Chevrolet Cruze: крестный ход
Словотворчество на тему названий моделей — забава стремная. Ладно, если слово «звучит» и с чем-то ассоциируется (у иных «корейцев», а особенно «китайцев» — индекс многочленный: не пойми что и как произнести). В нашем Chevrolet есть то, другое, и язык не сломаешь. Но каков носитель — хорош ли как автомобиль?
По спросу, неплох. GM уже продал по всему миру свыше 270 000 таких машин, эти компактные седаны стали лидерами продаж во многих странах Центральной и Восточной Европы, среднемесячный рост сбыта — около 18% (конкуренты, небось, обзавидовались).
В России модель тоже не новичок, и за год продаж о машине уже написаны отчеты о журналистских тестах с менее или более продолжительными пробегами. Однако рассказа о настоящих дальняках не встречал. Нашей группе журналистов предстояло изучить авто в вояже.
Протяженность маршрута — 1800 км: по автобанам из баварского Мюнхена, по Тироли вьющимся асфальтом в Инсбрук, дальше — серпантинами Апеннин, сквозь тосканские холмы к Вечному городу. Все было как у взаправдашних странников: и очарования, и приключения. Разве график движения плотный.
В распоряжении нашего экипажа (поначалу ехали вдвоем) Cruze цвета спекшейся крови в комплектации LS. Индекс означает, что под капотом бензиновый мотор 1,8, трансмиссия автоматическая, 6-ступенчатая. Об остальном — в привязке к событиям.
Привезенные автовозом разноцветные машинки российской сборки (не новые – походившие), с московскими номерами ждали в прохладе подземного паркинга аэропорта. После прогорклого запаха пожарищ Москвы все кайфовали от аромата подземелья.
Мой спутник устроился на водительском месте: отрегулировал руль по высоте и вылету, подвигал сиденье назад-вперед и вверх-вниз. Уселся в позу пилота-спортсмена: подушка чуть не на полу, спинка практически вертикально, руки и ноги полусогнуты. Обхватил ладонью рукоять рычага коробки, подвигал локтем – иронично хмыкнул.
На спирали выезда из паркинга газанул – машину прорвало ревом. Стекла приопущены, вокруг бетонная кишка восходящего коридора — наверное, это усугубило акустический эффект.
На автобане не разогнаться — пробки. Разгар отпускного лета, и Европу несло на юга. В правых рядах медлительные кемперы с притороченными велосипедами и мотоциклами. Поток в левых рваный: только наберешь скорость — приходится замедляться. Водители Европы следуют неписанному правилу: если приходиться резко сбавить темп, включают «аварийку». Едущий позади, заметив сигнал, тоже его включает. И так по цепочке — чтобы предотвратить саму возможность «поцелуев».
Обычай наверняка приживется у нас. Соображение вот к чему. В «Крузе» кнопка с красным треугольником расположена под пальцем – на центральной консоли, на уровне набалдашника ручки переключения передач (ну, вы знаете, во многих других машинах до кнопки тянешься). Эргономисты Chevrolet мудры: «аварийка» становится активным средством безопасности. То, что кнопка под пальцем, для России вдвойне актуально: наши «бомбилы», чтобы подхватить клиента, со всей дури затормозят у тебя под носом хоть во втором-третьем рядах. А так хотя бы приучаться помигать. «Крузы» будут брать под такси, не сомневаюсь. Но я забегаю вперед.
Скоро пересечем границу с Австрией, закончится вольница с безграничным набором скорости на автобанах, а мы все стиснуты толпой автомобилей. Не то чтобы волоклись, однако не смогли проверить, разгонится ли машина до заявленных 190 км/час. А «пульнуть» подмывало. Другое дело, скоростные испытания выходят за рамки правил. Мы не на треке: «Круз» — в круизе. Вот и смирились. И вообще, буду оценивать машину именно как вояжера.
В неторопливости потока можно взглядом облизать машины друг друга. Повторю подмеченное авторами других публикаций о «крузах». Какого бы цвета и оттенка ни были кузова — черного, светлого, красного,— элементы ребристости облагородили экстерьер. Но с ними не перебрали — потуг на спортивность кузова нет. А покатость крыши и закругления в районе бамперов уравновесили влияние на облик противоречивых средств оформления. Всего — в меру. На фоне автомобилей-одноклассников «Круз» «смотрится»: ни разу не ширпотреб! Это к вопросу о самоощущениях владельцев.
