 67 литров, я еще не знал, что делаю это в первый и последний раз за 355 км.
Хотя перед стартом доброжелательный сотрудник представительства сулил прогулку до 1000 км на одном баке этого X3. Прикинул график... нет, так много не успею. «Поверь: ты с ним пообщаешься и тебе захочется столько проехать!» И что вы думаете? Только выехал со стоянки, как захотелось...
Догадываюсь, что вы скорее думаете о силе убеждения представителей BMW, которые начали поставку в Россию дизельных X5 3.0d и X3 3.0d. Да, есть такое. В стране низкокачественной солярки продавать эти версии стало для BMW стратегически важным делом, не без оглядки на конкурентов и... почти без оглядки на качество топлива (его специалисты фирмы признали годным). Дизельные «баварцы» стоят дороже: конкретный X3 Business – от 56 900 евро (идентичный бензиновый на 1000 меньше). Поэтому представительство прилагает немало усилий, чтобы покупатели прониклись «дизориентацией». Обычно владелец дизеля ориентируется на тяговые способности и меньший расход топлива. И вот BMW достала из рукава два главных козыря.
Первый – техническая продвинутость. Современные дизели фирмы полностью соответствуют имиджу марки и уж конечно не имеют ничего общего с вялыми, трясущимися, чадящими и горланящими агрегатами. Да, их литровая мощность по законам жанра меньше, чем у бензиновых, но заявленные плюсы перевешивают. К благодетелям представленного в России мотора 3.0d относится система Common Rail второго поколения с хитроумной регулировкой подачи и увеличенным до 1600 бар давлением впрыска. Это позволяет быстрее подавать дозы топлива ради роста мощности и снижения расхода. Соответствие двигателя нормам Euro 3, причем с запасом, явилось следствием кропотливой работы над управлением процессом горения. Топливо здесь впрыскивается в четыре приема: двойной предварительный впрыск небольшого количества, затем основная порция и дополнительная. Смысл операции – сгладить процесс горения, уменьшить шумность и выброс вредных веществ. Еще одна экологическая премудрость – изменение геометрии двух впускных каналов. Что до отдачи, кривая мощности почти без излома восходит к 3500 об/мин (пик – на 4000), тогда как кривая момента, начинаясь от 1000, нарочито спрямлена в диапазоне от 1500 до 3200. Продвинуто? Конечно.
Второй – акцент на упомянутую экономичность. Вы скажете, что цены на бензин и дизтопливо в России разнятся не сильно.
И усомнитесь, что человек, покупающий дизельный Х3, по жизни напоминает Гобсека? Верно. Тут другое – умеренный аппетит 3.0d значительно растягивает промежутки между дозаправками, так что времени добраться от одной фирменной колонки до другой хватит с лихвой.
Словом, убеждения представителей сыграли свою роль, но главная причина, по которой мне захотелось проехать 1000 км, не указана ни в одном релизе. Дизельный Х3 воспринимается совершенно иначе, нежели бензиновый. Этот – крутой тип! Мотор полностью исключает какую-либо половую двусмысленность. Автомобиль относится к разряду мужских – без полутонов. На подкорке дизельный BMW с черным салоном встает в ряд с киноактером Вином Дизелем, джинсами «Дизель» и пивом «Доктор Дизель». Чтобы послушать двигатель, я вырубил аудиосистему и... больше ее не трогал. На отметке 2000 об/мин в отсеке включается такой саундтрек, что хочется выпятить челюсть и напрячь пресс.
Это турбина. Регулируемая геометрия позволила инженерам улучшить... Да какая разница – физический эффект затмевает тягучие подробности теории! Автомобиль аж приседает от извержения силы и совершает энергичный рывок вплоть до 3000 с небольшим оборотов, когда 5-ступенчатая АКП переключается вверх. А дальше крутящий момент пойдет на спад. И если качнуть стрелку до 4000, то перед переходом на повышающую возникнет напряженная пауза. В городе и на трассе предпочтительнее обычный Drive. Коробка держит обороты поблизости от разгонных 2000 и не зашкаливает за верхний предел оптимального диапазона – экономит. На дисплее борткомпьютера средний расход постепенно снизился до 10,5 литра. Для двухтонной машины очень неплохо!
Можно и не циклиться на экономии. Однако кикдауны сбивают дыхание турбонагнетателя. Нервным пришпориваниям педали логичнее предпочесть режим Sport, и характер ускорений заметно изменится. А ручной режим помогает наддать с уже весьма приличной скорости, ненадолго отщелкнув ступень вниз. Или проехать по бездорожью.
Я, впрочем, не обольщался. Шины и клиренс асфальтовые. Умная xDrive тесно сотрудничает со страховочной DSC, подтормаживающей колеса. Но как не отпраздновать торжество крутящего момента! По раздолбанной, местами подмоченной колее дизельный Х3 пробирается с убийственной серьезностью. Электронику можно не отключать – ей нет нужды вмешиваться, поскольку автомобиль спокойно выползает на низах. Кажется, момента море. Ручной режим, вторая передача. Первую я оставил на случай... Но такого не обнаружилось.
Представители BMW предполагают скромные продажи дизельных автомобилей. Отмечают увеличение тягового, а не внедорожного потенциала, ведь X3 3.0d остается в большей степени асфальтовым аппаратом. Для тех, кто понимает. Но про динамичные «почти 1000 км» на одном баке – это они всерьез. Я выбрался на шоссе, положил руку на селектор и живо вспомнил последнюю фразу из «Долгой прогулки» Стивена Кинга: «И когда рука легла ему на плечо, он где-то нашел в себе силы и побежал».
Фото автора
Автомобиль предоставлен официальным представительством BMW Russland Trading