Меняем масло в "дизеле"
Заметим, что сам факт наличия в моторе несливаемого остатка моторного масла конструкторов силовых агрегатов особо не волнует. Судите сами: чтобы выжать из дизеля всю смазку до капли, необходимо продуть масляные каналы коленчатого и распределительного валов, удалить смазку из масляного радиатора, осушить каналы подвода смазки к турбокомпрессору… Придется провести много ненужной и бессмысленной работы, и все для того, чтобы удалить 5-10% отработки. То есть проще учесть наличие этого самого окислителя при расчете срока службы моторного масла, что, собственно говоря, и делают двигателисты. Регламентные работы по замене моторного масла четко прописаны в руководстве по эксплуатации автомобиля и фиксируются в сервисной книжке. Итак, если вы используете одно и то же масло одного производителя и меняете его в установленный срок, то о самом существовании несливаемого остатка можете забыть.
Возникает резонный вопрос: а что произойдет, если при замене масла был залит продукт, отличный от того, что применялся ранее? Ведь, как известно, конструкторы ДВС предусматривают возможность использования масел различной вязкости и основы. Ответ прост. Смешение остатка со свежим маслом при изменении вязкости и самой основы, например, при переходе с минерального 15W-40 на синтетическое 5W-30, также не должно сказаться отрицательно на работе мотора. Возможность такого развития событий двигателисты просчитали. Более того, этот остаток отработанного масла уже не содержит в большой концентрации активных присадок, которые там были изначально, и они уже не окажут нежелательного химического воздействия на пакет свежего масла.
Типичный состав отработки это окислившаяся база, выработавшие свой ресурс присадки плюс новые включения в виде топлива, воды, кислот и продуктов горения и износа. Самое главное, чтобы масло не перерабатывало отведенный ему срок. Если с заменой повременить, то диспергирующие присадки будут израсходованы, перестанут накапливать сажу, окислы и другие продукты сгорания, образуя шлам. А моющие присадки перестанут эффективно бороться с лаком, что может привести к «залипанию» колец. То есть помимо несливаемого остатка на новое масло будет воздействовать и накопленный в моторе низкотемпературный осадок, где, кстати, и концентрируются кислоты, а это уже серьезный аргумент в пользу сокращения срока службы свежезалитого масла.
А теперь представим, что перевозчик, дабы продлить срок службы моторного масла, решил перейти на более высококачественные смазки, например c API CH-4 на CI-4 или с 228.1 на 228.5 по классификации MB (такая возможность экономии на моторном масле уже рассматривалась в прошлом номере журнала «Рейс». – Прим. ред.). В этом случае высока вероятность того, что более эффективные моющие присадки смоют накопленные внутри двигателя отложения и закупорят масляные каналы, что приведет к масляному голоданию и задиру на поверхностях трения. Делаем вывод: в случае переработки моторного масла и перехода на более качественный продукт следует сократить следующий интервал замены масла, как минимум, вдвое. Заметьте, ресурс масла упадет не из-за пяти литров отработки, а безалаберности перевозчика, который пренебрегал проведением регламентных ТО и после этого решил исправить положение, залив более качественный продукт.
Итак, как видим, говорить о том, что несливаемый остаток масла портит свежее масло, по меньшей мере, некорректно. Другое дело если, обнаружив утечку масла в пути, перевозчик долил моторное масло другой вязкости, да еще и другого производителя в пропорции, например, 1:2. Что произойдет в этом случае? Как правило, смешение базовых масел происходит без особых проблем, а вот с пакетами присадок все гораздо сложнее. Химические элементы, из которых состоит пакет присадок, сбалансированы, и любое вмешательство в эту, находящуюся в равновесии систему может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь мы не знаем, из каких химических соединений состоит пакет присадок, в какой пропорции они смешаны.
Каждый производитель хранит в строгом секрете состав своего продукта. Как поведут себя различные химические элементы в сложном организме моторе, предсказать крайне сложно даже химикам, не то что водителю, дело которого доставить груз из пункта «А» в пункт «Б». Именно по этой причине смешение моторных масел разного класса качества и основы в количестве более 15% не рекомендуется. Если же долив масла был единственно возможным выходом из сложившейся ситуации, то необходимо использовать моторное масло известного бренда аналогичного класса качества и вязкости. Уровень качества должен соответствовать, как минимум, рекомендованному производителем. И при первой возможности необходимо полностью заменить масло. При этом промывать систему смазки специальными моющими составами (маслами) не имеет смысла, а порой это и опасно. Резкое воздействие агрессивных моющих составов может обернуться активным отслоением шламов, если они присутствуют в двигателе, и закупоркой сетки маслоприемника.
Соблюдая эти простые условия, можно быть уверенным, что даже вдали от сервисной станции и непредвиденных потерях масла в пути вам не потребуется тратить массу сил и времени на поиски той же марки моторного масла. А при плановой замене масла – беспокоиться о том, что остатки отработки в двигателе нанесут большой вред свежему маслу