О салоне скажу так. Для своего класса и своей ценовой группы в нем все адекватно: обзор, эргономика, обивка сидений с неявно контрастирующими полосками тканевых вставок, устройства регулировок, верхнее освещение. Сидеть удобно, в том числе, на диване. Набивка подушек и спинок сделана, по моим оценкам, с немецкими представлениями о мягкости-жесткости.
Если о комфорте, то и о подвеске. Напарник остался ею довольным не на все сто. А по-моему, она в норме. Лишь однажды жестко трясло на отрезке второстепенной дороги, словно изъеденной в поперечном направлении большими жуками-короедами (асфальтоедами?). Или я «принцесса на горошине». Но в целом, наши мамы могут быть спокойны за попы сыночков.
Приборная панель — украшение салона, так что заслужила отдельного абзаца.
Серебристые «стаканы», в которые помещены спидометр и тахометр, не утоплены, что привычно, заподлицо плоскости «приборки», а возвышаются. Эти цилиндры с «неправильным» срезом: верхний край стенки — выше, нижний — ниже. Композиция со стороны смотрится стильно. С «рабочего места» все функционально: ты глядишь перпендикулярно в дно «стаканов», потому выступающих частей не замечаешь — кромки цилиндров видятся как два круга. А вот сидящий рядом, если скосит взгляд на ближний к нему спидометр, показаний не прочитает — заслоняет стенка цилиндра. Но ведь в путешествии интересно знать о скорости, и вообще, — на долгих равнинных перегонах какая-никакая развлекуха… Обидно! (Сидел справа, знаю. Тем более досадно, что «приборку» надо было видеть, чтобы собрать информацию для этого материала.)
Наверное, такую архитектуру сочинили, дабы обезвредить стервозных жен. Чтобы не зудели: «Зачем гонишь? Мы не спешим!»… Но если рядом не стерва и вообще не жена?
И еще о «слепоте». Свечение показаний на дисплее (того, что между «стаканами» приборки) могло бы быть ярче. Другой дисплей-щель (по центру торпедо) странно запитан. На нем циферки забортной температуры и часов тоже, во-первых, неяркие, а во-вторых, как только днем включаешь ближний свет (что полагается делать на трассе), блекнут — не прочитать.
Или можно пережить? Зачем тебе градусы на улице, если ты здесь, где температуру прекрасно держит климат-контроль! Хочешь знать время — так часы на руке. Удовлетворись тем, что в темноте на дисплеях все различимо. Ворчун был бы прав, если бы не все двери оборудовали стеклоподъемниками, а только передние. Или багажник (450 л объема) не вместил скарб экипажа, а то ведь уложили чемоданы и сумки троих (когда команда пополнилась); укомплектовали бы машину докаткой, а так в багажнике полноценное пятое колесо…
Всякий раз, когда мы со спутником менялись ролями, приходилось перестраивать водительское место. Механическим «лифтом» я поднимал подушку «с пола» — габариты машины хочу не только чувствовать, но и видеть, даже при наличии парктроника; подушку отодвигал (я чуть выше спутника) — в коленях должен быть лишь небольшой изгиб; спинку отклонял на столько, чтобы руки были практически прямыми. Мне удобно так. Привычку привили учителя — раллисты старой школы.
Обсудили достоинства и недостатки поз каждого из нас, и выяснилось, чему напарник ухмыльнулся в паркинге аэропорта. Когда устроился, ощутил: держать ладонь на рукоятке рычага КП несподручно. Приходится выше, чем «требует» рука, ее приподнимать, в частности, в локте. Почти так тостующий держит бокал. Партнер съязвил: «Под палкой целый постамент».
Ну, не знаю… С «автоматом» надолго вцепляться в рычаг необязательно, разве если переводишь коробку в секвентальный режим (в «Крузе» он есть), и «палкой» приходится манипулировать. Но если так уж неудобно, а принципы позволяют, приподними подушку. Сиденье подстраивается под любое тело. Третий в экипаже — дородный фигурой: за рулем ему было недурно. Сетовал лишь на взрывы движка и на то, что в автомобиле нет автомата. Нет, другого — с газированной минералкой.
Мы уже колесили по горной Австрии. Обалдели от изумруда отвесных склонов с надрезами от нитей водопадов; от потрепанных солнцем белых шапок, нахлобученных на вершины; колорита цветников под окнами жилищ; от фантазийных тирольских фигурок, украсивших улицы… Остановились поесть.
