Метание Молота
Самим фактом открытия сборочного производства иномарок в России сегодня никого не удивишь, большинству лишь интересно – какую модель будут собирать и сколько российская сбавит в цене относительно импортной. Однако явление на прошлогоднем салоне канареечно-желтого Hummer H2 с прицелом на производство в Калининграде публику, мягко говоря, потрясло. Да и отпустило со временем, поскольку запуск откладывался. Иногда желтый Н2 попадался возле представительства GM, но на просьбы «одолжить» его на пару дней нам вежливо ответили, что рано. Машина предназначена для сертификации и для тренировки калининградских рабочих по сборке-разборке.
Значит, дело идет!
Конечно, Hummer не претендует на массовость корейцев, но к настоящему моменту мода на H2, порожденная в России «серыми» поставками, сформировала аудиторию ожидающих, которые действительно оценят уменьшение стоимости примерно на $30 000. Равно, как и официальную отныне поддержку модели – Hummer будут продавать и обслуживать пять авторизованных дилеров в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
То есть потрястись, конечно, можно, но недолго – затея GM забить место на рынке дорогостоящих и шикарных внедорожников посредством Hummer («Молот», между прочим!) небезадресная. И пока мода на Н2 не минула, пока не «наелись», официальные планы производства звучат оправданно.
Говоря точнее, объемы определит спрос, а 350 – это минимум, указанный в трехлетнем контракте с GM, который могут и не продлить, если объемы окажутся ощутимо ниже. Но руководители проекта полны оптимизма. Привязанность россиян к полноразмерным 4х4 известна за пределами страны. Представляя «очень эмоциональный» брэнд на одном из трех рынков с большим потенциалом роста (два других – польский и турецкий), вице-президент европейского отделения General Motors Джонатан Браунинг в целом адресовал Н2 поклонникам спорта и приключений на свежем воздухе. Если чуть конкретнее – звездам спорта и шоу-бизнеса, крупным предпринимателям. Упомянул, что из Екатеринбурга пришло уже три десятка заказов. Словом, завертелось.
Предлагают три комплектации, и все c двигателем 6.0 V8 (321 л.с.) и 4-ступенчатой АКП. Базовая стоит $86 500. Следующая – Adventure – акцентирована на любителей бездорожья, которым за инструмент придется выложить $91 800. Самая шикарная зовется Luxury и обойдется в $94 090. Со временем покупателям предложат аксессуары и другие товары под маркой Hummer.
Неожиданно выяснилось, что GM в будущем собирается предложить нам и еще кое-что. Полноприводный Tahoe здесь, на «Автоторе»! Мелькнувший план поставок машинокомплектов на 2004 год поспешно спрятали, но было уже поздно. На пресс-конференции Браунинга засыпали вопросами о конкретике проекта. Хотя было ясно, что давать комментарии на сей счет он не уполномочен: «Сейчас фокус – на Hummer H2!»
Фокус так фокус. Но если представить, что GM закладывал сборку сразу нескольких машин (производственная мощность – больше чем 350 авто), становится любопытно, почему же не начали с менее дорогой? Рискнем предположить, что наряду с экономическими причинами еще и по причинам стратегическим. Hummer H2 – эффектнее! Им, как настоящим молотом, и ударили в гонг: «GM в Калининграде!»
Одновременно Н2 более спорный автомобиль для производства в России (чай, не Chevrolet Niva), но сейчас он на слуху, так что запуск прошел на волне интереса. Грядущему российскому Tahoe сборка по стопам такого монстра, как Hummer, только на пользу, к тому же у них с Hummer много общего.
К слову, ничего особенно сложного в процессе нет. Машины прибывают в небольшой цех с уже практически готовыми кузовами на рамах, затем их на время разделяют. В кузов крепят сиденья и устанавливают «мелкие» наружные детали (хотя, например, боковое «зеркальце» с легкой усмешкой не поднимешь) – бамперы, решетки. Параллельно на раму ставят силовой агрегат и трансмиссию, коммуникации, монтируют рулевое, бак, выхлопную систему, подвески и колеса. Все это вновь сопрягают и подвергают проверкам на качество. Проект привлек всего две с небольшим сотни новых рабочих. Впрочем, председатель совета директоров ЗАО «Автотор» Владимир Щербаков напомнил и о сопутствующих рабочих всей организованной структуры. И верно! На хвосте свежего Hummer мы вдруг увидели фонарь с русской надписью «Освар»! Локализация?!
Никак нет – адаптация к российским условиям. Автомобиль американский, а стало быть, и светотехника его изначально соответствовала стандартам США. Ее переделали с использованием российских комплектующих, а заодно настроили аудиосистему на наши частоты и устранили бессмысленную здесь систему навигации. Браунинг сделал уточнение, в том смысле, что большего автомобилю и не нужно – не увеличивать же ему дорожный просвет! По проходимости заявлен как танк, не иначе.
По весу же практически грузовик! До сих пор масса Hummer H2 выводила его за пределы категории B и требовала от владельцев «грузовых» прав категории C. Но... главная «адаптация» в том, что автомобилями российской сборки можно управлять с обычными «легковыми» правами, все соответствующим образом задокументировано и одобрено. Чудеса! Умом не понять, попробуем спросить, откуда взялась новая «категория Н2». Ответ представителей «Автотора» обезоружил: «Мы сняли с него все лишнее, и он прошел сертификацию». В данном случае «лишними» были лебедка, кенгурин, третий ряд сидений и еще кое-что столь же «незначительное».
Но эти хитрости уже не проблема покупателя. Ему предложено сэкономить 30 000 на вожделенном качественном Hummer. На российских дорогах (и, само собой, на бездорожье!) он выглядит и еще долго будет выглядеть одним из самых необычных автомобилей. И самым необычным – российской сборки.
Фото автора