Интервью с председателем Комитета Госдумы по безопасности
– Как вы оцениваете сегодняшнее положение с безопасностью на российских дорогах?
– За последние годы произошло довольно много положительных перемен в этой сфере. Во-первых, активно менялось законодательство. Во-вторых, лучше шла работа с населением. Уверявшие, что ужесточение наказаний для нарушителей приведет к тотальной коррупции, оказались неправы. За год в стране задерживают до полумиллиона пьяных водителей и составляют на них протоколы. Мне кажется, пошел позитивный процесс. Хотя до совершенства еще далеко.
Работает Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения – несмотря на то что финансируется сегодня лишь на 40%. Мы говорим о необходимости реформы МВД. ГИБДД – часть министерства, где реформы уже реально запущены. Кому-то это нравится, кому-то нет, но позитивные сдвиги налицо. В том числе и в обстановке на дорогах. Согласитесь, водители реже выезжают на встречку, они чаще пристегиваются ремнями безопасности и возят детей в детских креслах. Перестали лихачить, и средняя скорость на дорогах снизилась. Меньше стало пьяных за рулем. Значит, можно работать в рамках существующего правового поля.
– А как вы относитесь к предложениям коллег по Госдуме сделать ПДД федеральным законом? Говорят, депутаты смогут быстрее реагировать на изменение ситуации на дорогах, вносить необходимые изменения...
– У нас уже есть один закон – «О безопасности дорожного движения». Новый закон о ПДД будет его дополнять, дублировать? Кто станет надзирать за его исполнением? ГАИ по своему правовому статусу не сможет. Значит, вылавливать нарушителей должны будут прокуроры? Штат этого ведомства придется раздуть в сотни раз. Смешно! Кроме того, суды и так завалены административными делами, связанными с нарушениями ПДД, – ежегодно по 50 млн. рассматривают. А теперь, поскольку речь в любом случае будет идти о нарушении закона, абсолютно все дела, включая возбужденные из-за непристегнутых ремней, надо пропускать через суды. Да они утонут под этой лавиной!
Давайте представим, что мы все-таки пошли на такой шаг, сломали систему. Понятно, она раздражает многих. Во сколько обойдется бюджету такая затея? Суммы выйдут немалые. Для дефицитного бюджета это чересчур.
Мне кажется, на проблему стоит взглянуть пошире. Разработать рамочный закон «О дорожном движении», который включал бы в себя существующий федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и ПДД, а также выстраивал современную систему надзора за их соблюдением, определение порядка наказания. Такой вариант больше соответствует сегодняшним требованиям и материальным возможностям. Нам денег и так едва хватает даже на содержание дорог, я уже не говорю о новом дорожном строительстве.