Перед ресторанчиком на тесную стоянку (сколько той Австрии!) понадобилось вывернуть так, чтобы правым бортом не «лизнуть» другую машину, а слева не зацепить, даже не спугнуть отдыхающих коняшек с повозкой. Зарулю запросто. Но баранку до упора — а радиуса поворота «не хватает». Пришлось маневрировать. А как будет на дорогах-вьюнках Апеннин?
К границе между Австрией и Италией, заброшенной на высоту 2,5 тысячи метров, поднялись по щадящему (что выяснили только на спуске) серпантину. Вот тут мотор допекал. Его прорывало вдруг, словно норовил сделать из нас заик.
На пологом участке идешь под восемьдесят (на тахометре чуть за 2000 об/мин, шестая передача), слева освободилась полоса — можно ускориться. Прижмешь педаль, как обычно, — ничего не происходит. Еще прибавишь… Коробка «падает» на третью, обороты подскакивают где-то до 4,5 тысяч — движок как гаркнет!
На подъеме по серпантину газ дозируешь не по крохам — нажимаешь. Но тут хотя бы знаешь: за каждым поворотом жди «истерики».
Версия: мотор вел бы себя более сдержанно, кабы не шестая передача в трансмиссии, а ее «воткнули» в угоду евро-эконормам. Но этот всеобщий скулеж вскоре прекратится, потому как нормы не обойдешь, не перепрыгнешь.
В какой-то момент за наш руль сел коллега, который по всему маршруту вел автомобиль с «механикой». Поразился особенностям звукоизвлечения нашего LS и сказал, что его «Круз» ревом душу не тревожит. Что тут скажешь: уж если мотор в сцепке с «автоматом» проявляет несдержанность, в машине уместна шумоизоляция получше. Уверен, появится после первого же рестайлинга.
После одного из долгих перегонов притормозили на обочине. Вокруг горный лес, птички изгаляются — счастье!.. Раззявили капот. А это как понимать? Между мотором и радиатором просвет: под картером нет защиты. Совсем! Это не по-российски. Конечно, владелец, скорее всего, ее установит, так почему не ввести деталь в штатную комплектацию?
Но не надо казаться умнее спецов из GM — они могли рассудить так. Один купит «Круз», чтобы кататься только по мегаполису и трассам, а зимой машинку не трогать — так зачем тратиться на защиту картера? Другой ездит исключительно в городе, но и зимой тоже — этот насадит пластмасску. Третий мотается куда ни попадя и круглый год — тогда крепи «броню». Погорячились мы с критикой.
…В верхней точке перевала втиснулись на пятачок возле щитов с надписями названий обоих государств. Туда-сюда сновали автомобили и мотоциклы. (Тоже мне, граница! А полосатые столбы с колючей проволокой? А таможня? А паспортный контроль?) Рядом ручеек талой воды ледников. Я напился из ладоней — и на весь долгий спуск был счастлив ее вкусом чистоты. Не хотел перебить ощущения даже крепчайшим кофе-ристретто — по-настоящему умеют делать «чистый кофеин» только в Италии. Как истинные путешественники, мы ввели в обычай разок в день посибаритствовать в придорожном заведении за чашечкой бодрящего, с видами на умопомрачительное.
Серпантин на спуске — мужской. Прямые отрезки коротки, поворотов — не счесть, большинство — на 180 градусов. Или круче: после маневра ты отчасти как бы въезжаешь под выше нависающий участок спуска. В некоторых местах ширина дороги — в полторы машины. Приходилось останавливаться, пропускать едущих на подъем. Здесь разделительная полоса разметки прерывается – она может сбить с толку малоопытного.
Поразительно, но на десятках километров серпантина нанесена разметка — не ленятся. На самых крутых изгибах «спецучастков» местные дорожники умудрились спрофилировать полотно как виражи, с легким наклоном внутрь поворота. Какова забота о безопасности! Но это ж надо было вгрызаться в породу! Нашенские, небось, сочли бы подобное излишеством: «И так сойдет».
— Но самая главная разметка та, которую нанесли шины: это указатель правильных траекторий прохождения виражей, — произнес мой мудрый спутник.
