Как борются с нарушителями за границей
Жизнь лейтенанта дорожной полиции штата Пенсильвания Джерри Салливана круто изменилась в середине 2000-х, когда власти штата вслед за центральной администрацией всерьез озаботились состоянием смертности на дорогах и объявили крупную «исправительную» кампанию. Джерри поручили возглавить подразделение по борьбе с носителями опасности, или, попросту говоря, лихачами. За шесть лет службы в новой должности он потерял 18 кг лишнего веса и поймал более двух с половиной тысяч опасных водителей.
– За агрессивную езду можно не только схлопотать штраф, но и угодить за решетку, – поясняет мне лейтенант. – Каждая смерть на дороге обходится государству в 3 миллиона долларов. Когда в 1990-е общие потери от аварий прогрызли в бюджете 138-миллиардную дыру, власти забеспокоились не на шутку. Тогда же установили, что половина аварий происходит из-за опасного вождения. Превысил скорость, подрезал – и сосед по дорожному потоку или ты сам оказался в кювете. По результатам опросов водителей, лихачи даже опаснее пьяных. Вот поэтому в США введено понятие «агрессивное вождение». Те, кто им увлекается, могут схлопотать – мало не покажется.
Американское законодательство под агрессивным вождением подразумевает «совершение во время управления автомобилем трех или более маневров в единой череде управляющих действий, способных создать опасность для человека или собственности». Типичная агрессия: сумасшедшая скорость, выдавливание из полосы идущего впереди, сопряженное с минимальной дистанцией, истеричным морганием фар и дудением, резкое перестроение. Американцам неизвестен излюбленный российский прием из этой же серии: обгон и удар по тормозам (так у нас в России «воспитывают» «чайников»), а то они его тоже включили бы в «агрессивный» список, где еще значатся езда по тротуару, пересечение стоп-линии, проезд перекрестка на красный.
В США по причине превышения разрешенной скорости происходит более 30% аварий, хотя наказывается подобное нарушение строго. В большинстве штатов за превышение установленного предела скорости на 1 милю придется выложить сотку баксов. Перевалил за 40 миль в час – отправишься в тюрьму. Нарушил хотя бы два пункта из списка, например разогнался и обошел справа или по обочине, – получишь по полной: на полгода за решетку или 2,5 тысячи долларов штрафа с лишением права управления автомобилем на месяц. Более того, «комплекс вины» можно заслужить, даже если тронуться с пробуксовкой.
Программы по борьбе с лихачами и хулиганами контролирует Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) вместе с Федеральной дорожной администрацией (американский аналог Росавтодора). Стоит только камерам, радарам засечь злоумышленника, они тут же информируют об этом полицейские экипажи. А те, уж не сомневайтесь, достанут нарушителя за считаные минуты. Это только в кино преступникам удается скрыться, переколотив десяток патрульных машин.
Пик «боевых действий» в Штатах пришелся на 2004–2005 годы. Массовые облавы, скрытое патрулирование, камеры и филеры повсюду. В Санкт-Петербурге (штат Флорида) датчики ставили даже на газонокосилки, чтобы ловить лихачей в жилых кварталах.
Само собой, изучали и причины агрессивного поведения. Иначе это не была бы Америка. Скажем, пробки раздражают неуравновешенных чрезвычайно – вот они и «отрываются» на свободном участке. Чтобы сократить число заторов и понизить степень накала в душах водителей, срочно перепланировали некоторые перекрестки и добавили развязок. Вот результат: количество смертей на дорогах за последние пять лет сократилось на 2,5 тысячи в расчете на 100 тысяч жителей. Прагматичные американцы перевели сохраненные жизни на язык «желтого дьявола»: это миллиарды сэкономленных бюджетных средств, которые пойдут на улучшение дорог и инфраструктуры.
– Ты знаешь, – говорит Джерри, – за агрессивную езду можно будет и в психушку угодить. Ряд медиков утверждают, что агрессия на дороге не хулиганство, а болезнь сродни алкоголизму. Если это будет оформлено законодательно, то принудительного лечения не избежать, ведь лихач представляет угрозу для общества. А что в России?
– Лучше, чем в США, – отвечаю ему. – Всех «агрессоров» снабдили мигалками. Их видно за версту – и никакого конфликта. Надежно, безопасно и по закону.
В СТАРОМ СВЕТЕ
Ежегодный урон от смертей на дорогах Европы составляет около 2% совокупного ВВП. «Гонщиков» здесь карают тоже сурово. Например, во Франции: не уступил дорогу, «просвистел» на красный, накатил сзади или «смыкаешь» между рядами без нужды – приготовь полтысячи евро, а то и простись с правами на три года. А если по твоей вине мог погибнуть человек, то есть возникла всего лишь потенциальная возможность смерти, непременно загремишь в каталажку на год и лишишься прав на пять лет или выложишь 15 тысяч евро.