На асфальте многих поворотов, и вправду, сажевые следы от резины. Видать, здесь любят порысачить спортсмены в душе. Их можно понять.
Однако, о нашей машине. Опасения, что на серпантинах ей может не хватить юркости, нисколько не оправдались. Это раз. Второе: в какой-то момент напарник перевел коробку в секвентальный режим, чтобы на склонах тормозить еще и двигателем. Все прошло штатно — тормозил. Так ехали не долго: дорога не пустует, машины часто выстраиваются в вереницу (за большегрузами и женщинами за рулем), темп продвижения не ахти какой, так что чаще хватает «автомата» и тормозной системы.
Странствующему по этому уголку Италии надо знать и то, что в горах иногда глючит навигатор. Ты развилку уже проходишь, когда он просыпается: «Поворот направо». Во Флоренции прибор становится совсем тормозным. Выход: наплюйте на темп уличного потока и поезжайте медленно — дайте навигатору лишние пару-тройку секунд подумать. Быстрее доберетесь по назначению.
… Если не час пик, платные strada rotabile, скоростные трассы Италии, — сплошной искус разогнаться (на знаках ограничения скорости — 110, значит, можно безнаказанно набрать всего 130). Знаешь, что фотофиксаторов полно, штрафы зверские, но в азарте тебя все равно несет.
Пару раз разгонял «Круз» до 175 км/час, причем, легко. Чувствовал, просто достичь и максималки, но не настолько дороги свободны. А в «шашки» не играю. Надеюсь, что штрафы не разорят. Один из наших додумался (хочу верить, что он прав): компьютеры дорожной полиции должны свихнуться, силясь «прочитать» незнакомые им московские номера, тем более, наши машины ввезли в Европу на автовозе. Но если в Евросоюз ты въехал «на своих четверых», соразмерь темперамент с платежеспособностью.
Самое впечатляющее «техническое» приключение произошло с «Крузом» одного из экипажей.
На полпути к одному из промежуточных финишей автомобиль пришлось дозаправить. Километров 50-60 машина шла нормально, как вдруг тяга скисла. Едва дотянули до очередной бензозаправки. На удачу, рядом небольшая СТО. Мастера вычислили: в баке — солярка.
Вот почему так произошло. На АЗС Германии и Австрии надпись «бензин» чаще всего наносят по-английски: «Gazoline». В Италии наши ребята подъехали к колонке с почти таким же словом, разве что на итальянский лад: «Gazolio». А оно здесь означает «дизтопливо».
Дело шло к вечеру, и придорожные ремонтеры обещали до завтра слить из бензобака дрянной коктейль, очистить бензопроводы и форсунки. Утром звонят: движок «крякнул». Рассказали, как ремонтировали. Если без подробностей, орудовали они как последние лохи. Всем наука: оно, конечно, Европа, да и в ней не доверяй первому встречному.
Но мотору «Круза» за то, что завелся и долго, бодро вез на адской смеси, — зачет. Даже не «пятерка» — «пять с плюсом».
Распирает поделиться туристическими впечатлениями: от мощи Криммленского водопада, необъяти крупнейшего на континенте озера Гарда, об урочище древности — пещере Ветра, нескончаемых тротуарах-галереях Болоньи. Кто-то из наших урвал от отдыха и смотался в Пизу. С сумерек и за полночь мы бродили по предпраздничной Сиене: через пару дней после нашей ночевки конники — представители 17 контрад (местных семейств) должны были по старинному обычаю в скачках без седел оспаривать право назначить своего родича руководить городом очередной срок. Побывали в Венеции, готовящейся к своему кинофестивалю, Флоренции и Риме — о них что-то говорить излишне… Но экскурсионные подробности — для другого материала. Разве что несколько фотографий.
Однако впечатления — богатейшие. Такой режим приобщения к непознанному, в каком мы пребывали, абсолютно полноценный. И важно, что после многих часов за рулем усталость не валила, сил хватало подолгу ходить, любоваться, удивляться. Cruze — автомобиль легкий для дальних странствий.
А чтобы исчерпать языковедческую тему, вспомним, что слово cruze в переводе с испанского — крест. Так ведь фигура и лежит в основе эмблемы Chevrolet.
И еще: в испаноязычных государствах многие поселения именуются Santa Cruze. Красиво. И готовое название для следующей модели.
P.S. Может, читателю интересно знать, как проходит фотосъемка автомобилей в движении. Часто - так.